От Георгий
К Георгий
Дата 13.10.2004 22:10:20
Рубрики Тексты;

Наполеон победил при Ватерлоо. Так было написано в одном из американских школьных учебников по истории (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2004/10/13/rgwergegwe.shtml

Наполеон победил при Ватерлоо






Так было написано в одном из американских школьных учебников по истории

По данным американской федерации учителей, в 2003 году лишь 11% учащихся
восьмых классов (13 - 14 лет) показывали хорошие знания по истории США. В то
время как в 2001 году учащихся, успевающих по этому предмету, было 17%. Один
из экспертов, комментируя результаты исследования, посетовал, что
большинство учеников не знают, какие страны были главными участниками
сражений во второй мировой войне.

Одной из причин низкого уровня знаний по истории является низкое качество
учебников. В числе их главных недостатков - множество фактических ошибок,
обилие исторических мифов и искажение фактов в угоду <политкорректности>.

Издание школьных учебников в США оплачивается из государственного бюджета.
Лишь небольшое число коммерческих изданий публикует учебники для
американских школ. Каждое из них имеет свой собственный свод правил,
регламентирующих форму подачи исторических данных, диктующих требования к
фото- и графическим материалам. Для проверки точности изложенных фактов
работает армия корректоров и рецензентов. Однако число фактических ошибок в
учебниках по истории не снижается.

Супружеская пара Мэл и Норма Габлеры почти сорок лет назад объявили войну
ошибкам в школьных учебниках и ведут ее по сей день. В 1992 году Габлеры
воспрепятствовали продаже учебников по истории в штате Техас. Основанием для
протестов против распространения учебников было то, что Габлеры насчитали
231 фактическую ошибку в шести учебниках по истории США. Среди ляпов,
которые предлагались американским школьникам для зубрежки, например, были
такие: <Президент Джимми Картер был первым президентом-демократом со времен
президентства Гарри Трумэна>. В реальности в этом временном промежутке США
управляли два президента, принадлежавших к Демократической партии - Джон
Кеннеди и Линдон Джонсон.

Или другой исторический <факт>: <Спутник> был первой советской
межконтинентальной баллистической ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой>.
Как известно, <Спутник> был искусственным спутником Земли, не содержавшим
никакого оружия. В одном из учебников сообщалось, что <Наполеон выиграл
битву при Ватерлоо>, в то время как Ватерлоо было его крупнейшим поражением.
В числе ошибок также было сообщение о том, что первая атомная
(американская!) бомба была сброшена на Корею, а не на Японию. Издатели
отозвали тиражи, напечатали исправленный учебник, при этом заплатив штраф в
$1,5 млн. Общая стоимость учебников равнялась $20 млн. Однако отозванный
тираж не был уничтожен. Он был продан в других штатах.

В 2002 году в штате Техас была организована специальная комиссия экспертов,
в задачу которой входило обнаружение фактических ошибок, содержащихся в 28
учебниках по социальным дисциплинам. Комиссия выявила 533 серьезные ошибки.
С издателями была достигнута договоренность, что 351 ошибка может быть
исправлена. С 35% ошибок издатели не согласились, указывая на то, что
эксперты неверно поняли тексты учебников. Эксперты, в свою очередь,
поставили под сомнение, что учащиеся смогут лучше, чем они, понять туманные
фрагменты.

Во многих случаях претензии экспертов заключались в следующем: частное
мнение подавалось как факт, содержание не соответствовало требованиям
объективности, утверждения не были подкреплены фактами. Помимо фактических
ошибок были и некоторые бросающиеся в глаза перекосы. Например, в одном из
учебников по истории США первому президенту страны Джорджу Вашингтону,
одному из отцов-основателей современного американского государства, было
посвящено всего несколько строк, в то время как киноактриса и секс-символ
1960-х годов Мэрилин Монро удостоилась шести с половиной страниц.

Однако, и после того как комиссия прекратила свою работу и ее рекомендации
были выполнены, неутомимые Габлеры обнаружили в четырех школьных учебниках
по истории 249 фактических ошибок. Причем все эти ошибки не относились к
числу спорных. Например, в одном из учебников сообщалось, что <в 1492 году
Колумб достиг берегов Северной Америки>. Между тем он побывал лишь на
Карибских островах и северном побережье Южной Америки и никогда не
высаживался в Северной Америке. Также сообщалось, что в числе территорий,
присоединенных к США в результате войны с Мексикой 1846 - 1848 годов,
числился Техас, который вошел в состав США до начала военных действий
(причиной объявления войны и стало превращение Техаса в 28-й штат США).

