От Андрей
К И.Пыхалов
Дата 12.10.2004 18:13:00
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Атеиствующим и воинствующим

> Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополит Анастасий.

Вы, вообще, понимаете разницу между РПЦЗ и РПЦ МП?
Почитайте Обращение Сергия, митрополита Московского и Коломенского, 22 июня 1941 года (приведено ниже) и сравните с позицией РПЦЗ.
Как историку, (раз уж затронули такую тему) загадаю Вам загадку: за что был награжден Сталинской премией, приглашен в Москву в 1947 г. и щедро одарен митрополит гор Ливанских Илия?


ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ ХРИСТОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.


Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере.


Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.


Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.


Если кому-то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Большия сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.


Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам дарует победу.
Патриарший
местоблюститель
смиренный Сергий,
Митрополит Московский
и Коломенский.
Москва.
22 июня 1941 года

--------------------------------------------------------------------------------

От И.Пыхалов
К Андрей (12.10.2004 18:13:00)
Дата 14.10.2004 04:33:47

Велика ли разница между РПЦ и РПЦЗ?

>> Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополит Анастасий.
>
>Вы, вообще, понимаете разницу между РПЦЗ и РПЦ МП?
>Почитайте Обращение Сергия, митрополита Московского и Коломенского, 22 июня 1941 года (приведено ниже) и сравните с позицией РПЦЗ.

Сегодня РПЦ и РПЦЗ явно движутся к объединению. Причём если организационно перевес у РПЦ (как более крупной и денежной структуры), то идеологически явно преобладает РПЦЗ:

http://www.ng.ru/politics/2004-05-20/2_churches.html

«В принятом коммюнике определены четыре основных направления деятельности комиссий. Первые два касаются выработки "совместного понимания" взаимоотношений Церкви и государства, а также отношения Церкви к инославным общинам и межконфессиональным организациям. Эти два вопроса — так называемые проблемы "сергианства" (сотрудничества с безбожной властью) и "экуменизма" (участия православных в межконфессиональных структурах) долгое время были главными обвинениями "зарубежников" в адрес Московского Патриархата и казались идеологически непреодолимым препятствием для диалога. Сегодня эти обвинения практически сняты с повестки дня, и, вероятно, комиссии вынесут формальное решение о том, что эти проблемы имеют уже сугубо историческое значение».

Т.е. «зарубежники» обвиняют иерархов РПЦ в «сергианстве», но готовы, так уж и быть, простить «за давностью лет». Опять же, канонизация Николая II явно сделана в угоду РПЦЗ. Встречных же обвинений — в той же поддержке Гитлера — не звучит.

Сегодня от наших православствующих то и дело слышишь: коммунисты, покайтесь за то, покайтесь за сё. А вот интересно, за прославление Гитлера кто-нибудь покаялся?

>Как историку, (раз уж затронули такую тему) загадаю Вам загадку: за что был награжден Сталинской премией, приглашен в Москву в 1947 г. и щедро одарен митрополит гор Ливанских Илия?

Как историк скажу, что специально этот вопрос не изучал. В частности, не уверен, что данное событие (награждение митрополита Илии Сталинской премией) вообще имело место. Например, небезызвестный диакон Кураев считает, что этого не было:

http://www.TRUD.ru/Arhiv/2003/06/26/200306261150801.htm

От Андрей
К И.Пыхалов (14.10.2004 04:33:47)
Дата 14.10.2004 10:47:44

Смотря как мерить...

>Т.е. «зарубежники» обвиняют иерархов РПЦ в «сергианстве», но готовы, так уж и быть, простить «за давностью лет». Опять же, канонизация Николая II явно сделана в угоду РПЦЗ. Встречных же обвинений — в той же поддержке Гитлера — не звучит.

Не стоит доверять НГ, особенно, в таких вопросах. Вот ссылка на интервью одного из иерархов РПЦЗ и послесловие на него редакции православного информационного агентства:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=102507

"И еще одно замечание к позиции владыки Гавриила и его единомышленников. Сколько мы уже слышали обличений в адрес пресловутой "Декларации митрополита Сергия". Но почему-то обличители не вспоминают при этом, что и сама РПЦЗ не свободна от этого греха. Ведь спустя несколько лет РПЦЗ заключила подобную же Декларацию с властями фашистской Германии. Чем интересно Гитлер лучше Сталина?! Разве в фашистской Германии существовал не безбожный антихристианский режим?!

Владыка Гавриил справедливо говорит о необходимости икономии в отношениях РПЦ и РПЦЗ. Только из контекста его слов следует, что это Зарубежная Церковь должна проявить икономию (снисхождение) к нам, к Московскому Патриархату. Думается, что это принципиально неправильная и неконструктивная позиция, ибо в процессе объединения двух частей нашей многострадальной Матери-Церкви нет правых и виноватых, нет судей и подсудимых. Понятно, что сыновьям и внукам тех, кто был вынужден бежать из России, непросто увидеть в нас братьев, обида и горечь, видимо, остаются. Но разве нам, русским православным людям в Отечестве, отцы, деды и прадеды которых проливали кровь свою за Родину в годы Великой Отечественной войны, легко отнестись как к братьям к сыновьям тех, кто пришел в Россию вместе с фашистами, кто под предлогом борьбы с коммунизмом поддержал немецкую агрессию?
Словом, подвиг снисхождения должны проявить обе стороны. Икономия должна быть обоюдной, только такой путь приведет к успеху".


