От И.Л.П.
К Сергей Вадов
Дата 30.09.2004 09:56:24
Рубрики Прочее;

Re: Если уж решили "покопаться"

>Я не знаю, но представляется ясным, что при чтении книги читателем, у которого стереотип "в СССР все было плохо", если не привести дополнительную аргументацию, в сегодняшем виде аргумент с жильем для учителей выглядит неубедительно (ибо контрагрумент будет звучать: учителям в СССР давали квартиры с кухней 5 метров, и очередь была - до пенсии, многие не доживали до получения квартиры, на учет ставили не тех, кто реально живет в плохих условиях, а тех, кто (законно или не очень) подсуетился всех родственников прописать в одну квартиру.

Разница между кооперативом и обычным домом заключалась как правило только в том, что кооперативной квартиры не надо было дожидаться много лет. Иногда попадаются стоящие рядом дома одной и той же серии - кооперативный и "муниципальный" (в современных терминах).

Размер кухни и некоторые другие удобства зависели от серии дома, т.е., прежде всего, от года постройки. "Экспериментальные" (улучшенные) серии вначале строились в Москве, а потом постепенно распространялись на провинцию (по мере их освоения соответствующими ДСК и строительными организациями). Поэтому говорить, что "простой учитель" получал обязательно плохую квартиру неверно (если, конечно, не сравнивать с "правительственными" и "цековскими" домами, коих были, в общем-то, единицы в масштабе страны).

Другое дело, что учитель, скорее всего, получал квартиру в удаленном "спальном" районе с неразвитой инфраструктурой (в таком и происходит действие фильма по состоянию на начало 70х), а работник "престижного" ведомства мог получить и поближе к центру в "обжитом" районе. Опять-таки, это имело большое значение в крупных городах, а в городах поменьше разницы практически не было.

Срок ожидания колебался очень сильно в зависимости от места жительства и работы. Квартиры работникам давали не только местные власти, но и сами предприятия, и у "богатого" завода жилье можно было получить быстрее. Учителя, конечно, здесь оказывались не в лучшем положении, но квоты кое-какие выделялись и для них. В Москве строили много, но и очередь за жильем в мегаполисе была огромной. Кроме того, получив квартиру и родив потом детей, семья могла вновь встать в очередь на "расширение" площади (если вместе с детьми получалось меньше нормы), т.е. нельзя сказать, что пока человек стоял в очереди, он не имел совершенно никакого жилья. В целом, система эта функционировала, и современные "приватизированные" квартиры преимущественно советсткой постройки служат тому доказательством.

Кстати, "прописать всех родственников в одну квартиру" было нереально, если только они действительно там не жили. Квартиры не находились в личной собственности, и если человек выписывался из квартиры, то он терял на нее все права. Если у родственников уже были свои квартиры, то сложно представить, что они от них отказывались. Даже кооперативные квартиры формально принадлежали кооперативу. Обменять их было возможно, продать - нет.