Washington ProFile



От Zhlob
К Георгий (13.10.2004 22:10:20)
Дата 17.10.2004 10:15:03

Re: Как, интересно, после такого икается Ниткину? (-)


От Георгий
К Zhlob (17.10.2004 10:15:03)
Дата 18.10.2004 12:18:57

а при чем здесь Ниткин? (-)


От Zhlob
К Георгий (18.10.2004 12:18:57)
Дата 18.10.2004 14:49:49

Re: а он на своём сайте смеётся, что СГ, мол,...

...в "Манипуляции сознанием" привёл в качестве примера САТИРИЧЕСКУЮ книжку «Политически корректные детские сказки». А дело ведь в том, что в СССР такая книга не могла бы выйти в принципе – за отсутствием объекта сатиры. Зато теперь, в «демократической» России, вполне могут появиться энтузиасты вроде упомянутых супругов – учебники приближаются к нужному уровню. Да что там учебники, нам в начале – середине 90-х учительница истории (нормальная, кстати, женщина), рассказывала всякую ерунду из бульварных книжек, вроде того, что Сталин военные операции на глобусе планировал.

От C.КАРА-МУРЗА
К Zhlob (18.10.2004 14:49:49)
Дата 19.10.2004 15:22:36

Re: а он

Во-первых, Ниткин это придумал, в Испании эту книгу сатирой не считали. Но даже если испанцы и я за ними ошиблись - чтобы появилась сатира, должен был существовать тот прототип, который она высмеивает. В данном случае ошибка могла произойти лишь потому, что сатира слишком напоминает известный прототип.

От Zhlob
К C.КАРА-МУРЗА (19.10.2004 15:22:36)
Дата 19.10.2004 17:37:29

Re: об этом я и говорю

> Но даже если испанцы и я за ними ошиблись - чтобы появилась сатира, должен был существовать тот прототип, который она высмеивает. В данном случае ошибка могла произойти лишь потому, что сатира слишком напоминает известный прототип.

В СССР такая книга появиться не могла.

От Monk
К Zhlob (18.10.2004 14:49:49)
Дата 18.10.2004 23:19:59

Re: а он

> Да что там учебники, нам в начале – середине 90-х учительница истории (нормальная, кстати, женщина), рассказывала всякую ерунду из бульварных книжек, вроде того, что Сталин военные операции на глобусе планировал.

Это ещё ничего. Моя учительница истории, когда я учился в 5 кл. (92/93 гг.) на одном из уроков, посвящённых гражданской войне, заставила зачеркнуть в тексте учебника имена Ворошилова и Будённого примерно с такой формулировкой: «Это не герои, а палачи, запятнавшее свое имя участием в массовых репрессиях». Она же (тоже, кстати, нормальная, даже хорошая женщина) заставляла уже в выпускном классе учить наизусть имена российских императриц, начиная с жены Павла I. Причём зубрились не православные имена-отчества, а те, которые давались им при рождении. Помню, наименование одной царицы состояло из девяти имён, у других поменьше – из пяти-шести. До сих пор стоит в памяти картина, как учительница выводила эти имена на доске, а мы переписывали их в тетрадь. На следующем уроке всё это спрашивалось на оценку, если кто-то запинался, перечисляя все эти Беатрисы-Луизы-Шарлотты…, учительница назидательно говорила: «Сейчас конкурс в ВУЗах большой, на деталях срезают только так! А вдруг Вас спросят, как звали до замужества жену Александра III? Что Вы ответите?»
В общем, весёлое было время – учёба в российской школе в 1989–99 гг.
Сергей.

От Иванов (А. Гуревич)
К Monk (18.10.2004 23:19:59)
Дата 19.10.2004 05:14:48

Это - старая советская традиция

>Это ещё ничего. Моя учительница истории, когда я учился в 5 кл. (92/93 гг.) на одном из уроков, посвящённых гражданской войне, заставила зачеркнуть в тексте учебника имена Ворошилова и Будённого примерно с такой формулировкой: «Это не герои, а палачи, запятнавшее свое имя участием в массовых репрессиях».

Что взять с простой советской женщины? Зачеркиванием имен и портретов занимались в СССР в течение многих десятилетий, вот она и привыкла.

От Monk
К Иванов (А. Гуревич) (19.10.2004 05:14:48)
Дата 19.10.2004 19:38:12

Re: Это -...


