От С.Кара-Мурза
К Александр М-ский
Дата 15.06.2000 12:15:00
Рубрики Прочее;

ПРАКТИКУМ: продолжаем обсуждение в "Завтра" и здесь

ОТКЛЮЧЕНИЕ СМЫСЛА (Продолжение практикума)
Газета "ЗАВТРА" N 24(341), 13-06-2000
25 мая мы открыли в "Завтра" "практикум" — попытку понять, из каких соображений исходили советские люди, поддержав переворот, сломавший советский строй. Сразу пришел ответ Александра, который стоит привести, а потом о нем поговорить.
zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/00/341/22.html
Продолжим обсуждение и здесь на форуме.

От Михаил
К С.Кара-Мурза (15.06.2000 12:15:00)
Дата 16.06.2000 17:04:00

о чем думал студент

В конце 80-х -- начале 90-х я был старшеклассником и студентом младших курсов. Крушение советского строя воспринял с энтузиазмом, который был омрачен последовавшими позже безобразиями. Тем не менее, я не считаю свою логику той поры фундаментально дефектной (хотя и несколько наивной). Вот примерно ход моих мыслей (думаю, что молодой рабочий мог думать так же).
1. Очевидный маразм.
Я воочию наблюдал неэффективность и незаинтересованность. На производстве я не работал, см. реальные истории с www.anekdot.ru, чтобы ощутить колорит. Вот мелочи из моей жизни, навскидку, имя им легион.
Тихий час в детском саду (который я люто ненавидел, так как днем спать не мог, а читать в тихий час не разрешали). Воспитательница настежь открывает фрамуги и уходит. Удивительное ощущение: мне на лоб из открытой форточки падает хлопьями первый снег. Результат предсказуем: на следующий день приходит только треть группы, я, как и большинство, лежу дома с температурой.
Ощущения сюра было уже тогда, в 5 лет (отсюда острота впечатления). Понимание, что воспитательнице на меня плевать, присутствовало изначально. В зрелом возрасте восстанавливается вся картина: перегруженной воспиталке очевидно выгодно (по крайней мере, ничем не грозит) выморозить полгруппы и следующую неделю поработать относительно спокойно.
Тот же детский сад, покрытые льдом ступеньки лестницы и замерзшая лужа перед входной дверью. Во льду заметные вкрапления крови: множество детских носов его обильно орошили. Падение кого-нибудь не носом, а затылком, с сотрясением мозга или чем-то вроде, -- вопрос времени. Мама несколько раз при мне обсуждает вопрос с воспитательницей, результат нулевой. В конце концов мама за свои кровные 5 руб. нанимает соседа, который за полчаса ломом скалывает лед.
Поздний анализ: работнику госучреждения очевидно наплевать на детей и их родителей, и система ничего с этим сделать не может (спасибо тем, кто,
благодаря личной порядочности и доброте, делал жизнь сносной).
Школа, игра "Зарница". Меня заставляют маршировать, когда дома лежит недочитанный "Айвенго". Учится маршировать человек 200, полезным это занятие считает один военрук.
Школа, уроки труда. Мы делаем молотки: обстругиваем рукоятки тупым неотрегулированным рубанком, потом ножовкой по металлу вырезаем из бруска голоку молотка. Обтачиваем ее напильником до одурения (хотя в том же классе стоят станки, на которых это можно сделать за минуту). И вот, момент истины: пытаемся новым молотком забить первый гвоздь. От шляпки гвоздя в молотке образуется ямка -- металл слишком мягкий. Идиотизм всего проекта понимают все, ученики, родители и учитель труда. Все пассивно соучаствуют.
Старшие классы, производственная практика. На художественном комбинате нас учат инкрустировать по дереву, занятие, требующее, по-хорошему, глаза художника и руки скульптора. Никто из нашего класса не силен ни в том, ни в другом, и не имеет ни малейшего желания становиться инкрустатором. Наш учитель это прекрасно понимает, и требует посещаемости и тишины. Недоделанная работа лежит на столе, народ откровенно бездельничает, учитель ставит в журнал четверки и тройки. Все участники "учебного процесса" понимают, что никому этот
процесс нахер не нужен, но досточно хорошо понимают советскую систему, чтобы не протестовать и не создавать друг другу неудобств.
