От Durga
К Сергей Вадов
Дата 28.09.2004 16:46:05
Рубрики Прочее;

Re: Были ли...

Вы подняли несколько важных проблем. Вы пишете о постановлении, а речь идет о законах.

Граждане страны должны подчиняться только закону. Потому утверждение о том, что ЗАКОНЫ не публиковались на основании того что неопубликовано постановление делать нельзя. Хотя я пока полагаю, что опубликовано оно было, но у вас почему-то не получилось его найти.

В конституциях иногда делается оговорка. Вот, например,

Конст. РФ 15.3
"Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения."

Я попытался поискать сталинскую конституцию 37-го года в инете - раньше находил, а сейчас потерли гады.

Но вообще говоря, когда начинаешь разбираться с законодательством, то обнаруживаешь что действительно, трудно отыскать те или иные акты, даже в интернете - старые ссылки исчезают, вместо них появляются новые, законы меняются и т.д. Я потому согласен с мыслью, что незнание законов гражданами выгодно государству - "незнание закона не освобождает от ответственности, а знание - освобождает". Но с другой стороны государственные деятели никогда не пойдут на такое грубое нарушение, как неопубликование закона - тогда любой адвокат мог бы смело заявлять о недемократичности власти. Потому с законами как правило получается то, что они, в общем, есть, но для того, чтобы их найти, нужно постараться. Потому то и имеют свой хлеб адвокаты. Здесь бюрократия достигает высоких отметок, и нужно знать тонкие хитрости (например о том, как челобитную правильно подавать) и много иных тонкостей.

Именно эту тонкость выражает Соженицин - про это хорошо написана статья у Мухина - "О чтущих Уголовный Кодекс", из нее по крайней мере следует, что Солженицин то эти законы знал. Да он и сам подтверждает это, перечисляя потом статьи - где он их прочитал - в тюрьме, что-ли? Потому утверждение Солженицина - попытка подиграть интеллигентам, которые закон найти и прочитать ленились, незнали, но влипли. Кстати не исключаю, что постановление было изъято из библиотек уже нынешними властями - чтобы лучше проходила агитка "о крепостных колхозниках"

>Уважаемые коллеги,

>тут у меня есть личный опыт - когда-то крепко поспорил с дальним родственником, жившим в деревне, по вопросу о том, когда крестьянам раздали паспорта. В Москве пошел по библиотекам. Нашел сейчас файл. Оказалось, что прикрепление колхозников к месту проживания (заключавшееся в невыдаче им паспортов) было отменено Постановлением СМ СССР от 28 августа 1974 г. N 677 "Об утверждении положения о паспортной системе в СССР" (в нем впервые постулируется, что "Паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста.", "Выдачу паспортов нового образца провести с 1 января 1976 г. по 31 декабря 1981 г., в т.ч. упоминаются и "граждане СССР, которым ранее паспорта не выдавались").

Второй вопрос о паспортах. Вопрос идеологически напряженный, то есть с пол-оборота люди начинают впадать в эмоционально-заряженные несуразицы. Правда же состоит в том, что наличие паспортов (даже при их поголовной выдаче) как правило свидетельствует о недемократичности государства. Государство тем менее демократично, чем более в нем распространена паспортная система. СССР начинал с того, что отменил паспорта целиком и полностью. Потом, в соответствии с имеющейся доктриной Сталин стал сворачивать демократию, вводил паспорта. Потом, в 74-м демократия была свёрнута окончательно - паспорта раздали всем. Наконец сейчас паспорт превращают в единственный и очень важный документ, без которого никуда - демократия, прощай.

Наличие паспортов говорит о том, что люди не в равном положении - те у кого паспорт есть и те у кого его нет, а потому важен вопрос - что нельзя тем, у кого нет паспорта. Попавшие в прокрустово ложе сегодняшнего обмана люди вынуждены доказывать самим себе, что именно наличие паспортов - это хорошо, а их отсутствие - плохо.