>Как историк скажу, что специально этот вопрос не изучал. В частности, не уверен, что данное событие (награждение митрополита Илии Сталинской премией) вообще имело место. Например, небезызвестный диакон Кураев считает, что этого не было:

Во многих источниках говорится, что митрополит Илия отказался от премии. Но сам приезд его зафиксирован документально, есть воспоминания людей, принимавших участие в его поездках по СССР.
Мнение Кураева интересно, но он, к сожалению, церковный аналог НГ. Отец диакон много чего говорит и часто заговаривается. Некоторые его взгляды просто противоречат учению Церкви, например, в вопросе о содомитах.

От И.Пыхалов
К Андрей (14.10.2004 10:47:44)
Дата 15.10.2004 04:42:45

Икономия должна быть икономной?

>"И еще одно замечание к позиции владыки Гавриила и его единомышленников. Сколько мы уже слышали обличений в адрес пресловутой "Декларации митрополита Сергия". Но почему-то обличители не вспоминают при этом, что и сама РПЦЗ не свободна от этого греха. Ведь спустя несколько лет РПЦЗ заключила подобную же Декларацию с властями фашистской Германии. Чем интересно Гитлер лучше Сталина?! Разве в фашистской Германии существовал не безбожный антихристианский режим?!

Т.е. РПЦЗ обвиняет РПЦ в «сергианстве», в ответ со стороны последней в адрес РПЦЗ раздаётся робкий упрёк в поддержке Гитлера, который, дескать, «не лучше Сталина» (но подразумевается, что как бы и не хуже).

>Владыка Гавриил справедливо говорит о необходимости икономии в отношениях РПЦ и РПЦЗ. Только из контекста его слов следует, что это Зарубежная Церковь должна проявить икономию (снисхождение) к нам, к Московскому Патриархату. Думается, что это принципиально неправильная и неконструктивная позиция, ибо в процессе объединения двух частей нашей многострадальной Матери-Церкви нет правых и виноватых, нет судей и подсудимых. Понятно, что сыновьям и внукам тех, кто был вынужден бежать из России, непросто увидеть в нас братьев, обида и горечь, видимо, остаются. Но разве нам, русским православным людям в Отечестве, отцы, деды и прадеды которых проливали кровь свою за Родину в годы Великой Отечественной войны, легко отнестись как к братьям к сыновьям тех, кто пришел в Россию вместе с фашистами, кто под предлогом борьбы с коммунизмом поддержал немецкую агрессию?
>Словом, подвиг снисхождения должны проявить обе стороны. Икономия должна быть обоюдной, только такой путь приведет к успеху".

Говоря русским языком, смысл этих двух абзацев следующий:

1) РПЦЗ не собирается каяться за поддержку Гитлера

2) РПЦ не собирается требовать, чтобы РПЦЗ за это покаялась

3) Вместо этого предлагается «проявить подвиг снисхождения» на «обоюдной основе»: вы нам прощаете «сергианство», мы вам — поддержку Гитлера.

Вот и выходит, таким образом, что РПЦЗ и РПЦ, как говорится, «одним миром мазаны».

От Андрей
К И.Пыхалов (15.10.2004 04:42:45)
Дата 15.10.2004 11:09:18

Неостроумно

>Вот и выходит, таким образом, что РПЦЗ и РПЦ, как говорится, «одним миром мазаны».

Очень глубокомысленные выводы из интервью ОДНОГО из иерархов РПЦЗ и РЕЦЕНЗИИ на это интервью!
Хотите знать факты - обратитесь к источникам. Ссылкой на это интервью я довел до Вас наличие мнения, отличного от РПЦЗ. Вы же начинаете сразу додумывать и делать неумные обощнеия. Хватить уже манипулировать, у Вас это плохо получается.

От И.Пыхалов
К Андрей (15.10.2004 11:09:18)
Дата 15.10.2004 13:50:29

Зато верно по сути

>Хотите знать факты - обратитесь к источникам. Ссылкой на это интервью я довел до Вас наличие мнения, отличного от РПЦЗ. Вы же начинаете сразу додумывать и делать неумные обощнеия. Хватить уже манипулировать, у Вас это плохо получается.

Факты таковы:

1) Накануне и во время Великой Отечественной войны РПЦЗ (а также ряд представителей духовенства РПЦ, оказавшихся на оккупированной территории) славили Гитлера.

2) РПЦЗ за прославление Гитлера не покаялась и не собирается каяться.

3) РПЦ, собравшись объединяться с РПЦЗ, не ставит в качестве условия, чтобы РПЦЗ покаялась за прославление Гитлера. Вместо этого РПЦ готова проявить в этом вопросе снисхождение (или, говоря по-учёному, икономию).

Пункт 1 является доказанным. По п.2 и 3 Вы не привели ни одного факта, опровергающего эти тезисы.

От Андрей
К И.Пыхалов (15.10.2004 13:50:29)
Дата 15.10.2004 15:07:37

Повторю вопрос

Что Вы пытаетесь доказать?
Что Русская Православная церковь желала победы Гитлеру?

>Факты таковы:

>1) Накануне и во время Великой Отечественной войны РПЦЗ (а также ряд представителей духовенства РПЦ, оказавшихся на оккупированной территории) славили Гитлера.

