>Далее, что значит: «интересы служат идеологии»? Вы сам ниже пишете:
>>А антропология вряд ли может претендовать на большее, чем на описание нравов племен Новой Гвинеи. Которые, судя по описаниям, застряли в каменном веке именно из-за специфики своих нравов.
>Но это и означает подчиненность интересов идеологии (вернее, мировоззрению, а еще вернее – культуре в целом). Именно специфика нравов этих людей определяет и их потребности, и связанные с ними интересы.
Да, потребности определяются нравами. А интерес – это стремление к удовлетворению потребности. И в этом смысле интересы подчинены мировоззрению. Я этот Ваш тезис, в сущности, не опровергаю. Я говорю, что он недостаточен без антитезиса: мировоззрение подчинено интересам.
>>>Правительство представляет и должно представлять интересы (в первую очередь) всего общества.
>>Кому это оно должно? И с какой стати?
>Должно обществу. С той стати, что правительство (как и гос-во в целом) – это неотъемлемая часть общества, часть организуемой им (обществом) структуры.
Вы бы еще про «общественный договор» вспомнили. Государство организуется не всем обществом, а той ее частью, которая способна утвердить приоритет своих интересов над интересами остальных – это раз. Это не обязательно означает антагонизм интересов, но всегда означает их расхождение – иначе не требовалось бы государственное принуждение, а организуемые обществом структуры имели бы негосударственный характер. Государство, как любая относительно обособленная структура, приобретает свои собственные интересы – это два.
>>>А интересы правительства – это часть общего его с народом мировоззрения (часть общей культуры).
>>А если нет его, общего мировоззрения? И где и когда оно было?
>Оно и есть в подавляющем большинстве случаев. «Штык всем хорош, но на нем неудобно сидеть» (с). Гос-во держится не насилием, а в первую очередь согласием.
Государство держится не насилием, и не согласием, а балансом интересов. Который возможен и при расхождениях в мировоззрении.
Поэтому верховный властитель всегда старается позиционировать себя не как выразитель общей воли – люди знают, что ее нет. Он говорит о себе, как о стоящем равно над всеми, в интересах общего благоденствия.
>Не все так просто, как Вы пытаетесь изобразить. В конце концов, у тех же протестантов труд был именно первой жизненной необходимостью, призванием. Значит, такое общество построить вполне можно.
Не труд, а накопление богатства. Вы немного напутали :)
Разверните-ка и подтвердите примерами этот любопытный тезис.
>Да, потребности определяются нравами. А интерес – это стремление к удовлетворению потребности. И в этом смысле интересы подчинены мировоззрению. Я этот Ваш тезис, в сущности, не опровергаю. Я говорю, что он недостаточен без антитезиса: мировоззрение подчинено интересам.
Вот этот: "мировоззрение подчинено интересам".
Очень интересно, как это может получаться.
Заодно определите, что в вашем понимании, мировоззрение. И что, в вашем понимании, интерес.
Понимание (представления) зависит от мировоззрения. Так?
По вашему, мировоззрение изменяется под действием интересов.
Выходит, если у человека изменился "интерес", то тут же изменяется его понимание (добра и зла, например).
Нельзя сказать, что таких людей нет совсем. Бывают. По нашим культурным меркам, это характеристика либо дурака (если изменение "понимания" искреннее) либо бессовестного (если неискреннее).
Но то, что такие являются нормой?!!!
Ваши рассуждения впечатляют!
>Вот этот: "мировоззрение подчинено интересам".
>Очень интересно, как это может получаться.
Это зафиксировано в русской поговорке: "сытый голодного не разумеет"
>Заодно определите, что в вашем понимании, мировоззрение. И что, в вашем понимании, интерес.
Дефиниции пропущу.
>По вашему, мировоззрение изменяется под действием интересов.
Не всегда. Но часто.
>Выходит, если у человека изменился "интерес", то тут же изменяется его понимание (добра и зла, например).
Не обязательно сразу. И вообще не обязательно изменяется. Но часто все-таки изменяется.
>Нельзя сказать, что таких людей нет совсем. Бывают. По нашим культурным меркам, это характеристика либо дурака (если изменение "понимания" искреннее) либо бессовестного (если неискреннее).
По чьим "вашим"?
>Но то, что такие являются нормой?!!!
Во всяком случае, не является аномалией. Во всяком случае, люди чаще всего искренне убеждены в полезности той деятельности, которая приносит им кусок хлеба и обественный статус - будь то создание химического оружия, финансовые спекуляции или писание книг типа "Почему Россия не Америка". Хотя у многих, не связанных с данными сферами, их полезность вызывает большие сомнения.