Ладно, хватит примеров, про универ не буду. Уверен, что любой из читателей может вывалить таких миллион, будь то в области образования, производства, армейской службы или охраны порядка. РЕЗЮМЕ: каждый из нас наблюдал и лично участовал в неэффективной, идиотской деятельности. Она была как на производстве, так и в быту (те же очереди, попытки что-то поесть в центре города в обеденное время, "охота" за одеждой, которую можно носить и книжками, которые можно читать). Идиотизм таких ситуаций был зачастую очевиден всем участникам, и был для многих оскорбителен.
2. Дефицит и низкое качество
Преобладание в быту товаров очевидно низкого качества. Вспомните, сколько вы чинили свой москвич. У вас была хорошо работающая электрокофеварка? Помните энтузиазм, когда удалось раздобыть электрокофемолку и миксер? Можете назвать хоть один приличный кассетный магнитофон советского производства (первого класса по советским стандартам)? Он у вас был?
Дело совсем не в том, что вам он был нужен позарез, и вы не могли прожить с вашей "Весной". Налицо была систематическая неспособность системы производить качественные потребительские товары (даже без сравнения с зарубежными аналогами). Хамство и убогость сервиса -- просто притча во языцех.
Эти вещи раздражали меня не только сами по себе, они демонстрировали неспособность страны решать каждодневные бытовые задачи. Я не понимал, почему я (и моя страна) должны ходить в сиротских болоньевых курточках и уродских тяжеленных пальто с воротником из искусственного меха. В этом было что-то оскорбительное, и создавало комплекс государственной неполноценности.
3. Патернализм.
В куче форм и проявлений, от синхронного вранья всей прессы ("... и примкнувший к ним Шепилов", одна тассовка во всех газетах) до персонального хамства долдона-начальника. Патернализм особенно раздражал при первых двух составляющих: очевидного маразма и дефицитов. "Отцы нации" явно утратили моральное право руководить, и вид политбюро по телевизору наглядно показывал, откуда маразм растет. Забывшие могут попробовать раздобыть записи речей Брежнева или Черненко, и взглянуть на них с медицинской точки зрения. Консервативного идиота можно было встретить на любом уровне руководства (вспомните директора вашего завода, института, не говоря уж про председателя парткома). При этом карьерный рост (или любая инициатива) зависела от этих шишек, и требовала активной демонстрации лояльности.
ВЫВОДЫ:
1) Каждый рабочий на своем рабочем месте и в быту наблюдал лично примеры расточительства, неэффективности и наплевательского отношения. Он сам часто в этих процессах участвовал (по лени или по принуждению), от чего испытывал чувство вины или обиды соответственно.
2) Результаты в производства повседневных товаров и услуг были весьма скромны. У рабочего были основания предполагать, что 1) имеет к этому непосредственное отношение.
3) Патерналистское государство брало на себя полную ответственность за 1) и 2), не признавая наличия фундаментальной проблемы и не производя заметных эффективных действий для ее решения. Персональный состав руководства всех уровней не оставлял надежд на улучшение качества управления.
4) Конечно, буржуазная реклама сделала свое дело, западное общество представлялось сплошной идиллией. Разоблачениям советской прессы никто не верил, так как она регулярно тенденциозно и однобоко освещала хорошо знакомую жизнь в СССР.
[Про страны Западной Европы сегодня могу с уверенностью сказать, что там стандарт потребления живущего на пособие по безработице (не говоря про занятого хотя бы на полставки) существенно выше, чем у рабочего в СССР (а тем более инженера на 120 руб.). Так что вывод о том, что развитая буржуйская экономика дает _своему_ рабочему больше "колбасы", верен.]
Из этого я сделал вывод о принципиальной порочности системы, существовавшей в СССР в течение всей моей сознательной жизни. Вывод, думаю, правильный. Другое дело, что то, что последовало, оказалось не лучшим, и мало похожим на зарубежные образцы (я регулярно бываю и в России, и в Западной Европе, могу предметно сравнивать). Никто не представлял себе с какой-либо степенью детальности переходного процесса. Мало кто пытался предсказать, где лежат грабли, и как их было избежать. Простая логическая модель свободного рынка так заполонила умы, что никто (я, по крайней мере) не пытался себе предметно представить, как конкретно колхоз "Знамя Ильича" станет передовой фермой, и что для этого должно произойти с пожилыми колхозниками и жуликоватым председателем...