Факты таковы, что РПЦЗ появилась исключительно по причине уничтожения Православия в России руками сами знаете кого. И понять РПЦЗ (не оправдать, но понять) тоже можно.
Факты таковы, что множество православных мирян и клириков геройски прошли войну, очищая страну от фашизма, что православные приходы собирали деньги на покупку техники для Красной армии.

>2) РПЦЗ за прославление Гитлера не покаялась и не собирается каяться.

Кому они должны каяться? Вам? Как Вы себе, вообще, предсталяете покаяние?

>3) РПЦ, собравшись объединяться с РПЦЗ, не ставит в качестве условия, чтобы РПЦЗ покаялась за прославление Гитлера. Вместо этого РПЦ готова проявить в этом вопросе снисхождение (или, говоря по-учёному, икономию).

А Сов. власть перед Церковью покаялась? А Вы как сталинист можете покаяться за ошибки (преступления) Ваших предшественников перед Церковью?

От Durga
К Андрей (15.10.2004 15:07:37)
Дата 15.10.2004 15:56:34

Re: Повторю вопрос

>Что Вы пытаетесь доказать?
>Что Русская Православная церковь желала победы Гитлеру?


Я полагаю тут два тезиса, скажу грубо. 1) РПЦЗ - эмигрантский отстой, кушающий крем марго и раздувающий свою шизу, освятивший себя предательством.

2) РПЦ идет на поводу у РПЦЗ из за современных иудиных политических реалий, и скорее всего будет вынуждена согласится со всем, что оттуда скажут.

От Георгий
К Андрей (14.10.2004 10:47:44)
Дата 14.10.2004 11:01:50

Большое спасибо за сведения.

Стало легче. Но все же, согласитесь, гораздо чаще можно встретить иные взгляды. Или вообще молчание "рыбы Баскервилей", по выражению Конст. Крылова.

От Андрей
К Георгий (14.10.2004 11:01:50)
Дата 14.10.2004 17:38:14

Пожалуйста.

>Стало легче. Но все же, согласитесь, гораздо чаще можно встретить иные взгляды. Или вообще молчание "рыбы Баскервилей", по выражению Конст. Крылова.

По поводу "молчания" согласен с Вами.

От Георгий
К И.Пыхалов (14.10.2004 04:33:47)
Дата 14.10.2004 10:07:57

Короче говоря, не совсем ясен вопрос, искренни ли были "здешние" иерархи

Вообще-то это обращение Сергия очень напоминает обращения других, вполне "светских" деятелей, которые, "когда настало время", быстренько объявили, что тогда их ЗАСТАВЛЯЛИ прославлять то и это - а вот теперь наконец-то они могут сказать то, что думают.

Тем более это верно в отношении "репрессивного" сталинского времени.
При этом, опять-таки, огульно и без доказательств обвинять митрополита Сергия нельзя.

Вот мне и интересно - как вели себя "наши", не "зарубежные" иерархи на оккупированных территориях - особенно когда был еще неясен исход войны?

К сожалению, многим верующим важно, чтобы церковь была открыта, а остальное их не касается. Есть такое. По личному опыту знаю. Но в 1940-х гг. не жил.

От Кудинов Игорь
К Георгий (14.10.2004 10:07:57)
Дата 15.10.2004 14:23:55

Есть книга по коллаборационизму на окк. территориях СССР 41-44 годов

недавно изданная, в Москве лежит в книжных, если интересно, могу чуть попозже дать полные выходные данные. Там большая глава по сотрудничеству церковников с оккупантами.

От Андрей
К Кудинов Игорь (15.10.2004 14:23:55)
Дата 15.10.2004 14:52:02

Re: Есть книга...

>недавно изданная, в Москве лежит в книжных, если интересно, могу чуть попозже дать полные выходные данные. Там большая глава по сотрудничеству церковников с оккупантами.

А все остальные главы - о сотрудничестве нецерковников с оккупантами.

От Буслаев
К Андрей (15.10.2004 14:52:02)
Дата 15.10.2004 15:56:02

Re: Есть книга...

>А все остальные главы - о сотрудничестве нецерковников с оккупантами.<

Не равняйте преступления пастырей с преступлениями овец.

От Кудинов Игорь
К Андрей (15.10.2004 14:52:02)
Дата 15.10.2004 15:06:44

не совсем так

очень интерсные главы об образовании, сельхозполитике, финансах на оккупированных территориях.
Конечно, коллаборрационисты были среди всех слоев и групп, однако пропорции, сами, понимаете, были разными. Естественно, что немцы отдавали приритетет "пострадавшим от Советов".

От Андрей
К Кудинов Игорь (15.10.2004 15:06:44)
Дата 15.10.2004 15:27:17

Re: не совсем...

>Конечно, коллаборрационисты были среди всех слоев и групп, однако пропорции, сами, понимаете, были разными. Естественно, что немцы отдавали приритетет "пострадавшим от Советов".

Тем более, надо учесть, что большинство "пострадавших", не задумывась, пошли защищать Родину.
А Вы жалеете, что "недодавили"...

