Начато: 01.06.2004 18:23
Полный шифр продолжения: 4П.СН.ФКМ
Допустим, что новое идеологическое учение создано. А станет ли оно фактически действующей идеологией, зависит от множества факторов, лежащих вне этого учения. Вот некоторые из этих факторов. Появятся ли люди, которые захотят иметь рассматриваемое учение в качестве основы для своей идеологии? Сумеют ли эти люди создать организацию, которая будет сохранять, улучшать, отстаивать и пропагандировать это учение? Сумеют ли они на основе этого учения выработать программу действий, подобную той, какую в свое время создали коммунисты во главе с Лениным? Сумеют ли они наладить понимание текущих конкретных событий в духе нового учения? Найдутся ли достаточно обширные и социально значимые силы в массе населения, которые добровольно станут объектом воздействия новой идеологии? Насколько способными пойти на жертвы ради защиты новой идеологии и достижения предлагаемых ею идеалов окажутся приверженцы этой идеологии? (Александр Зиновьев. Идеология партии будущего)
Была бы идея, а партия – найдется.
(Мой ответ Зиновьеву)
Прежде чем взяться за ответ на вопрос, нужно прояснить сам вопрос. Тем более что в словах «Что делать?» не указывается цель, ради которой нужно что-то делать. А если цель не определена, если она не ясна, то и движение к ней не может быть успешным. Не может быть строго рациональным и экономным.
В самом широком смысле под вопросом «Что делать?» я понимаю вопрос о том, что нужно делать для того, чтобы всем людям на Земле жилось хорошо, чтобы все человечество, наконец, вышло из состояния дикости и совершило значительный рывок в своем нравственном, интеллектуальном и техническом развитии. Чтобы люди перестали мучить и убивать друг друга, чтобы они стали жить как настоящие люди, а не как дикие звери.
В философских терминах это значит, что есть вполне определенное настоящее, действительное состояние общества и есть некоторое будущее, идеальное, желаемое его состояние. И задача заключается в том, чтобы определить набор и последовательность действий, которые с минимальными затратами и в кратчайшие сроки могут перевести это общество из нынешнего состояния в желаемое.
Я думаю, что идеальное состояние общества, набросанное выше в самых общих чертах, является желанным не только для коммунистов или только для христиан, но и для всех нормальных, здравомыслящих людей Земли. Все стремятся к одному и тому же, и отличаются люди между собой лишь тем, КАКИМ они видят этот путь в светлое будущее, КАКИМ способом они думают построить этот рай на Земле.
Следовательно, в самом общем виде задача примирения и консолидации людей в стремление к желанному будущему заключается в том, чтобы указать ИСТИННЫЙ путь. И чтобы убедить всех и каждого, что это путь действительно правильный, верный, что так и только так нужно действовать, чтобы добиться цели. И только тогда, когда в сознании каждого человека возникнет твердая убежденность в верности указанного пути, только тогда в сердце каждого землянина возникнет горячий энтузиазм, жгучее стремление к желанной цели. И тогда будет мало или не будет совсем противников на этом пути.
В менее широком смысле я понимаю вопрос «Что делать?» как вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы было возрождено движение к истинно коммунистическим идеалам. Ибо только на этом пути я вижу возможность возрождения человечества к настоящей жизни. Только идеалы коммунизма в полной мере соответствуют наилучшему устройству общества. Капитализм в этом отношении НЕ МОЖЕТ дать того, что нужно людям. Сама логика, сама мораль, сам дух этого строя исключают счастливое будущее для всего человечества. Капитализм – это синоним эгоизма. И хорошо всем при нем никогда не будет.
В узком смысле я понимаю этот вопрос как вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы русский народ поднялся, наконец, с колен и снова стал во главе передового человечества. Ибо в настоящее время только и только в нем я вижу единственную силу, способную преодолеть собственный эгоизм, собственную ограниченность и повести все народы к счастливому будущему. Только русский народ обладает громадным опытом, необходимой нравственностью и достаточным интеллектом, чтобы совершить этот подвиг во имя всего человечества.