От Ю.Иванова
К Михаил (16.06.2000 17:04:00)
Дата 27.06.2000 16:45:00

Почему советские люди не защитили советский строй

ОТКЛЮЧЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ (или почему советские люди не защитили советский строй).
"Не хлебом единым жив будет человек…". Хлеб духовный нередко является куда более мощным стимулом для народного "восхождения", чем блага материальные. Особенно для русского народа с его тысячелетними православными поисками "Града Небесного". Якобы атеистический Советский Союз с высокой идеей построения Светлого Будущего (заметьте -"светлого", а не "сытого") был, по сути, "входом к Богу с чёрного хода", отвечая мечтам о коллективном, соборном спасении от суеты и бессмыслицы "града земного". Первым в мире Великим
противостоянием царству Мамоны (наживы и самости - самоутверждения и безудержного потребления одних за счёт других), о котором сказано:
"Капитализм есть религия золотого тельца. Капитализм есть не только обида и угнетение неимущих, он есть, прежде всего, обида и угнетение человеческой личности, всякой человеческой личности…Буржуа имеет непреодолимую тенденцию создавать мир фиктивный, порабощающий человека, и разлагать мир подлинных ценностей. Буржуа создаёт самое фиктивное, самое нереальное, самое жуткое в своей нереальности царство денег. Буржуа - не то, что он есть, а что у него есть". (Н.Бердяев).
Отдать "всю жизнь и все силы самому прекрасному - борьбе за освобождение человечества" - в этом призыве "красного мученика" Николая Островского - секрет нашего невиданного взлёта того времени. Отчаянно-дерзкая попытка прорваться из плена количественной бесконечности буржуазных "тленностей" в мир бесконечности качественной. В царство "Святой Свободы". "Святой", а не "дурной", хоть порой и "дурными" средствами.
Нас погубил не материальный, а ДУХОВНЫЙ кризис, и начался он задолго до брежневского застоя, может быть, с самого октябрьского переворота, а то и раньше. Мы были первопроходцами, пели: "Отречёмся от старого мира", не ведая, что отрекаться надо от ветхого человека в себе. У нас не было идеологии, а неправильно истолкованную веру предков мы отринули,как "оправдывающую рабство" и "выплеснув с водой ребёнка". Но нельзя же было всерьёз опираться на "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", когда сам Маркс писал: "Пролетариат - люди наиболее обесчеловеченные, наиболее лишённые богатств человеческой природы. Они отравлены завистью и ненавистью". Получалось: " Мы все произошли от обезьяны, поэтому давайте любить друг друга".
Но, отвергнув вампиризм ("дурную свободу" пожирать ближних), мы так или иначе стихийно взяли на вооружение христианские заповеди: "Все за одного, один за всех", "Хлеба горбушку - и ту пополам", "Кто не работает, тот не ест", "Старикам везде у нас почёт", "Умри, но не давай поцелуя без любви". Кроме заповеди "Не убий", выбирая из двух зол и полагая, что вампиризм в широком понимании слова является большим. Изощрённым массовым убийством, пожиранием личности, а то и целых народов.
Вампиры, как известно, боятся света и осиновых кольев. Света в нас не было, пришлось колоть.
Поначалу мы просто отбивались, отстреливались, крепили оборону, живя по жёстким законам осаждённой крепости и отстаивая " в битвах и труде" свои ценности от вампиров внешних и внутренних. Иногда ошибаясь (поди их отличи), иногда наши охранники "чистками" сводили меж собой счёты. Волки пожирали волков, но был ли иной выход?
Как воздух, была нужна новая идеология, соединение христианского древа с исконными корнями, ведущими в Жизнь. Подчёркиваем - не "новая религия", а именно ИДЕОЛОГИЯ - наведение моста между храмом и невоцерковлённым, отпавшим от веры народом. Создание духовных ценностей - прямая задача культуры, ибо "Вначале было слово". Эту миссию наши "инженеры человеческих душ", особенно теоретики, в основном, провалили.
Народ терпел власть, пока она худо-бедно исполняла функции ОХРАНЫ, хоть охранники порой и приворовывали, но не стал защищать оборотней, "перерожденцев". Словечко это, согласитесь, звучит в наши дни совсем иначе, чем во времена ныне забытого Всеволода Кочетова, над "обличениями" которого когда-то хохотали шестидесятники. И действительно было смешно, потому что наивно. Но…Поневоле вспомнишь сталинское: "Других писателей у меня для вас нет". Наши "инженеры человеческих душ" жили не пыльно, гневно бичевали "язвы капитализма", чтобы не быть отлучёнными от кормушки, а сами, "по карманам рассовавши кукиши", грезили о вампирских забугорных "тленностях". Плевать им было на священное право народа идти своим путём, завоёванное страданиями и кровью нескольких войн и революций, нечеловеческим трудом по восстановлению многоократно разрушенной и разграбленной страны.Они хотели "как там" и постепенно подсунули народу правила "тамошней" игры. "Догнать и перегнать Америку", то есть царство Мамоны, от которого мы с таким трудом убежали. Зачем? Догнать и перегнать жадного пузатого "мистера Твистера". Короче, поворачивай назад.