От Кудинов Игорь
К Андрей (15.10.2004 15:27:17)
Дата 15.10.2004 15:57:56

это спорно очень, как насчет "большинства", так и "не задумываясь" (-)


От И.Пыхалов
К Георгий (14.10.2004 10:07:57)
Дата 15.10.2004 05:03:12

Как вели себя "наши" (*)

>Вот мне и интересно - как вели себя "наши", не "зарубежные" иерархи на оккупированных территориях - особенно когда был еще неясен исход войны?

http://www.duel.ru/199920/?20_6_1

Дуэль. 18 мая 1999. №20(111)

НАДО ПОМНИТЬ

(Д.Адамов)

Посылаю вырезку из газеты «Псковская правда». Эта публикация относится к периоду 1959–1960 гг. Вряд ли многим известны сегодня позорные факты сотрудничества монахов Псковско-Печорского монастыря с фашистскими оккупантами. Хочу также кое-что добавить из своих личных воспоминаний, поскольку во время оккупации ребенком не раз бывал на службах в Свято-Духовом Виленском монастыре, упоминаемом в статье митрополита Сергия. О службе у фашистов местные прихожане тогда не знали. Начали догадываться об этом, как я понял тогда из разговора взрослых, лишь после того, как этого фашистского ставленника расстреляли советские патриоты-партизаны.

В музее были документы о том, как по указанию этого проклятого дьявола Сергия в Печорском монастыре были организованы многодневные молебны «о даровании нашему Адольфу Гитлеру победы над красными большевиками». Подумать страшно, что православные попы молились об этом буквально в ста верстах от того места, где одержал победу над немецкими псами-рыцарями Александр Невский, причисленный этими же попами за свой подвиг к лику святых...

Не думаю, что обо всем этом не знает наш нынешний патриарх Алексий II. И наверняка он в годы оккупации прислуживал подонку-предателю митрополиту Сергию, во время наездов последнего в эстонскую епархию. А уж о том, что разделял в своем отрочестве и юности будущий патриарх взгляды антисоветски настроенного Сергия можно нисколько не сомневаться.

Вспомним, «откуда есть и пошел» наш нынешний патриарх. Он из семьи Ридигеров — прибалтийских немцев. Его папа — высокопоставленный чин царского генерального штаба — с приходом к власти большевиков дал деру в белоэмигрантскую Эстонию, а с приходом и туда Советской власти отправил сынулю тихо служить по церковной линии. В расчете, что авось большевики не тронут молодого попика.

Как видим, не тронули! А при ельциновском перевороте такой тихий богомольный попик еще как пригодился, чтобы поставить отпрыска прибалтийских немцев во главе всего русского православия. И нечего тут восклицать: «Дивны дела твои, Господи!» В 1991 г. мы все с вами безропотно восприняли вознесение на престол такого патриарха, который лучше всего подходил к человеконенавистнику Ельцину. Оба они — воистину два сапога пара!

Никакие благостные речи Алексия II пусть не вводят вас, дорогие сограждане, в заблуждение. Еще раз вспомните факты.

1993 г. Кровавая расправа над Белым домом. Что в этот трагический момент делает наш святой отец? Отлеживается на пуховиках. Едет в Германию и приносит там покаяние. За что? За то, что большевики всем немцам «принесли так много зла». Выведены войска наши из Германии. На экране телевизора — море бывших военных грузовых машин. Всех их Ельцин дарит Патриарху, будто бы попы собираются сеять и жать урожай для всей земли Русской. А пасхальные целования Патриарха с президентом, вспомните? Это ли не иудины целования?

Алексий II стар. Если он действительно верующий человек, то ему следовало бы всенародно покаяться перед русскими людьми, снять свой патриарший клобук, облачиться в одежду рядового монаха и уйти замаливать свои грехи и грехи фашиствовавших попов в подземелья Псково-Печерского монастыря. Пещеры этого монастыря как раз и приспособлены для схимы-покаяния.

Удивляюсь, как не стыдно Патриарху служить театрализованные литургии в храме Христа-Спасителя, построенном на деньги, отобранные у голодного, униженного и отчаявшегося народа.

Юрий Игнатьевич! В Латвии стали запрещать продажу «Дуэли», потому что боятся ее.

Латвийский негр (т.е. негражданин Латвии)


Печорский монастырь в дни фашистской оккупации

Псково-Печорский монастырь имеет почти 500-летнюю историю. Своим живописным расположением, древними строениями он, как памятник старины, всегда привлекал и привлекает немало паломников, туристов, экскурсантов.

Встречая посетителей, монахи обычно охотно и много рассказывают о монастыре. Они красочно повествуют об истории его возникновения и значении в защите Российского государства, когда оно подвергалось нашествиям иноземных захватчиков. В подтверждение показываются пещеры, где захоронены павшие в боях воины монастырской крепости, называются дары московских царей и князей за воинские заслуги и доблесть.

Монастырь сыграл немалую роль в защите северо-западных границ Руси от нашествия ливонцев, поляков, шведов. Можно гордиться мужеством и героизмом его воинов, свято охранявших тогда рубежи и независимость нашей Родины. Однако все это было в далеком прошлом. А позднее? Рассказы о последующей истории монастыря короче и бледнее. О последних же десятилетиях своей деятельности монахи вообще не любят вспоминать.