1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ОТВЕТА НА ВОПРОС «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Ответ на вопрос «что делать?» для исправления недостатков советского социализма, для подъема его на новый уровень развития и ускорения движения к коммунистическому обществу у меня был готов еще 22 года с лишним назад. Я был не согласен с советскими коммунистами в том, что переход к коммунизму может быть совершен сам собой, без внесения коренных изменений в сами основы, в принципы социализма. Не верил, что люди постепенно, только путем создания материально-технической базы, станут по духу и потребностям коммунистическими. Я был уверен, что нужны активные, целенаправленные воздействия на мораль людей, чтобы сделать эту мораль коммунистической.
Сущность моих предложений заключалась в том, что нужно было изменить ОСНОВНОЙ принцип социализма и внедрить НОВУЮ систему распределения по труду. Такую систему, которая бы позволила решить триединую задачу:
1. Принципиально изменить мотивацию труда, и на этой основе достичь высшей его эффективности.
2. Добиться, при этом, максимально возможной социальной справедливости.
3. И самое главное - воспитать нового человека, воспитать человека с новыми потребностями, с новыми идеалами, с новой моралью. (См. прим. 1.)
В советские времена мою идею можно было реализовать с ничтожными затратами сил и средств. Для этого нужно было совершить только определенные интеллектуальные усилия. Чтобы понять суть предлагаемого и преодолеть собственные предрассудки. Однако, в то время люди не были готовы к восприятию этой идеи. На пути ее реализации стояла самая крепкая, самая страшная из всех преград, из всех стен – стена непонимания.
Сейчас же ситуация резко изменилась, и изменилась в худшую сторону для практического воплощения идеи. В организационном плане. Зато положительный сдвиг произошел в другой области – в области психологической, в области интеллектуальной. Люди стали опытнее, люди стали, надеюсь, умнее, люди увидели, к чему ведет ошибочное реформирование социализма. И это самое главное. Это должно сейчас обеспечить успех моей генеральной идеи.
В современных, не советских, условиях возникла определенная специфика в реализации идеи. Сейчас социализм нужно не просто реформировать, сейчас его нужно возрождать. И теперь нужно бороться не только с косностью мышления и консервативностью людей, но и с укрепившейся психологией частного собственника. Нужно не просто поднимать социализм на новый уровень развития, нужно бороться, при этом, с пустившей глубокие корни эгоистической, буржуазной моралью.
Переход к социализму означает для нас возврат к нему, возрождение его. Поэтому речь здесь будет идти именно о возрождении. О возрождение социализма в России и в других ставших капиталистическими странах бывшего Советского Союза. О применении идеи нового распределения в обществах, сохранивших устои социализма, и в государствах исконно капиталистических будет отдельный разговор.
Возрождать социализма будет легче, чем внедрять его в краях всегда бывших капиталистическими. Потому, что многие элементы социализма сохранились. Потому, что много людей осталось верными коммунистическим идеалам. Потому, что плачевные результаты капиталистической реставрации налицо. И потому, что неприятие капитализма достигло своего верхнего предела.
И, прежде всего, нужно решить, каким должен быть этот путь: насильственным или ненасильственным? А после этого конкретизировать его: если насильственный – то одно, если мирный – то другое.
2. ИЗЛОЖЕНИЕ ОТВЕТА НА ВОПРОС «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
2.1 Отрицание насильственного пути возрождения социализма
Капиталистическая система не должна устраняться насильственным, революционным путем. Путем вооруженного захвата власти, экспроприации частной собственности и физического уничтожения или удаления за пределы государства частных собственников. Этот путь, особенно в наше время, чреват громадными издержками и потерями. Как людских, так и материальных ресурсов. Кроме того, такой способ перехода от капитализма к социализму, как показал советский опыт, не дает надежных результатов. Все равно на определенном этапе развития соцобщества, построенного на насилии, происходит возврат к капиталистической системе. Либо обвальным, советским, способом, либо эволюционным, китайским. В любом случае: происходит капитуляция соцметодов организации и стимулирования труда перед капиталистическими.
Насильственный путь должен быть отвергнут потому, что изменились условия жизни, изменились военные возможности человечества, чрезвычайно усложнилось производство. Существует громадное множество опасных предприятий, разрушение которых в ходе насильственных действий может привести к масштабным техногенным катастрофам. Более того, наличие атомного и ядерного оружия создает опасность его использования в решении социальных противоречий. А это грозит полным уничтожением человечества. Поэтому, тот, кто, мечтает о насильственном возрождении социализма, есть человек опасный и не умный, недалекий.