Корабль, плывущий к Земле Обетованной, замедлил движение, а потом и вовсе остановился. Часть команды разложилась и,пряча под номенклатурными пиджаками и зубными протезами отрастающие клыки и шерсть, с тоской поглядывала в сторону буржуинского берега, но в открытую туда повернуть боялась. Корабль ей мешал. И мистерам-твистерам на берегу мешал - на борту оружие, мало ли что!
Гребцы же на галерах ещё какое-то время гребли по инерции, потягивая бормотуху и напевая: "А нам всё равно" из популярной комедии, потом совсем побросали вёсла и стали лишь делать вид, что гребут. Одним понравилось безделье, другие тоже возжаждали "как там", ну а третьи…Были они, конечно, и внизу, и на верхней палубе, и среди команды, - отдельные немногочисленные энтузиасты - продолжатели движения, но кто их слушал? Большинство же, привыкшее быть в послушании у власти, просто не врубилось в происходящее. Мол, им, вождям, виднее. Они и сейчас не понимают, что правят ими уже не охранники (пусть даже проворовавшиеся и нерадивые), а ВОЛКИ. Взывают к волчьей совести, просят вернуть проглоченную бабушку, домик со всем имуществом и Красную Шапочку с пирожками.
Но сказка кончилась. Корабль был обречён, - не потому что на нём чего-то нехватало (знали куда худшие времена), а потому что ОСТАНОВИЛСЯ. То есть само его существование и связанный с ним общий "напряг" показались (не без помощи зомбирования) бессмысленными. Отныне гражданам под "свободой" следовало разуметь не освобождение от жадного и непотребного хищника в себе, а освобождение от всего, мешавшего прежде этому хищнику материализоваться и воцариться. Прежде всего, свободу от самого корабля, - тюрьмы для когтистых и клыкастых.
Потому и не защитили.
"Крот рыл изнутри" (А. Яковлев), подгрызая главное - наши духовные корни, в чём "кроты" нынче признаются открыто. Правда, уже не с гордостью, как в начале девяностых, а со вздохом: "Извините, мол, товарищи, что мы направили наш корабль на айсберг. Просто ваше Светлое будущее - химера. А, если уж совсем откровенно, зачем куда-то плыть, когда можно, как весь нормальный мир, загорать на бережке?"
Поэтому команда быстренько попрыгала в шлюпки, которых на всех не хватило, - и на сушу. Ну и народ за ними вплавь к берегу - коли некуда грести, то и корабль ни к чему, нехай себе тонет.
А команда пообсохла, переоделась, обустроилась и с новыми силами взывает к тем, кому повезло выбраться из-под волн и обломков, что неплохо опять построить что-нибудь этакое. Пусть не к Светлому Будущему, так к свободному рынку, пусть не корабль, а "наш дом", где одни будут хозяевами, другие - квартиросъёмщиками, а третьи - истопниками и сантехниками. А они, новая команда, будут бороться, чтобы хозяева истопников и сантехников не слишком "напрягали". И удивляются, что никто их не слушает.
Народ изменился, а "другого народа на вас нет".
Не знаю, описаны ли в медицинской практике случаи коллективной депрессии, приведшие ко всеобщим пьянству и самоубийству.Тяжкая духовная болезнь огромной страны, следствие усталости и разочарования.Выстоять удаётся лишь хищникам, "толстокожим" и немногочисленным дон Кихотам. Доказывать больному экономическую и политическую выгоду его прежнего здорового состояния безусловно необходимо, но малоэффективно. Логика здесь бессильна. Помогает хорошая встряска, шок, ("Пусть сильнее грянет буря"), чего мы, разумеется, боимся. Или терпение, любовь, неустанная помощь каждому. Да где ж их взять?
Думается, что винить советских людей, показавших за эти несколько десятилетий такие чудеса самоотверженности, трудолюбия и терпения, что хватило бы на спокойную безбедную жизнь для многих будущих поколений - кощунственно. Наш народ, как свидетельствует история, готов на любые лишения и жертвы, пока получает ХЛЕБ ДУХОВНЫЙ, то есть смысл жизни, и превращается из богоносца в нечто звероподобное, если его этого смысла лишить. "Ну, коли они с нами так, то мы этак…". Одни тоже прорываются наверх, к "хищникам", хапают и гуляют, пока не одолеет тоска. Тогда - разбитые в ресторациях зеркала, русская рулетка и прочие выкрутасы (смотри сборник анекдотов про "новых русских"). Другие безропотно тянут семейно-родовую упряжку и штурмуют шесть соток. Третьи просто впадают в спячку (в объятиях Бахуса или Морфея - не столь уж важно). Или в депрессию, о чём сказано выше. Или в агрессию. Стреляют и стреляются. И называется всё это, господа демократы, никакой не свободой, а "отвязанностью". Или "свободным падением".
Мы вернулись "в рабство фараоново", или нас "вернули" - это тоже уже неважно. Существенно одно: человек снова вампир или жертва, революция лишь поменяет персонажей местами. Да и волки, если вдуматься, разве не жертвы? Порой ещё большие, чем овцы.
Бывший советский народ снова заражён вампиризмом, как и весь "лежащий во зле" ветхий падший мир, подготовленный к принятию Нового мирового порядка или Антихриста. Изменить ситуацию способен уже не материальный, а ДУХОВНЫЙ переворот, принципиально новая идеология третьего тысячелетия. Это - революция ДУХА, СОЗНАНИЯ, предсказанная святыми отцами и религиозными мыслителями.
Если участникам практикума интересно, автор готова представить на обсуждение проект такой идеологии. С уважением. Ю.Иванова.

