От miron
К All
Дата 11.05.2004 10:28:48
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Модернизация; Хозяйство;

Введение в эволюционную экономику (приглашаем к дискусии)

Уважаемые участники форума!

В копилке форума по адресу
https://vif2ne.org/nvz/forum/files/MK74/Chelovek.zip выложена вторая часть нашей книги «Как России стать «Америкой» или путь к процветанию России». В ней даётся краткое изложение интересующих нас аспектов культурно обусловленного поведения человека в приложении к вопросам развития и выживания государств и более малочисленных человеческих групп. Разбираются некоторые проблемы организации государственного устройства, общежития социумов, идеологические проблемы (справедливость). В пятой главе книги даётся изложение эволюционной теории экономических изменений, примыкающей к развитой миметической теории поведения человека, а затем ставится вопрос о степени абстрагирования, допускаемых при построении чисто экономических теорий (очерк «А есть ли рынок»). Авторы будут признательны всем, кто ознакомится с рукописью и выскажется свои критические соображения. Горячо приветствуются также замечания по первой части книги, находящейся в файле https://vif2ne.org/nvz/forum/files/MK74/Politekonomija.zip

Очень бы хотелось узнать персонально мнение Д. Кропотова, Игоря, Игоря С., Алекса, В. Антонова, Станислава Покровского, Геры, Павла Краснова, К, Александра, Сильвера, Скептика, Добрыни, Лома, Дурги, Зотеева, товариша Рю, Ивы, Баювара, ну и конечно Сергея Георгиевича.

Содержание второй части

Глава 2.1 Человек как биосоциальное существо 2
Очерк. Сравнение генов и мимов 23

Глава 2.2 Группа и человек 28
Очерк. Государство 41

Глава 2.3 Элита 49

Глава 2.4 Справедливость 60
Очерк. Идеология, религия и мораль как механизмы группового контроля
72
Глава 2.5 Эволюционная теория экономических изменений 78
Очерк. А есть ли рынок? 87


Чтобы участники могли составить представление, о чём пойдёт речь во второй части, в конце сообщения приводятся итоговые абзацы первых четырёх глав и прилагающихся к ним очерков.

С уважением,

Мигель

_____________________________________________________________________

К главе «Человек как биосоциальное существо»

В исследовании поведения и мышления человека (прежде всего, экономического поведения) нас интересуют те культурно обусловленные особенности, Которые заданы человеку окружающими его людьми, т.е. обществом, в котором он живёт. Общеизвестно огромное культурное разнообразие стран и населяющих их народов, но также не вызывает сомнений и то, что это разнообразие состоит из ОСОБЕННОСТЕЙ, присущих поведению и мышлению того или иного народа. Иными словами, в пределах одного общества (народа, этноса, группы) существуют определённые образцы поведения и мышления (включая обычаи, традиции, стереотипы мышления), которые распространены сразу у многих членов данного общества. Эти образы поведения и мышления – мы называем их мимами – распространяются в обществе в результате имитации; ход их распространения очень похож на распространение вирусов. Итак, мимы – это копируемые людьми друг у друга у ходе имитации программы поведения и идеи. Они записываются в мозге. Новые мимы – программы поведения и идеи – появляются в результате очень неточного копирования (когда уже нельзя отождествлять получившееся поведение с увиденным образцом), так и в результате перекомбинации, в процессе раздумий, элементов уже записанных в голове человека мимов. Язык теории мимов адекватно объясняет интересующие нам особенности культурно обусловленного поведения человека, такого поведения, которое задаётся не чисто биологической наследственностью, а обществом.

Широкое распространение мимов изменило условия эволюции человека. Теперь в естественном отборе групп преимущества получают не столько те группы, в которых люди имеют более выгодный и приспособленный к внешней среде генотип, сколько те группы, в которых распространены мимы – образцы поведения и мышления, - более способствующие их выживанию и развитию. НИ для кого не секрет, что благополучие человека и человеческих групп прямо зависит от их поведения, а ведь это поведение и определяется записанными в головах мимами. Одновременно с естественным отбором групп осуществляется естественный отбор мимов, распространённых в этих группах: те мимы, которые заданной ими программой поведения приводят свои группы к катастрофе, гибнут вместе со своими группами. В то же время те мимы, которые способствуют процветанию своих групп, получают возможности для дальнейшего распространения. Однако, естественный отбор мимов осуществляется не только одновременно с отбором групп, в которых они распространенны, но и на более низких уровнях, позволяя самому человеку выбирать такое поведение, которое, как правило, соответствует его интересам. Это осуществляется механизмом удовольствий и страданий, эволюционно созданным природой, чтобы поощрить биологически целесообразное поведение. Находящиеся в мозге центры удовольствий реагируют на поступление химических веществ, называемых эндоморфинами, и осознаются человеком в виде удовольствия, побуждают человека действовать определённым образом (чтобы увеличить удовольствия и минимизировать страдания). Это базовый, нулевой уровень удовольствий. Эндоморфины же вырабатываются нервными клетками при раздражении внешних органов чувств – тактильных, половых, вкусовых рецепторов, - отвечающем биологически целесообразному (как правило) поведению. Удовольствия и страдания, достигаемые при раздражении внешних органов чувств, - это удовольствия и страдания первого уровня. Естественное стремление человека к удовольствиям и избеганию страданий ведёт к тому, Что им принимаются к исполнению мимы, которые при записи в мозг были связаны с удовольствием и исполнение которых поэтому прогнозируется человеком как приносящее удовольствие.