Кстати, как вариант объяснения проблемы - сегодняшние таджики. Не имея российских паспортов и гражданства переселяются в Москву.

>До этого выдача паспортов регулировалась "Положением о паспортах", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года. Его текста я так и не нашел (только ссылку об отмене в 1974 году). Завелся, дошел до библиотеки им. Ленина. Не нашел и там.

>Уже недавно, будучи еще раз в РГБ, попробовал поискать еще раз. Выяснилось, что из СпецХрана перевели в общий доступ многотомное "Собрание законодательства СССР", на котором стоит гриф и номер экземпляра, а тираж указан с точностью до 1 (!). В этом собрании нашел лишь часть "Положения о паспортах" 1953 года, посвященную наказаниям за его нарушение. Полного текста в РГБ (по состоянию на 2002 год) не нашел.

>Это меня когда-то поразило (и отчасти поражает до сих пор). Ведь обсуждается не абстрактный закон - в положении о паспортах (судя по части о наказаниях и по документам, на положение ссылающимся) установлено, в каких местностях паспорта выдавать, а в каких граждане не имеют права покидать место жительства более, чем на 30 дней, а в некоторых случаях даже и для краткосрочной командировки должны получать справку с указанием цели поездки (к слову, общепринятая точка зрения, что давали паспорт всем горожанам, и не давали всем селянам, не точна - в Прибалтике давали и на селе, а в Казахстане не давали и в некоторых мелких городах).

>Если вдруг у кого-то есть доступ к "Положению о паспортах", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года, пришлите мне текст, пожалуйста.

>Спасибо.
>С уважением,
>Сергей Вадов

От Андрей
К Durga (28.09.2004 16:46:05)
Дата 29.09.2004 14:47:56

Конституция 1936 г.

>Я попытался поискать сталинскую конституцию 37-го года в инете - раньше находил, а сейчас потерли гады.

Конституция (Основной закон)
Союза Советских Социалистических Республик
(утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.)
(в редакции от 29 октября 1976 г.)

Глава I
Общественное устройство

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели.
Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.
Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".
В СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способности, каждому - по его труду".

Глава II
Государственное устройство

Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,
Украинской Советской Социалистической Республики,
Белорусской Советской Социалистической Республики,
Узбекской Советской Социалистической Республики,
Казахской Советской Социалистической Республики,
Грузинской Советской Социалистической Республики,
Азербайджанской Советской Социалистической Республики,
Литовской Советской Социалистической Республики,
Молдавской Советской Социалистической Республики,
Латвийской Советской Социалистической Республики,
Киргизской Советской Социалистической Республики,
Таджикской Советской Социалистической Республики,
Армянской Советской Социалистической Республики,
Туркменской Советской Социалистической Республики,
Эстонской Советской Социалистической Республики.
Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат:
а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР, заключение и ратификация договоров с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;
б) вопросы войны и мира;
в) принятие в состав СССР новых республик;
г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;
д) утверждение изменений границ между союзными республиками;
е) утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;
ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик;
з) внешняя торговля на основе государственной монополии;
и) охрана государственной безопасности;
к) установление народнохозяйственных планов СССР;
л) утверждение единого государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;
м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями - общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и строительством союзно-республиканского подчинения;
н) управление транспортом и связью общесоюзного значения;
о) руководство денежной и кредитной системой;
п) организация государственного страхования;
р) заключение и предоставление займов;
с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;
т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;
у) организация единой системы народнохозяйственного учета;
ф) установление основ законодательства о труде;
х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского, уголовного и исправительно-трудового законодательства;
ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство о правах иностранцев;
ч) установление основ законодательства о браке и семье;
ш) издание общесоюзных актов об амнистии.
Статья 15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик.
Статья 16. Каждая Союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР.
Статья 17. За каждой советской республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.
Статья 18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.
Статья 18-а. Каждая Союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями.
Статья 18-б. Каждая Союзная республика имеет свои республиканские войсковые формирования.
Статья 19. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик.
Статья 20. В случае расхождения закона Союзной республики с законом общесоюзным, действует общесоюзный закон.
Статья 21. Для граждан СССР устанавливается единое союзное гражданство.
Каждый гражданин Союзной республики является гражданином СССР.
Статья 22. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике состоят автономные советские социалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская; автономные области: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакасская.
Статья 23. Украинская Советская Социалистическая Республика состоит из областей:
Винницкой, Волынской, Ворошиловградской, Днепропетровской, Дрогобычской, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Измаильской, Каменец-Подольской, Киевской, Кировоградской, Крымской, Львовской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Сталинской, Станиславской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Черновицкой.
Статья 24. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике состоят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область.
Статья 25. В Грузинской Советской Социалистической Республике состоят: Абхазская АССР, Аджарская АССР, Юго-Осетинская автономная область.
Статья 26. Узбекская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Андижанской, Бухарской, Кашка-Дарьинской, Наманганской, Самаркандской, Сурхан-Дарьинской, Ташкентской, Ферганской, Хорезмской и Кара-Калпакской Автономной Советской Социалистической Республики.
Статья 27. В Таджикской Советской Социалистической Республике состоят Ленинабадская область и Горно-Бадахшанская автономная область.
Статья 28. Казахская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Акмолинской, Актюбинской, Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской, Гурьевской, Джамбулской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кзыл-Ординской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Семипалатинской, Талды-Курганской, Южно-Казахстанской.
Статья 29. Белоруская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Барановичской, Бобруйской, Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской, Могилевской, Молодечненской, Пинской, Полесской и Полоцкой.