В расчет должно быть принято и такое соображение. Богатые люди, собственники средств производства – это тоже люди, это тоже часть народа, часть человечества. Это наши друзья, знакомые и родственники. И они тоже имеют право после перехода общества к социализму на нормальную человеческую жизнь, на безопасность личную и безопасность членов их семей. Следует считать, что и среди собственников средств производства есть умные и высокоморальные люди, способные подняться над убогой ограниченностью частного собственника и понять, что есть другие, лучшие способы организации человеческого общежития. Которые будут выгодны ВСЕМ, в том числе и богатым.
Кроме всего прочего, для насильственного пути перехода к социализму не существует в настоящее время объективных предпосылок. Ведь для того чтобы народ взялся за оружие, нужно довести его до крайней черты обнищания и озлобления. А желать такого состояния для общества во имя коммунизма – это значит быть человеконенавистником, быть врагом блага в настоящее время живущих людей.
Полусытый и полуголодный человек за оружие не возьмется. Ибо он может потерять все. За оружие он может взяться только тогда, когда ему уже нечего терять. А подавляющему большинству наших людей пока, слаба богу, есть что терять.
2.2. Недостаточность парламентского пути возрождения социализма
Современные коммунистические партии, как это ни удивительно, понимают бесперспективность насильственного пути возрождения социализма и делают, поэтому, ставку на парламентский путь получения власти и возрождения социалистических принципов организации жизни людей. Но далее умственные изыскания официальных коммунистов не простираются, да и зачем?! Ведь бороться за идеалы коммунизма, сидя в теплых парламентских креслах, гораздо почетнее, комфортнее и приятнее. Зачем проливать кровь, если всего можно добиться проливанием пота? По крайней мере, для себя лично.
Нынешние коммунисты думают, что достаточно получить власть в свои руки, и все будет о,кей. Наивные люди! Советский опыт их ничему не научил. Как были недалекими догматиками, так и остались ими. Поэтому ничего удивительного в том, что они не могут получить власть, нет. Ведь ничего принципиально нового они предложить не могут. Будет либо возрождение советского идиотизма, либо развитие по китайскому сценарию. Но и тот, и другой путь – это не то, что нужно. Это не то, что может воодушевить людей на великий труд, на самоотверженную деятельность во имя нового строя. Советская система организации производства доказала свою несостоятельность и неспособность привести к коммунизму, а китайский путь – это путь капитуляции перед капитализмом. Своего рода НЭП. Это шаг не к коммунизму, а вспять от него.
Доказательством неспособности «советских» компартий решить существующие проблемы служит пример Молдавии. Молдавские коммунисты или ничего, или почти ничего не могут сделать. Или продолжают оставаться в плену у капиталистических отношений, или же предпринимают жалкие попытки восстановления советских организационных форм. Не понимая, что нужны ПРИНЦИПИАЛЬНО новые решения.
Ситуацию в Молдавии, где сейчас правят коммунисты, я довольно хорошо знаю. Сам родом оттуда, часто там бываю, разговариваю с простыми людьми и вижу, что развал продолжается. А те улучшения, которые есть в связи с приходом к власти коммунистов – это ничтожный мизер. В начале «царствования» Владимира Воронина я пристально следил за развитием событий в Молдавии, но потом поостыл. Понял, что мои предположения относительно возможностей современных коммунистов оправдались.
Надежды на получение власти и возрождение социализма сверху не беспочвенны, но такой путь не может дать принципиально нового социализма. Ибо для этого нужна не только власть, но и новые идеи. И поэтому решительной победы только на парламентском пути нам не сыскать. Стремление к политической власти в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке должно сочетаться с движением к социализму СНИЗУ, со стороны масс населения, со стороны КАЖДОГО здравомыслящего человека. Парламентский путь должен быть дополнен этим движением, должен СОЧЕТАТЬСЯ с ним. Только так может быть обеспечен полный и окончательный успех.
2.3. Указание истинного пути возрождения социализма
Возрождение коммунизма в странах бывшего социализма может быть осуществлено таким способом.