От Cкептик
К Михаил (16.06.2000 17:04:00)
Дата 19.06.2000 09:12:00

re: о чем думал студент

Многое из з того, что Вы написали раздражало и меня. Но все ж таки Вы допускаете явные ошибки, утверждая, что стандарт потребления безработного на западе выше чем рабочего. А как же образование, льготный отпдых в санатории, медицинское обслуживание? Вы что, просто не включили эти фундаментальные и очень дорогие блага в стандарт потребления? Надеюсь Вы не будете говорить, что рабочему было крайне сложно достать путевку. ДА, в Крым и Кавказ было попасть непросто, хотя очень многие там отдыхали, но санатории есть не только в Крыму можно было поехать и в места попроще. Так вот , безработный даже в США, не может отдыхать ни в каком санатории , кроме тюрьмы. И зубы ему лечить никто не будет и операцию даже сравнительно простую ему никто не сделает.

От Михаил
К Cкептик (19.06.2000 09:12:00)
Дата 23.06.2000 23:43:00

re: о чем...

Cкептик:
Многое из того, что Вы написали, раздражало и меня.
Рад слышать, значит, обнаружена одна из (видимо
многих) общих причин.
Cкептик:
Но все ж таки Вы допускаете явные ошибки, утверждая, что стандарт потребления безработного на западе выше чем рабочего.
Строго говоря, сравнивать _реальный_ уровень потреблния советского рабочего и западного безработного не входит в наши задачи. Важно, что в _сознании_ советского рабочего безработица не была большим пугалом. Лично он с ней не встречался, а пропаганде не верил (так как она врала не в меру даже о событиях в СССР).
Не будучи в курсе ситуации в Штатах, расскажу про Германию: достойного качества бесплатное образование (чем я, российский гражданин, сейчас пользуюсь), бесплатная медицинская страховка для безработных (которая покрывает пломбы, в частности). Ему вполне по карману по дешевому (35 марок) билету выходного дня поехать в любое курортное место Германии и остановиться в дешевом кемпинге. 3-4 человека могут легко рвануть на машине в Испанию. В общем, ситуация по крайней мере сравнимая с положением советского рабочего.
Конечно, думать, что все сразу станет, как в Германии, было наивно (да так и не думали). Однако, буржуйский пример показывал возможность такого в принципе и служил наглядной иллюстрацией для упрощенных "сказок о рынке" от дядюшки Гайдара.