Статья 29-а. Туркменская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Ашхабадской, Марыйской, Ташаузской и Чарджоуской.

Статья 29-б. Киргизская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Ошской, Тянь-Шаньской и Фрунзенской.

Глава III
Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик

Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.
Статья 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР; Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и Министерств СССР.
Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.
Статья 33. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.
Статья 36. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года.
Статья 37. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.
Статья 38. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.
Статья 39. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты.
Статья 40. Законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 41. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.
Статья 42. Совет Союза избирает Председателя Совета Союза и четырех его заместителей.
Статья 43. Совет Национальностей избирает Председателя Совета Национальностей и четырех его заместителей.
Статья 44. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.
Статья 45. Совместные заседания обеих палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.
Статья 46. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.
Статья 47. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат, Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.
Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета СССР, пятнадцати заместителей Председателя - по одному от каждой Союзной республики, Секретаря Президиума и двадцати членов Президиума Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.
Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР:
а) созывает сессии Верховного Совета СССР;
б) издает указы;
в) дает толкование действующих законов СССР;
г) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначает новые выборы;
д) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик;
е) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону;
ж) в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождает от должности и назначает отдельных Министров СССР по представлению Председателя Совета Министров СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР;
з) учреждает ордена и медали СССР и устанавливает почетные звания СССР;
и) награждает орденами и медалями СССР и присваивает почетные звания СССР;
к) осуществляет право помилования;
л) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
м) назначает и сменяет высшее командование вооруженных сил СССР;
н) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
о) объявляет общую и частичную мобилизацию;
п) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;
р) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностранных государствах;
с) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
т) объявляет в отдельных местностях или по всему СССР военное положение в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.
Статья 50. Совет Союза и Совет Национальностей избирают мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой палаты.
По представлению мандатных комиссий палаты решают либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.
Статья 51. Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.
Статья 52. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период, между сессиями Верховного Совета СССР, - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 53. По истечении полномочий или после досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом СССР нового Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 54. По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР.
Статья 55. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже, как через три месяца после выборов.
Статья 56. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР - Совет Министров СССР.