Те люди, которые понимают обреченность и недостаточность капиталистической системы, которые не приемлют мораль и дух этого строя, независимо от того, капиталистами они являются или нет, должны объединять свои средства БЕЗ РАЗЛИЧЕНИЯ доли каждого в общем имуществе. Должны преобразовывать свою собственность в истинно коллективную. И создавать тем самым социалистические предприятия и организации, социалистические трудовые коллективы.
Объективные основания для такой деятельности имеются. Ибо есть много людей, обладающих недюжинными организаторскими способностями, но не приемлющих капиталистические методы и цели экономической деятельности. Кроме того, есть громадное множество просто безработных людей, которые будут рады ЛЮБОМУ предложению работы. А тем более предложению работы в истинно социалистическом коллективе, с настоящими и верными товарищами. Готовыми идти в деле до конца, готовыми отдать за други своя – всё. Живущими не по жалким, убогим буржуазным правилам «благоразумия», а по истинно коммунистическому принципу: «Сам погибай, а товарища – выручай». Жить и работать в таком коллективе – есть счастье, выше которого ничего нет.
После определения рода деятельности эти коллективы должны внедрить на своем предприятии новую систему распределения по труду, не советскую, а ту, которая является истинно социалистической. И которая позволит добиться и максимального материального равенства, и высшей социальной справедливости и наиболее полного раскрытия и использования творческого потенциала КАЖДОГО члена трудового коллектива.
Новая система распределения по труду вызовет такой энтузиазм, такой трудовой подъем, такую энергию, что в конкурентной борьбе с капиталистическими фирмами соцпредприятия всегда будут, в конечном счете, выходить победителями. Они всегда будут одерживать победу в конкурентной борьбе. Ибо возможности каждого члена соцколлектива будут использоваться сполна. Чего нет в подавляющем большинстве капиталистических организаций. Именно это обеспечит преимущество социалистических форм хозяйственной деятельности над капиталистическими.
Пример успешной деятельности первых соцорганизаций нового типа, их расширение за счет вытеснения из экономической сферы и поглощения капфирм, заставит обратить к ним внимание всех людей. И во всех точках капиталистической системы станут возникать такие организации. Ибо выжить будет означать стать социалистическим. Так как капиталистические фирмы будет ждать неизбежное вытеснение с рынка, банкротство и поглощение соцпредприятиями.
Постепенно вся сфера экономической деятельности будет становиться социалистической. И, естественно, параллельно будет идти процесс преобразований во всех остальных сферах общественной жизни. Ибо социалистическое производство требует и социалистического же общежития во всех областях социума.
Но будут меняться, что самое важное, не только организационные формы. Изменится мораль людей, будут возрождены истинно человеческие ценности. Начнется настоящая, решительная борьба со всеми и всяческими пороками, мучающими человечество тысячелетиями. В трудовых коллективах исчезнет неприязнь, грызня, зависть и воцарятся дух сотрудничества, товарищеской взаимовыручки и дружбы.
Параллельно этим успехам в экономической области будет происходить проникновение новых идей – идей советизма – во все оппозиционные по отношению к буржуазной системе партии и организации. Ибо для них остаться на политической арене будет означать принять идеи советизма. Отказ от этих идей будет равнозначен политическому самоубийству. А принятие всеми оппозиционными структурами ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ идеологии будет служить основой для объединения их в одно целое и для согласованного и мощного выступление против капиталистического маразма.
При таком развитии событий поддержка оппозиционных партий снизу, со стороны масс будет расти. И произойдет их победа в парламентах всех бывших соцстран. Это будет означать, что начнется новый этап развития социалистических форм хозяйствования – этап их развития без сопротивления со стороны государственных структур, а, наоборот – с горячей и умной поддержкой. Что обеспечит новый, еще более высокий виток развития коммунистических форм жизни.
В случае если существующие оппозиционные организации окажутся неспособными к восприятию идей советизма, не исключено возникновение новых политических структур. Использующих последние достижения технического прогресса и интеллектуально подготовленных к восприятию идейной продукции более высокого уровня, нежели марксизм.
Новая система распределения по труду может быть внедрена на ЛЮБЫХ предприятиях НЕ ЧАСТНОЙ формы собственности. Например, на государственных. Как действующих, так и бездействующих. Задача людей коммунистических убеждений заключается в том, чтобы идти на такие предприятия и поднимать их из руин. Коммунизм должен быть возрожден не только парламентскими или сетевыми разговорами, а, по преимуществу, упорной и трудной работой в экономической сфере. Именно здесь деловые люди коммунистического толка, коммунистических взглядов должны победить буржуазных деляг и делков. И если такой победы не будет, то грош цена или нам, или нашей идеологии.