Почему, рассказывая пространно и ярко о событиях 200–300-летней давности, хозяева монастыря умалчивают о событиях времен не столь отдаленных, например, в годы самого тяжелого испытания, выпавшего на долю нашего народа, — немецко-фашистского нашествия? Так ли, как и во времена Ивана Грозного, монастырь и его братия защищали свою Родину от иноземных захватчиков? Ответы на эти вопросы обычно сводятся к невнятным рассуждениям о разрушениях, причиненных монастырю во время войны, о потере сокровищ, представляющих историческую ценность.

Может быть, монашеская скромность не позволяет подробно говорить о ближайшем периоде истории? Или, быть может, хорошо зная отдаленное прошлое, монахи забыли, что было 17–20 лет тому назад? Нет. Дело не в скромности и не в слабости памяти. Дело в том, что не в пример своим предкам монахи Псково-Печорского монастыря в годы Великой Отечественной войны вели себя как изменники и предатели.

Нынешние хозяева монастыря хотят скрыть это. Приспосабливаясь к чувствам верующих, они пытаются представить себя и своих предшественников патриотами Родины. Но это ханжество и лицемерие начисто разоблачают исторические факты — многочисленные письма, фотографии и другие документы, сохранившиеся до наших дней.

В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики были приняты монастырем не как враги, а как дорогие гости. Вот подлинная, чуть пожелтевшая фотография того времени. На фоне Успенского собора (внутри монастыря) в несколько рядов удобно разместилась большая группа людей. У многих — массивные кресты. Это церковная знать, представители монастыря и приходского духовенства. На переднем плане в центре — полнолицый, довольный собою бородач в праздничном подряснике и белом клобуке, с крестами и наградами. Это митрополит Сергий. А по обе стороны его — фашистские офицеры: военный комендант города Печор и гебитскомиссар Беккинг в парадной форме войск «СС». Тут же вместе с другими офицерами гитлеровской армии архиепископы Даниил и Павел, епископы Иоан и Макарий, наместник монастыря Павел Горшков, монахи Илья Нечаев, Никон, Аркадий, схимник Симеон, благочинный Элий Верхоустинский, священники Быстров, Жемчужин, кулак Долмановский и другие. Так запечатлен разбойничий союз креста и черной свастики, заключенный в Печорском монастыре.

А вот еще одна подлинная фотография, сделанная в сентябре 1943 г. На ней запечатлена трапеза, устроенная в честь «именитых гостей». Пирушка состоялась не в трапезной и не в доме настоятеля монастыря, а прямо у алтаря в Сретенском храме. В своем угодничестве перед оккупантами монастырские власти попрали «святость» этих мест.

За длинным столом — фашистские офицеры, отцы духовные, предавшие Родину и веру, церковные приспешники. Перед иконостасом, спиной к нему, сидит все тот же коренастый бородач — митрополит Сергий. Пирующие довольны. В их компании — женщины.

Монахов в монастыре в то время было немного. По списку, составленному наместником монастыря, их насчитывалось всего 18, и 41 человек было обслуживающего персонала, в числе которых, по тому же списку, в этом мужском монастыре значилось 26 женщин. Многие женщины были постоянными сожительницами монахов, в том числе наместника монастыря игумена Павла Горшкова.

Горшков впервые появился в Печорах в 1924 г. по приглашению бывшего наместника монастыря белогвардейского офицера Ивана Булина. Зная Горшкова как черносотенца и убежденного монархиста, Булин рассчитывал, что в его лице он найдет деятельного соратника по политическим авантюрам. И расчеты эти оправдались. Горшков активно участвует в ряде белоэмигрантских антисоветских организаций, выступает ярым врагом Советского государства.

Сохранился небезынтересный снимок: игумен Павел Горшков со связкой ключей встречает у ворот монастыря фашистского коменданта города Печоры. На лице игумена довольная улыбка. Долгие годы ждал он этого момента. И вот дождался. Весь внешний вид Горшкова говорит о том, что он готов отдать все имеющееся в монастыре для установления гитлеровского «нового порядка».

Архивные документы свидетельствуют, что многие советские патриоты стали жертвами предательства игумена. Уже в конце 1941 г. он выдал троих советских граждан, наивно искавших в монастыре убежища от преследования жандармов. Все, о чем узнавал Горшков от доверчивых прихожан, сразу становилось известно немцам. Ближайшей помощницей его в предательских делах была Эльза Грюнверг. Она выполняла роль связной, сожительницы и тоже собирала для оккупантов сведения о советских людях.

С церковного амвона игумен Горшков вел разнузданную антисоветскую пропаганду — призывал верующих вступать в так называемую «Русскую освободительную армию», а с приездом в Печоры изменника Родины Власова благословил его на борьбу против Советской Армии. Весной 1943 г. совместно с экзархом Сергием и другими немецкими ставленниками из числа духовенства Павел Горшков изготовил и подписал обращение к населению Эстонии, Латвии и Литвы с призывом вступить в «РОА».

Перед нами сохранившаяся подлинная записка Горшкова областному и районному гебитскомиссару Беккингу, отправленная 22 июня 1942 г. в связи с годовщиной нападения фашистской Германии на СССР. В этой записке Горшков приветствует приход гитлеровских оккупантов.

Подобные верноподданнические письма оккупантам, доклады посылались игуменом неоднократно. В день рождения Гитлера Горшков направил ему поздравительную телеграмму и подарки от братии монастыря. В ответ на это гебитскоммисар Бомбе сообщил Горшкову: «Канцелярия фюрера уполномочила меня передать вам благодарность за поздравление и присланный вами подарок ко дню рождения фюрера».