Глава IV
Высшие органы государственной власти союзных республик

Статья 57. Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет Союзной республики.
Статья 58. Верховный Совет Союзной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года.
Нормы представительства устанавливаются Конституциями союзных республик.
Статья 59. Верховный Совет Союзной республики является единственным законодательным органом республики.
Статья 60. Верховный Совет Союзной республики:
а) принимает Конституцию республики и вносит в нее изменения в соответствии со статьей 16 Конституции СССР;
б) утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и определяет границы их территории;
в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет республики;
г) пользуется правом амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами Союзной республики;
д) устанавливает представительство Союзной республики в международных сношениях;
е) устанавливает порядок образования республиканских войсковых формировании.
Статья 61. Верховный Совет Союзной республики избирает Президиум Верховного Совета Союзной республики в составе: председателя Президиума Верховного Совета Союзной республики, его заместителей, секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета Союзной республики.
Полномочия Президиума Верховного Совета Союзной республики определяются Конституцией Союзной республики.
Статья 62. Для ведения заседаний Верховный Совет Союзной республики избирает Председателя Верховного Совета союзной республики и его заместителей.
Статья 63. Верховный Совет Союзной республики образует Правительство Союзной республики - Совет Министров Союзной республики.

Глава V
Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.
Статья 65. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.
Статья 66. Совет Министров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение.
Статья 67. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Статья 68. Совет Министров СССР:
а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений;
б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;
в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;
д) определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;
е) образует Государственные комитеты СССР, а также, в случае необходимости, - специальные Комитеты и Главные Управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.
Статья 69. Совет Министров СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик, отменять приказы и инструкции Министров СССР, а также акты других подведомственных ему учреждений.
Статья 70. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР в составе:
Председателя Совета Министров СССР;
Первых заместителей Председателя Совета Министров СССР;
Заместителей Председателя Совета Министров СССР;
Министров СССР;
Председателя Государственного планового комитета Совета Министров СССР;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению;
Председателя Комитета народного контроля СССР;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий;
Председателя Государственного комитета цен Совета Министров СССР;
Председателя Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли;
Председателя Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР;
Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям;
Председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР;
Председателя Всесоюзного объединения "Союзсельхозтехника" Совета Министров СССР;
Председателя Правления Государственного банка СССР;
Начальника Центрального статистического управления при Совете Министров СССР.
В состав Совета Министров СССР входят Председатели Советов Министров союзных республик по должности.
Статья 71. Правительство СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.
Статья 72. Министры СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР.
Статья 73. Министры СССР издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяют их исполнение.
Статья 74. Министерства СССР являются или общесоюзными или союзно-республиканскими.
Статья 75. Общесоюзные Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно или через назначаемые ими органы.
Статья 76. Союзно-республиканские Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления, как правило, через одноименные Министерства союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.
Статья 77. К общесоюзным Министерствам относятся Министерства:
Авиационной промышленности;
Автомобильной промышленности;
Внешней торговли;
Газовой промышленности;
Гражданской авиации;
Машиностроения;
Машиностроения для животноводства и кормопроизводства;
Машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
Медицинской промышленности;
Морского флота;
Нефтяной промышленности;
Оборонной промышленности;
Общего машиностроения;
Приборостроения, средств автоматизации и систем управления;
Промышленности средств связи;
Путей сообщения;
Радиопромышленности;
Среднего машиностроения;
Станкостроительной и инструментальной промышленности;
Строительного, дорожного и коммунального машиностроения;
Строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности;
Судостроительной промышленности;
Тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
Транспортного строительства;
Тяжелого и транспортного машиностроения;
Химического и нефтяного машиностроения;
Химической промышленности;
Целлюлозно-бумажной промышленности;
Электронной промышленности;
Электротехнической промышленности;
Энергетического машиностроения.
Статья 78. К союзно-республиканским Министерствам относятся Министерства:
Внутренних дел;
Высшего и среднего специального образования;
Геологии;
Заготовок;
Здравоохранения;
Иностранных дел;
Культуры;
Легкой промышленности;
Лесной и деревообрабатывающей промышленности;
Мелиорации и водного хозяйства;
Монтажных и специальных строительных работ;
Мясной и молочной промышленности;
Нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
Обороны;
Пищевой промышленности;
Промышленного строительства:
Промышленности строительных материалов;
Просвещения;
Рыбного хозяйства;
Связи;
Сельского строительства;
Сельского хозяйства;
Строительства;
Строительства предприятий тяжелой индустрии;
Торговли;
Угольной промышленности;
Финансов;
Цветной металлургии;
Черной металлургии;
Энергетики и электрификации;
Юстиции.