3. НАЧАЛО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТА НА ВОПРОС «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
До завершения моего «Проекта новой системы распределения» мне осталось, при нормальных условиях работы, два-три месяца. После этого я готов приступить к практической организации соцпредприятий нового типа. Но считаю, что уже сейчас можно начать обмозговывание деталей предстоящего дела. Можно начать поиск и консолидацию единомышленников. Я уже сейчас готов рассмотреть все предлагаемые варианты, и с моим участием, и без него. Только, может быть, с моей теоретической поддержкой.
Род деятельности организаций не имеет значения. Новые принципы распределения могут быть применены в ЛЮБОЙ сфере человеческой деятельности, для выполнения любых работ. Место деятельности тоже не играет принципиальной роли. Всюду, где действует капитализм, может действовать и социализм. Но, разумеется, нужно искать такие виды деятельности и такие места, в которых победа социалистических коллективов будет более вероятной, более быстрой и более убедительной. Ведь движение новое, еще слабое, и не нужно бросаться с самого начала на самые крепкие устои буржуазной системы. Нужно окрепнуть, набраться сил, а потом двигаться на штурм все более мощных укреплений капитализма. Может быть, именно в идейной области, в области идейной борьбы и всего, что с ней связано, и стоит начать пробовать свои силы. Более мощные идеи должны победить менее сильные. А это значит, что советизм должен победить западизм.
Со своей стороны я пока предлагаю организовать консорциум, сотоварищество для распространения идей и основных сочинений советизма. Под которыми понимаю не только свои труды, но и работы всех, кто согласен с предлагаемым способом выхода из существующей ситуации, и кто готов идти в этом деле до конца. Конкретика дела может обсуждаться уже сейчас и здесь, на ФКМ.
Итак, я открыт для тех, кто умеет не только говорить, но и действовать. За словом должно следовать дело. Иначе это слово – пустоцвет, праздная болтовня. Хватит только говорить, пора начинать действовать. Надо вылезать из теплых окопов и идти в атаку. Иначе всем нам – конец. Вымрем, как мамонты. (См. прим. 2 – 5.)
2. Текст данной программы действий СОВЕТИСТОВ (Изобретение и первое употребление слова), следует считать предварительным. Обстоятельства пока не дают мне возможности довести его до совершенства. Картина действий не прорисована так, как мне бы хотелось. Но пока и ею можно обойтись.
4. Ответ на вопрос «Что делать?» нельзя считать в таков виде полным. Ибо не высказана моя главная идея – мысль о том, ЧТО обеспечит переход к новой системе распределения, ЧТО заставит эту систему действовать. Идея эта вскоре будет опубликована в моем «Проекте новой системы распределения по труду» – http://sovet14.narod.ru/Proekt/_NP.htm .
5. При составлении Наброска программы использованы, в частности, полемические материалы ФКМ из веток:
- Идеология – автор Ernest, 27.03.2004;
- Практическая деятельность патриота - что делать? – автор Zhlob, 19.04.2004;
- Предложение создать неформальный аналитический центр – автор Karev, 31.05.2004;
- С.Г. Кара-Мурза "Разруха в домах... и в умах" – автор Ф.А.Ф., 07.04.2004.
Как-то в институте делал я сообщение про Роберта Оуэна. Помнится мне, он тоже считал, что нужно научить людей жить по нормальным принципам, и всё пойдёт на лад. Основал колонию "Новая гармония" в тогда ещё малонаселённой Америке. Но что-то (в биографии не сказано точно) не заладилось. Думается мне, люди оказались не те. Это во-первых. А во-вторых, допустим, соцпредприятия будут созданы. Не будет ли наше распрекрасное государство обдирать их как липку и вообще обращать на них пристальное внимание?
Но всё же основное возражение - это люди. Кто сейчас пойдёт рвать жилы за светлое будущее? Лучше пивка попить, телевизор посмотреть...
Пока не начнётся общественный диалог (пока МЫ его не начнём!)- так и будем скатываться в яму.
...опять же, Америка не дремлет...