От Андрей
К Михаил (23.06.2000 23:43:00)
Дата 06.07.2000 02:22:00

re: о чем думал студент

> Не будучи в курсе ситуации в Штатах, расскажу > про Германию... В общем, ситуация по крайней > мере сравнимая с положением советского > рабочего.
Михаил, мне кажется, что здесь следует сделать важное замечание, а именно:
при всем при этом советский рабочий РАБОТАЛ, а немецкий безработный - БЕЗРАБОТНЫЙ со всеми вытекающими проблемами, хотя бы психологическими. Я полагаю, что Вы понимаете разницу. Постойте полчасика у биржи труда, посмотрите на депрессивные лица многих безработных - до поездок ли им на курорты, пусть и за 35 марок? Дабы не быть голословным, сообщу, что лично понаблюдал за безработным "контингентом" в Германия в г. Бохум. Впечатляет и отрезвляет.
Далее можно указать на то, что да, действительно, из Москвы так просто на машине в Испанию не поедешь и т.п. Но дело тут не в общественном строе, а в географии.
Кстати, за 35 марок вы будете ехать целый день с кучей пересадок, а цены на ж/д билеты в обычный день очень сильно бьют по карману (а сервис оставляет желать лучшего).
По поводу зубов и прочей медицины готов тоже поспорить, но в этом форуме это неинтересно.
Немецкое образование считаю его по сравнению с советским (даже постперестроечным) весьма посредственным, что "ретушируется" применением новой техники и т.п. Халтуры много, учебный процесс приносится в жертву научной работе ("сегодня занятия отменяются, потому что пишу статью и не успел подготовиться" - сплошь и рядом). Студентов нередко используют как "слуг": лень преподавателю книжку читать, дай, думает, объявлю семинар, пусть студенты по книжке рефераты готовят, а я послушаю. Такой вот учебный процесс.
Я сейчас работаю в немецком университете, описываемое вижу своими глазами.
Это я все к тому, что не надо идеализировать.
Под конец замечу, что на Ваш постулат, процитированный в начале моего ответа, клюнуло население ГДР. В 1990 году, когда решался вопрос с объединением, ФДП (либеральная партия такая :-) агитировала "за" таким плакатом: слева доходы рабочего в ГДР, справа безработного в ФРГ, а внизу вывод: безработному в ФРГ жить легче, чем работающему в ГДР! Во как! Чистой воды манипуляция. Теперь восточные немцы (которые не знали безработицы) тихо плачут ... но уже поздно.
А.

От СКЕПТИК
К Михаил (23.06.2000 23:43:00)
Дата 26.06.2000 13:32:00

re: о чем думал студент

Добавлю свои впечатления о Канаде, где прожил полгода. Пособие в 400 долларов(канадских, они дешевле американских), плюс бесплатное жилье. Все. Ни о каких пломбах такой человек не может и мечтать, не говоря уже об учебе в приличном вузе, отдыхе в санатории и прочее. Я знаю, что на западе есть ряд бесплатных ВУЗов,но это не лучшие ВУЗы, не МГУ.
А впринципе я согласен с вами, было много всего неприятного в СССР, но больше всего раздражало то , что эти проблемы были вполне регаемы в рамках того строя.

От Yephim
К С.Кара-Мурза (15.06.2000 12:15:00)
Дата 16.06.2000 13:15:00

moneyпуляции

Кстати мне кто-то приводил цитаты из книжки "теория внедрения" новых технологий на производстве. Персонал делится условно на три группы Менеджеры высшего звена
Менеджеры среднего звена
и рабочие.
Там говорилось о том, что чтобы успешно внедрить что-либо надо придерживаться следующей тактики.
Рабочих убедить что хуже!!! не будет
Менеджерам среднего звена показать возможность роста с внедрением новых технологий а
менеджерам высшего звена просто льстить так как у них в принципе все есть. Насколько это совпадает с внедрением у нас евроцентризма. Когда вначале рабочим говорилось что очередь за колбасой или к зубному это такая катастрофа и уродство на фоне остальной "процветающей цивилизации", отсюда логично следовало что раз хуже чем у нас нигде нет то уж всяко хуже и не будет. Вот об этом и думал рабочий - "что хуже не будет". Поэтому и поддержка была пассивной, а неактивной, я думаю, не ждал рабочий золотых гор, думал по мелочам подрихтуют жизнь сделают ее чуть комфортней и веселей.

От Cкептик
К Yephim (16.06.2000 13:15:00)
Дата 18.06.2000 09:11:00

re: moneyпуляции

Yephim, Вы ошибаетесь. Поддержка была не просто активной, а даже агрессивной. Неужели Вы забыли шахтерские забастовки?