Глава VI
Органы государственного управления союзных республик

Статья 79. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Министров Союзной республики.
Статья 80. Совет Министров Союзной республики ответствен перед Верховным Советом Союзной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Союзной республики - перед Президиумом Верховного Совета Союзной республики, которому подотчетен.
Статья 81. Совет Министров Союзной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяет их исполнение.
Статья 82. Совет Министров Союзной республики имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей.
Статья 83. Совет Министров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе:
Председателя Совета Министров Союзной республики;
Заместителей Председателя Совета Министров;
Министров;
Председателей государственных комитетов, комиссий и руководителей других ведомств Совета Министров, образуемых Верховным Советом Союзной республики в соответствии с Конституцией Союзной республики.
Статья 84. Министры Союзной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики.
Статья 85. Министры Союзной республики издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Союзной республики, приказов и инструкций союзно-республиканских Министерств СССР.
Статья 86. Министерства Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими.
Статья 87. Союзно-республиканские Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь как Совету Министров Союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР.
Статья 88. Республиканские Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров Союзной республики.
Статья 88-а. Исключена

Статья 88-б. Исключена

Глава VII
Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик

Статья 89. Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР.
Статья 90. Верховный Совет Автономной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией Автономной республики.
Статья 91. Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР.
Статья 92. Каждая Автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности Автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией Союзной республики.
Статья 93. Верховный Совет Автономной республики избирает Президиум Верховного Совета Автономной республики и образует Совет Министров Автономной республики, согласно своей Конституции.

Глава VIII
Местные органы государственной власти

Статья 94. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся.
Статья 95. Краевые, областные, автономных областей, окружные, районные, городские, сельские (станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края, области, автономной области, округа, района, города, села сроком на два года.
Статья 96. Нормы представительства в Советы депутатов трудящихся определяются Конституциями союзных республик.
Статья 97. Советы депутатов трудящихся руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководят местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливают местный бюджет.
Статья 98. Советы депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР и Союзной республики.
Статья 99. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных, автономных областей, окружных, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.
Статья 100. Исполнительными и распорядительными органами Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях, в соответствии с Конституциями союзных республик, являются избираемые Советами депутатов трудящихся председатель, заместитель председателя и секретарь.
Статья 101. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Глава IX
Суд и прокуратура

Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.
Статья 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Статья 104. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом.
Статья 105. Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет.
В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик по должности.
Статья 106. Верховные Суды союзных республик избираются Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.
Статья 107. Верховные Суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.
Статья 108. Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избираются краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.
Статья 109. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании - сроком на три года.
Статья 110. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.
Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.
Статья 112. Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР.
Статья 114. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.
Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.
Статья 116. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет.
Статья 117. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.

Глава Х
Основные права и обязанности граждан

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.
Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых.
Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих семичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.
Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности.
Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.
Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом.
Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а) свобода слова,
б) свобода печати,
в) свобода собраний и митингов,
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Статья 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.
Статья 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.
Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.
Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом.
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР.
Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Глава XI
Избирательная система

Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.
Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 137. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Статья 138. Граждане, состоящие в рядах Вооруженных Сил СССР, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.
Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.
Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным.
Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.
Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.
Статья 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Глава XII
Герб, флаг, столица

Статья 143. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Наверху герба имеется пятиконечная звезда.
Статья 144. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
Статья 145. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

Глава XIII
Порядок изменения Конституции

Статья 146. Изменение Конституции СССР производится лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.