С выполнением программ «правильного» поведения (правильным имитированием взрослых) у ребёнка поначалу связано столько удовольствий первого уровня, что похвала взрослых ассоциируется у ребёнка с удовольствием первого уровня и, в результате выработки своеобразного условного рефлекса, похвала или прогноз похвалы автоматически доставляет человеку удовольствие, даже без непосредственного раздражения внешних органов чувств. Это, в нашем понимании, удовольствие второго уровня, начиная с которого действует механизм принуждения человека к действиям в интересах общества.

Первоначально в эволюции человека распространялись те мимы, которые были прочно ассоциированы с удовольствием первого уровня. Но потом, по мере дальнейшего развития в человеке ассоциированного мышления и усиления воздействия на него со стороны общества (начиная с воспитания), человеку навязываются мимы, которые вовсе не обязательно нужны данному человеку для удовольствий. Однако, их распространение нужно тому, кто их навязывает. При этом результаты естественного отбора мимов на разных уровнях находятся в конфликте друг с другом и часто противоречат интересам биологического продолжения рода или общества. Заманипулированный человек принимает решение, прямо противоречащее его интересам (потому что при выборе вариантов действия навязанные ему неадекватные мимы заставили отвергнуть правильное решение и принять ошибочное).

Задача любого общества – сделать так, чтобы в нём распространялись те мимы (программы поведения), которые способствуют его выживанию и развитию, и элиминировались те мимы, которые препятствуют этому. А это значит, что мимы, соответствующие интересам общества, должны сопровождаться для человека с удовольствиями разных уровней, с поощрениями, а те мимы, которые противоречат интересам общества – сопровождаться наказаниями со стороны общества, более сильными, чем удовольствие, непосредственно получаемое человеком со стороны данного мима. В обществе может распространиться мим, противоречащий его коллективным интересам, хотя он и может способствовать получению удовольствий в данное время. Например, это может быть мим о допустимости наркотиков или о том, что не обязательно инвестировать, а можно проедать весь получаемый доход. Если такое общество не найдёт в себе силы, основываясь на долговременном прогнозе, отринуть это биологически неадекватное поведение, то оно само не выживет и подвергнется естественному отбору на более высоком уровне.


К главе «Группа и человек»

Во всяком человеческом сообществе естественным образом формируются группы, объединённые общими мимами. Группами являются народы, этносы, профессиональные сословия, сотрудники одного предприятия, семьи. Группы заставляют индивидуума действовать так, как нужно группе, через различные способы группового контроля. К таким способам является, прежде всего поощрение и наказание индивида в зависимости от того, соответствует ли его поведение интересам группы. Контролем (наблюдением за индивидуумом и его поощрением и наказанием) могут заниматься либо все члены группы, имеющие возможность наблюдать за индивидуумом, либо специально уполномоченная часть её. Правила поведения в интересах группы могут быть либо формализованы в законодательстве, либо содержаться в обычаях, морали и т.д. Группа также влияет на индивида через высшие уровни удовольствий. В результате правильного воспитания человека в интересах группы человеку доставляет удовольствие приносить добро другим членам группы либо он считает своим долгом действовать в её интересах (даже зачастую не ожидая взамен удовольствий первого и второго уровней). Таким образом, альтруизм удешевляет существование группы; общество использует удовольствия высших уровней в своём развитии. Человек может действовать согласно правилам группы и не нарушать её интересов либо независимо от того, наблюдает ли кто за ним (и тогда можно говорить о внутреннем запрете на поведение вопреки правилам), либо только когда другие члены группы могут узнать о том, как он вёл себя в этой ситуации (и тогда следует говорить о внешнем запрете). У разных народов преобладают либо внутренние, либо внешние запреты на поведение вопреки правилам группы. Важной проблемой организации жизни государства и экономической деятельности является борьба с оппортунистическим поведением индивида – уклонением его от правил поведения в группе ради удовольствий низших уровней.


