>> (См. "Совок вспоминает", там, где С. Г. рассказывает о детях крупных партийных работников - отнюдь не бездельников и не равнодушных...)
>При патриархальном укладе процесс воспитания шел параллельно с получением трудовых навыков, т.е. дети УЧИЛИСЬ РАБОТАТЬ и ТРУДИЛИСЬ вместе с родителями и при этом воспроизводили культуру и воспитание родителей. Советский строй практически полностью разорвал эту связь поколений. Особенно это сказывалось в крупных городах, в мелких хоть коллективные сады были, где приходилось копаться всей семьей почти каждый день.
>ИМХО этот разрыв - основной фундаментальный недостаток советского проекта, который его и завалил (и продолжает заваливать).
А как вы предлагаете "учиться работать" вместе с отцом - директором завода, заведующим лаборатории, "крупным партийным работником", да хотя бы и водителем автобуса? - на его рабочем месте?? Между тем, все эти профессии и занятия - отнюдь не блажь какого-то из поколений марксистов-неудачников; это необходимость индустриальной фазы общества.
Хорошо же в патриархальной деревне было - тут тебе и работы, и учеба в одном флаконе, что на пашне, что в кузнице. А город... Не так-то это просто. Да и то учитывать надо, что отец - "не бездельник и не равнодушный" - после своего рабочего дня имеет очень-очень мало времени на то, чтобы хотя бы самому кое-как восстановиться до завтрева, а тут еще и дети лезут со своими тройками.
> А как вы предлагаете "учиться работать" вместе с отцом - директором завода, заведующим лаборатории, "крупным партийным работником", да хотя бы и водителем автобуса? - на его рабочем месте?? Между тем, все эти профессии и занятия - отнюдь не блажь какого-то из поколений марксистов-неудачников; это необходимость индустриальной фазы общества.
А я не предлагаю, а констатирую. :) Мне кажется, что именно здесь корень наших проблем – невозможность самовоспроизводства советского общества при существовавшем устройстве. А как эту проблему надо было решать – вопрос отдельный.
> Хорошо же в патриархальной деревне было - тут тебе и работы, и учеба в одном флаконе, что на пашне, что в кузнице. А город...
Да, в этом смысле все было хорошо, однако отголоски этого и сейчас еще существуют. Вообще, по имеющейся у меня статистики, те из моих сверстников, кто активно трудился в детстве вместе с родителями (неважно где, гараж, огород, дача, уход за домашними животными, «пестование» младших в семье т.п.) сейчас обзавелись полноценными семьями, занимаются производительным трудом и по большому счету негативно относятся к реформам. Соответственно те кто имел «рафинированное» детство или наоборот представители неблагополучных семей фактически оказываются неспособны к семейному строительству и воспроизводству, хотя часто бывают удачливы в бизнесе. И этот контингент, как правило, тяготеет к «демократии». Получается что и в городе (правда мои данные не относятся к мегаполисам) можно было поддерживать «патриархальный уклад».
> Не так-то это просто. Да и то учитывать надо, что отец - "не бездельник и не равнодушный" - после своего рабочего дня имеет очень-очень мало времени на то, чтобы хотя бы самому кое-как восстановиться до завтрева, а тут еще и дети лезут со своими тройками.
«не бездельник и не равнодушный» в вашем примере только работник, а как отец именно и бездельник и равнодушный. Другой вопрос что государство не стимулировало занятие собственными детьми, перекладывая все на школу, вот и доперекладывалось… А школа это не коммуна Макаренко.
Вообще проблема очень важная для всех индустриальных обществ и к сожалению я не встречал даже наметок решения (не считая Макаренко :)
Правда, в отдельной книге не разработал. Он считал самым главным средством здоровой социализации человека любой физический труд в отрочестве в паре с отцом или дедом (и т.п.). Имеено в таком процессе неявно передаются важные установки и навыки мышления.