От Сергей Вадов
К Durga (28.09.2004 16:46:05)
Дата 28.09.2004 17:16:47

Хоть горшком назови, только в печь не ставь.

Durga,

>Вы подняли несколько важных проблем. Вы пишете о постановлении, а речь идет о законах.

Я действительно позволил себе называть "законом" нормативные акты, имеющие другое название. Какая человеку разница, как называется регулирующий его жизнь нормативный акт? Мне кажется, что все такие акты (кроме законов об изготовлении оружия и т.д.) должны открыто публиковаться и быть доступными в библиотеке и в интернете.

> Хотя я пока полагаю, что опубликовано оно было, но у вас почему-то не получилось его найти.

Может быть - но я напряг там всех, кого мог, даже во внутренний каталог РГБ пустили. Буду Вам благодарен, если Вы, когда в следующий раз будете в РГБ, попробуете поискать, и укажете мне на ошибку. Замечу, что даже если окажется, что в каком-то ведомственном журнале его в те годы опубликовали - все равно это будет означать, что реально текст не был доступен желающим - ибо у меня было РГБ в родном городе, свободное время, возможность делать мелкие подарки библиографам, и все равно не нашел - можно ожидать, что в других городах найти было не легче.

>Я попытался поискать сталинскую конституцию 37-го года в инете - раньше находил, а сейчас потерли гады.

http://constitution.garant.ru/DOC_5005.htm

> Кстати не исключаю, что постановление было изъято из библиотек уже нынешними властями - чтобы лучше проходила агитка "о крепостных колхозниках".

Если Вы слышали о примерах, когда после 1992 года из библиотек изымается какая-то литература, киньте ссылку, пожалуйста.

>Наличие паспортов говорит о том, что люди не в равном положении - те у кого паспорт есть и те у кого его нет, а потому важен вопрос - что нельзя тем, у кого нет паспорта.

Согласен с Вами. К сожалению, информацией о полном списке ограничений лицам, относившимся к категориям, которым паспорта до 1974 года не выдавались, я не располагаю (лишь отдельными примерами). Отчасти - потому, что даже Положение о паспортах не смог найти.

С уважением,
Сергей Вадов

От Старлей
К Сергей Вадов (28.09.2004 17:16:47)
Дата 04.10.2004 01:44:46

Re: Хоть горшком...

>Между законами и подзаконными актами таки есть принципиальная разница, поскольку последние не могут противоречить первым и, кроме того, законы публикуются обязательно, а подзаконные и, особенно, ведомственные акты могут централизованно не публиковаться, а рассылаться лишь по подчиненным организациям. Однако, к постановлениям советского правительства это не относится. Выходил такой журнал: "Сборник Постановлений СССР" и в нем все правительственные акты есть. Возьмите подшивку за 1953 и 1954 г.г. (если акт вступает в действие не сразу, его иногда публикуют попозже) и непременно найдете искомый документ. Весь массив законодательства составляет даже не многотомное собрание, а громадную библиотеку, тем более, если иметь в виду и исторические документы. Поддерживать его в пригодном для исследовательской работы состоянии просто библиотека не может, поскольку для этого нужны 5-6 юристов (т.н. кодификаторов). Работа кодификатора никогда не была престижной (кому интересно быть библиотекарем с юридическим образованием, целыми днями возиться с вырезками, ножницами и клеем). Сейчас, с развитием электронных бах данных, она слегка возрождается, но электронные базы законодательства потребностей историков не учитывают и, поэтому, нормативных актов очень уж древних не содержат. Прилично кодифицированные историко-правовые документы можно найти лишь в старых юридических ВУЗах. Это касается не только России. Уверен, что ведомственные акты администрации де Голля или Эйзенхауэра найти тоже не просто. Но, повторюсь еще раз, разыскиваемый Вами документ не может быть библиографической редкостью и в СП СССР обязательно опубликован.
С уважением,
Старлей