Но ни молитвы, ни предательство отцов духовных не помогли фашистам. Советская Армия все дальше и дальше отбрасывала их на запад. И в это время под руководством Горшкова совершается новое преступление. Веками скопленные в монастыре сокровища упаковываются и вывозятся.

Вопрос о монастырских ценностях был предметом долгих и жарких споров. В их присвоении были заинтересованы дельцы в Берлине, Риге и других городах. По этому вопросу Горшков вел длительную переписку с гитлеровским гебитскомиссаром Беккингом, который писал: «Я считаю нужным, чтобы о мероприятиях по эвакуации и месте хранения монастырского имущества было известно только вам и небольшому кругу лиц, которых вы назначите».

Таких людей Горшков назначил. Это были иеромонах Серафим (Розенберг), иеродьякон Вукол (Николаев), дьякон Илья (Нечаев), послушник Серафим Селиванов. Они подготовили ценности к отправке в Германию. В числе ценностей были золотые и серебряные кресты, чаши, дарохранительницы, ковши, кадила, лампады. По свидетельству очевидцев, только в один ящик было помещено 525 предметов из драгоценных металлов. Были вывезены старинные иконы, евангелия в позолоте, митры, дар царя Ивана Грозного — золотая цепь в 19 звеньев, дар его супруги — именной перстень и серьги из лазоревых яхонтов, 3 серебряных кубка весом более чем в 2 фунта, дар Бориса Годунова — вышитая золотом и серебром шелковая плащаница и многое другое. Все, что некогда получил монастырь как благодарственную дань за оборону рубежей русского государства, предатели отдали врагу.

Вот перед нами еще одна фотография 1944 г. На ней один из соучастников этого преступления иеромонах Серафим со связкой ключей от кладовых монастыря, где хранились тогда сокровища. Ныне игумен Серафим по-прежнему заведует ризницей. В его руках вновь ключи от кладовых и храмов, где, кстати сказать, года два назад опять произошло «таинственное» исчезновение дорогих украшений с икон.

В июле 1944 г., когда оккупанты быстро покатились к западным границам, в монастыре состоялось совещание, на котором фашистский комиссар дал указание всем монахам остаться в монастыре и после прихода Советской Армии продолжать подрывную работу. Он пояснил, что задача состоит в том, чтобы собирать и передавать сведения о частях Советской армии, информировать о настроениях населения, убеждая его в том, что германская армия отступила по стратегическим соображениям и месяца через 2–3 вновь вернется в Печоры.

Вместе с Горшковым, Розенбергом получили тогда приказ остаться на советской земле иеромонах Лин (Никифоров Илья), сожительница Горшкова — Эльза Грюнверг и другие.

Монах Лин до прибытия в монастырь продолжительное время в период фашистской оккупации служил на приходах в деревне Заянье Лядского района, а также в Гдовском районе, где активно сотрудничал с оккупантами. Используя свое положение священника, Лин занимался выявлением партийных и советских активистов, лиц, враждебно относящихся к фашистам и связанных с партизанами. Данная им благочинному Гдовского округа Иоанну Легкому подписка гласила: «Я, священник прихода церкви каменный Погост, Никифоров Илья Никифорович, вступаю в члены православной миссии, беру на себя торжественно выполнять все богослужения православной церкви, всемерно помогая германскому командованию по выявлению лиц, враждебно настроенных по отношению к немецким властям и мероприятиям, проводимым ими».

В июле 1942 г. Лин дважды сообщал коменданту Лядского и Гдовского районов о появлении партизан в деревне Заянье. По этим сигналам фашисты направляли карательные отряды, жестоко расправлялись с партизанами и местными жителями. В октябре 1943 г. этот монах сообщил о партизанах в деревне Вейно. Туда немедленно был направлен карательный отряд с танками. Тогда же монах Лин предал фашистам 12 советских патриотов, имевших связь с партизанами. Предателю помогал Борис Михайлов, который после войны подвизался в печорском монастыре и был осужден за развращение малолетних.

После изгнания фашистов монах Лин, будучи их агентом, с иконой в руках бродил по хуторам Паниковского и Шумилкинского сельсоветов Печорского района, собирал разведывательные сведения и передавал их Горшкову.

Рассказ о монастыре в период фашистской оккупации был бы неполным, если не упомянуть послушника Ефима Кастенкова (он же Петров), уроженца деревни Стремутка Псковского района.

В монастырь этот послушник попал не случайно. В 1919 г., будучи в рядах Красной армии, он с оружием в руках сдался в плен и добровольно поступил в белую армию Юденича. Затем служил в разведывательном батальоне бело-эстонской армии. Боясь ответственности за свои преступления, Кастенков после окончания гражданской войны не возвратился на родину, работал у кулаков в Лавровской волости, а в 1929 г. пришел в Псково-Печорский монастырь. Преступное прошлое было хорошей рекомендацией для поступления сюда.

Вот некоторые из поручений, которые выполнял послушник Ефим. В июле 1942 г. вместе с полицейскими он расстрелял 5 советских граждан, заставив их перед расстрелом вырыть себе могилу. Рассказывая о своих заслугах, Кастенков хвалился братии монастыря, что он лично убил при этом мужчину и женщину.