>Что взять с простой советской женщины? Зачеркиванием имен и портретов занимались в СССР в течение многих десятилетий, вот она и привыкла.

Моя школьная учительница истории – нестарая женщина, в нач. 90-х ей было под 40. Пришла она работать в школу в брежневский период, когда зачёркивать уже было нечего. К этому времени все школьные и вузовские учебные материалы были отлакированы так, как было нужно ребятам из идеологического отдела КПСС. Так что эта её личная инициатива (в отличие от «старых советских традиций») была ей навеяна разве что рассказами старших и «разоблачениями» перестроечных СМИ.
Сергей.

От Георгий
К Иванов (А. Гуревич) (19.10.2004 05:14:48)
Дата 19.10.2004 09:24:17

Почему же именно "советская"? (-)


От Иванов (А. Гуревич)
К Георгий (19.10.2004 09:24:17)
Дата 19.10.2004 10:37:41

Зачем риторические вопросы?

Вы ведь и сами все прекрасно понимаете.

Советская, поскольку речь идет о советской учительнице.

Советская, поскольку, действительно, история у нас на протяжении не очень продолжительного времени многократно переписывалась с подстройкой каждый раз под нового генсека. Если пользовались старыми книгами, Большой Советской энциклопедией разных годов издания, то должны знать. Министерство правды работало не покладая рук.

Что здесь непонятно? А если считаете, что аналогичная картина имеет место и в других странах - расскажите, интересно будет послушать.

От Игорь
К Иванов (А. Гуревич) (19.10.2004 10:37:41)
Дата 19.10.2004 13:03:41

Г-н Иванов твердо уверен, что только у нас все ненормально

а в других странах все более чем нормально.

>Вы ведь и сами все прекрасно понимаете.

>Советская, поскольку речь идет о советской учительнице.

>Советская, поскольку, действительно, история у нас на протяжении не очень продолжительного времени многократно переписывалась с подстройкой каждый раз под нового генсека. Если пользовались старыми книгами, Большой Советской энциклопедией разных годов издания, то должны знать. Министерство правды работало не покладая рук.

>Что здесь непонятно? А если считаете, что аналогичная картина имеет место и в других странах - расскажите, интересно будет послушать.

Когда на Западе происходила Реформация и буржуазные революции, там было все точно так же и даже еще хуже, чем при нашей Революции, живые свидетели которой еще имеются. В Англии даже библию запрещали королевским указом в 16 веке. Кромвеля при жизни его сторонники прославляли, а после смерти его мертвого выкопали из могилы и повесили. Бесчинства французской буржуазной революции и вспоминать не хочется - там додумались даже до изменения календаря, летоисчесления и переименования месяцев года.

Да и в более менее близкой современности западных стран тоже случаются делишки еще те. Когда во время антикоммунистической истерии в Америке посадили на электрический стул двух лидеров рабочего движения - Сакко и Ванцетти - тогда их заклеймили преступниками и террористами. В наше же время их полностью оправдали.

Г-н Иванов строит из себя неграмотного, зачем только - непонятно.

От Георгий
К Иванов (А. Гуревич) (19.10.2004 10:37:41)
Дата 19.10.2004 12:22:46

и потом, даже советские учителя...

... разные бывают. И не в смысле "советские" и "антисоветские".

Еще раз повторяю - "советский" человек "антисоветчиком" от "открывшихся фактов" и от "чтения Солженицына" стать не может. И наоборот.
Тот, кто становится - просто жаждал предлога.

От И.Л.П.
К Георгий (19.10.2004 12:22:46)
Дата 19.10.2004 13:45:38

В других странах почти не было столь резких идеологических поворотов

История искажается везде, но более или менее последовательно.

У нас же за считанные годы героев переименовывали в "палачей", и наоборот.

У некоторых "крыша съехала" на этой почве, причем нередко у искренних, порядочных людей, которые не могли смотреть на это просто как на циничную выходку политиканов и сами не могли принять такое же циничное отношение к действительности.


От Георгий
К Иванов (А. Гуревич) (19.10.2004 10:37:41)
Дата 19.10.2004 12:16:59

В других странах...

>Что здесь непонятно? А если считаете, что аналогичная картина имеет место и в других странах - расскажите, интересно будет послушать.

... все зависит от того, насколько "спокойная" там жизнь. Если там ничего принципиально не меняется, то и "переписывать" незачем. Там, где менялось - много чего переписывали. Именно "с темпом" кардинальных перемен.