Осенью 1943 г. Петров (Кастенков) вместе с жандармами расстрелял 10 советских граждан. При этом арестованных, как и в прошлый раз, он заставил самих копать себе могилы. Третий раз с его участием в июне 1944 г. было расстреляно четверо мужчин и две женщины, которых даже не зарыли в землю. Об этих кровавых делах послушника Ефима хорошо знал наместник монастыря Павел Горшков, который благословлял его на эти преступления «во славу господа».

Немало и других темных и кровавых дел творилось за стенами Псково-Печорского монастыря его монахами в годы фашистского нашествия. Все больше обнаруживается документов, разоблачающих неприглядную деятельность монастырской братии и в послевоенные годы.

Многие советские люди, веровавшие раньше, решительно рвут с религией. Духовенство всеми мерами старается задержать отход людей от церкви, продлить свое существование. В этих целях отцы духовные хитрят, пытаются скрыть свои преступления, враждебную деятельность монастыря против Советского государства, народа. Но это бесполезно. От фактов никуда не уйдешь. От них не спрячешься даже за древними монастырскими стенами и их былой славой.

От Андрей
К И.Пыхалов (15.10.2004 05:03:12)
Дата 15.10.2004 11:01:22

Что Вы пытаетесь доказать?

И. Пыхалов, ну Вы же историк! Как так можно манипулировать?
Я со своей стороны могу привести огромное множество примеров "как вели себя наши" жители оккупированных территорий. Как сотрудничали с фашистами, становились полицаями, или просто с одобрением встречали немцев. Вы лучше нас знаете все эти факты. Периодически на ВИФе это обсуждается.
Но никто не делает вывод о том, что по этим многочисленным примерам можно судить о русском народе в целом.
Приведенный Вами пример является таким же частным случаем, исключением из правила.
С чего началась ветка: Вы указали на факты одобрения Гитлера со стороны РПЦЗ, а я показал позицию РПЦ, доведенную до народа уже 22 июня.
Вы же упорно пытаетесь очернить именно РПЦ, в том числе такими нехитрыми приемчиками, как статейки 60-ых годов о предателях. В Красной армии их было больше, чем в РПЦ.
И ещё. Вы упорно целитесь в РПЦ, но попадете опять и опять в Россию (как и другие деятели).

От Кудинов Игорь
К Андрей (15.10.2004 11:01:22)
Дата 15.10.2004 14:27:49

а что так шуметь ? Время все разложило по своим местам

и сегодня уже даже самым одаренным ясна и понятна позиция церкви по отношению к советской власти.


От Андрей
К Кудинов Игорь (15.10.2004 14:27:49)
Дата 15.10.2004 14:46:06

Re: а что...

>и сегодня уже даже самым одаренным ясна и понятна позиция церкви по отношению к советской власти.

А какова позиция Советской власти к Церкви?

От Durga
К Андрей (15.10.2004 14:46:06)
Дата 15.10.2004 15:58:23

Вообще говоря советской власти сегодня нет (-)


От Буслаев
К Андрей (15.10.2004 14:46:06)
Дата 15.10.2004 15:53:03

Re: а что...

>>и сегодня уже даже самым одаренным ясна и понятна позиция церкви по отношению к советской власти.<<
>А какова позиция Советской власти к Церкви?<

Вообще-то сегодня советской власти уже нет.

От Кудинов Игорь
К Андрей (15.10.2004 14:46:06)
Дата 15.10.2004 14:59:51

почти симметричная, если кратко

IMHO, недодавили подручных угнетателей русского народа. СовВласть оказалась чересчур великодушной и наивной.

От Андрей
К Кудинов Игорь (15.10.2004 14:59:51)
Дата 15.10.2004 15:22:08

Тысячу лет

>IMHO, недодавили подручных угнетателей русского народа. СовВласть оказалась чересчур великодушной и наивной.

Тысячу лет Русская Православная Церковь, по Вашему мнению помогала угнетателям угнетать русский народ. До народа это дошло только в начале 20-го века, однако при перепеси населения 1938 г. большинство народа опять назвало себя православными. И сегодня большинство считают себя православными.

От Кудинов Игорь
К Андрей (15.10.2004 15:22:08)
Дата 15.10.2004 15:51:10

да бросьте вы себя тешить _Православным Народом_

от перестал быть таковым (это если был, что тоже сомнительно сильно ) очень и очень давно - сколько там в марте 1917 стало ходить на исповедь после отмены ее принудительности - процентов 10 ?

Каким православным, окститесь, вокруг поглядите немного - на бл-ей шеренгами вдоль дорог, на скотов летящих по дорогам, вы так думаете, что заламинированный складенёк на торпеде BMW X5 - это от большого православия ?

От Владимир К.
К Кудинов Игорь (15.10.2004 15:51:10)
Дата 17.10.2004 02:52:20

Всё может быть гораздо серьёзней, чем вам кажется.

>вы так думаете, что заламинированный складенёк на торпеде BMW X5 - это от большого православия?

А ведь это выглядит как последняя уже, неосознаваемая просьба о помощи, идущая из самой глубины задавленной души: "Спасите! Я хочу
быть таким! Но нет сил противиться соблазнам."

Вот только, как спасти - другой вопрос. Бывают и такие, что проще пристрелить, чтобы не мучился. :-(





От Добрыня
К Владимир К. (17.10.2004 02:52:20)
Дата 18.10.2004 13:16:57

Нет, это суеверие. Чтоб не разбиться - всяко не навредит, так авось поможет. (-)


От Владимир К.
К Добрыня (18.10.2004 13:16:57)
Дата 19.10.2004 23:11:19

Так оно и есть.

Хотя, возможны варианты.
Но, опять-таки, показательно то, что прикрепил, скажем, не кусок моржового клыка с ритуальным чукотским шаманским рисунком.



От Андрей
К Кудинов Игорь (15.10.2004 15:51:10)
Дата 15.10.2004 17:07:31

Такой вопрос

Как Вы думаете, почему русофоб Бжезинский говорит, что после развала СССР главным врагом остается Православие?
Вам не кажется странным, что Ваши взгляды совпадают?

От Кудинов Игорь
К Андрей (15.10.2004 17:07:31)
Дата 16.10.2004 16:43:15

Re: и встречный

а черт его, Бржезинского этого знает - он же выходец из католической Польши, где наших попов не жалуют, да еще
иудей, кажется. Наверное, что-то личное.
Вот немцы времен оккупации СССР показали себя более рациональными и всячески поддерживали Православных.

Я вот от попов почему-то не слышал печалей о ликвидации СССР, хотя, казалось бы, прямой и законный наследник
РоссииКоторуюПотеряли, порезали на кусочки и раздали собакам - и ни один православный что-то не вякнул - с чего
бы ?





От Георгий
К Андрей (15.10.2004 17:07:31)
Дата 15.10.2004 17:43:20

Он может иметь в виду другое.

>Как Вы думаете, почему русофоб Бжезинский говорит, что после развала СССР главным врагом остается Православие?
>Вам не кажется странным, что Ваши взгляды совпадают?

Тут надо выяснять, что такое "Православие" для Бжезинского и что - для кого-нибудь из нас.

И, наконец, отсюда не следует, что надо лояльно относиться к действиям сегодняшних церковников.
В конце концов, - может, их Бжезинский подослал? %-))) Тем более, что РПЦЗ базировалась как раз в Америке.

От Вячеслав
К Андрей (15.10.2004 15:22:08)
Дата 15.10.2004 15:38:29

Re: Тысячу лет

Чего и говорить зла и обид со обеих сторон было много. И понять можно всех. Однако, кто там у нас по идеи прощать и примерять должен? ИМХО РПЦ второй раз на одни и те же грабли наступает, т.е. пытается влезть в гражданский конфликт в качестве одной из сторон и это вместо того чтобы пытаться его приглушить. Подозреваю, что и в этот раз она в конечном итоге в ответ не слабо получит. Самое обидное что православное мировоззрение – это действительно наше мировоззрение, а таким Макаром ведь запросто получить очередное «расщепление сознания»!

От Георгий
К Андрей (15.10.2004 11:01:22)
Дата 15.10.2004 14:16:33

Андрей, дело, собственно, не в этом...


>Я со своей стороны могу привести огромное множество примеров "как вели себя наши" жители оккупированных территорий. Как сотрудничали с фашистами, становились полицаями, или просто с одобрением встречали немцев. Вы лучше нас знаете все эти факты. Периодически на ВИФе это обсуждается.
>Но никто не делает вывод о том, что по этим многочисленным примерам можно судить о русском народе в целом.

О русском - нет. О чеченском и крымско-татарском - как раз посчитали %-)

Андрей, ТЕПЕРЬ дело, собственно, не в этом - а в том, как оценивают действия своих предшественников сегодняшние "святые отцы" и прочие влиятельные околоцерковные деятели.

И НЕКОРРЕКТНО (не очень корректно) ставить на одну доску высказывания владыки, находившегося ВНЕ власти большевиков, с высказыванием его "коллеги", находившися В их власти. ИМЕННО учитывая то, как сегодня оценивается "природа" сталинского режима.
Вы не согласны?

От Андрей
К Георгий (15.10.2004 14:16:33)
Дата 15.10.2004 14:51:04

Re: Андрей, дело,

>ИМЕННО учитывая то, как сегодня оценивается "природа" сталинского режима.
>Вы не согласны?

Георгий, дело в том, что "природа режима" оценивается всеми по-разному. Я уже ранее приводил примеры положительной оценки Сталина иерархами РПЦ.

От Георгий
К Андрей (15.10.2004 14:51:04)
Дата 15.10.2004 15:58:03

в какое время были сделаны эти оценки?

>Георгий, дело в том, что "природа режима" оценивается всеми по-разному. Я уже ранее приводил примеры положительной оценки Сталина иерархами РПЦ.

Это первое.
Второе. Вот нашему Борисычу (А.Б.), в отличие от Ниткина, Сталин тоже "типа" нравится. И что?

От Георгий
К Андрей (12.10.2004 18:13:00)
Дата 13.10.2004 21:43:36

Еще бы. Разумеется, понимаем. И про "сергианство" тоже наслышаны.

Ныне многие священники, религиозные деятели и там, и тут совершенно открыто
ставят митрополиту Сергию в вину сотрудничество с безбожной властью.
Некоторые могут извинить его лишь тем, что "не делай он так - тут же в
распыл пустили бы".