К очерку «Государство»

Государство – исторически выработанная человечеством форма самоорганизации большой группы людей в целях защиты от таких опасностей, от которых невозможно или неэффективно защищаться без организации государства. С экономической точки зрения главными функциями государства является защита групповой собственности на территорию и силовое обеспечение принятых правил общежития внутри страны, включая защиту принятого порядка распоряжения собственностью. В целях своего развития государство устанавливает определённые правила обмена пучками прав собственности, оставаясь, в то же время, верховным собственником всего, что находится на его территории. Целью государства является выживание и развитие в долгосрочной перспективе. Все государства имеют общие черты, включая наличие центральной и местной власти, армии, правоохранительных органов, бюрократии, что является результатом естественного отбора различных способов организации государства. Разбирая вопросы устройства власти, мы пришли к выводу, что в демократия буквальном смысле (как самоуправление населения) невозможна, потому что управление обществом требует профессионального и быстрого принятия решений, чем должны заниматься специально уполномоченные люди. Однако, возможны разные способы установления обратной связи между населением и властью, а также принуждения государственного аппарата действовать не только в интересах нынешнего населения, но и в интересах сохранения и выживания государства в долгосрочной перспективе. Наиболее распространённые концепции правильных механизмов демократии не сами по себе обеспечивают следования власти интересам сохранения и выживания государства в долгосрочной перспективе и только скрывают действительные механизмы, обеспечивающие выполнение государством своей главной цели. Тем не менее, механизмы демократии в большинстве пониманий во многих случаях обеспечивают определённую обратную связь, заставляющую власти учитывать интересы нынешнего населения. В силу абсолютной необходимости определённых форм группового контроля государство, как специфическая организация больших групп людей, будет существовать всегда.


К главе «Элита»

1. Любому обществу, любой стране нужна «элита», выполняющая функцию «мозга» данного общества. Она формируется неизбежно, без неё не обойтись. 2. Элита состоит из живых людей, склонных к перерождению из-за естественной ориентации на удовольствия более низкого уровня. 3. Элита монополизирует своё положение при власти и передаёт полномочия своим потомкам, что ускоряет ухудшение качества элиты из-за уменьшения конкуренции на основе качества работы. 4. Особую опасность представляет компрадорское перерождение элиты и её готовность к предательству интересов своего народа в отстающих странах. 5. Если общество хочет выжить, оно должно всячески противодействовать перерождению своей элиты. 6. Универсального способа борьбы с перерождением нет, но с ней можно успешно бороться с помощью создания механизма, обеспечивающего тщательный отбор на государственные должности, строгий контроля их деятельности и ответственности за результат работы. Создание этого механизма необходимо проводить на основе тщательного анализа отечественного и зарубежного опыта в данной области.


К главе «справедливость»

Мы рассмотрели различные концепции справедливости и пришли к выводу, что универсального понимания справедливости, пригодного для различных эпох, не существует. Существуют лишь мимы о справедливости, распространяющиеся в различных обществах под влиянием тех условий, в которых они находятся. Отвечая законам эволюции мимов, идеи о справедливости распространяются под влиянием различных уровней удовольствий и способствуют либо препятствуют выживанию и развитию обществ, взявших на вооружение данную идею о справедливости. Текущей задачей России является тщательный анализ предлагаемых проектов общественного переустройства не с точки зрения благих пожеланий о справедливости в понимании отдельных людей, а с точки зрения соответствия проектов интересам сохранения и развития России.

От Silver1
К miron (11.05.2004 10:28:48)
Дата 13.05.2004 00:10:05

Бихевиоризм

Дело вкуса, конечно, но лично я бы не стал брать за основу бихевиористский хлам. В смысле: сунулись в одну дверь – получили любовь и ласку, сунулись в другую – получили по морде. И что? Туда мы больше не пойдем? А если именно туда и надо?
Бихевиоризм теория может отчасти и верная, но применительно к человеку абсолютно контпродуктивная. Механизмы боль-наслаждение были сформированы задолго до того, как человек стал человеком. В те времена, когда наслаждения были редки, а проблем было выше крыши. Тогда это работало в положительную сторону.
Но цивилизация избавила человека от множества проблем, и дала ему возможность потакать своим вожделениям. С другой стороны, общество, где «потакают» удовольствиям – долго не живет. Поэтому цивилизация (в истинном смысле этого слова) это добровольный-принудительный отказ от многих удовольствий.
Бихевиоризм легко довести до абсурда (известный пример с крысой, которой вживили электрод в центр удовольствий). Нужны нам такие удовольствия? То, что вы делите удовольствия на классы - не спасает дела. Кайф (выброс и прочего), он и есть кайф. И не важно: получен ли он от большой любви, научного открытия или просто от мочеиспускания после долгого вынужденного воздержания.

С уважением!

От miron
К Silver1 (13.05.2004 00:10:05)
Дата 13.05.2004 10:33:58

Спасибо за отклик, но все же дочитайте до конца

>Бихевиоризм теория может отчасти и верная, но применительно к человеку абсолютно контпродуктивная. Механизмы боль-наслаждение были сформированы задолго до того, как человек стал человеком. В те времена, когда наслаждения были редки, а проблем было выше крыши. Тогда это работало в положительную сторону.
>Но цивилизация избавила человека от множества проблем, и дала ему возможность потакать своим вожделениям. С другой стороны, общество, где «потакают» удовольствиям – долго не живет. Поэтому цивилизация (в истинном смысле этого слова) это добровольный-принудительный отказ от многих удовольствий.>

Там мы с этим полностью согласны. поошрение наказание только начальный подход. Даже собаки уже этим законам не подчинаются. У них уже есть долг и другие цивилизационные явления.

>Бихевиоризм легко довести до абсурда (известный пример с крысой, которой вживили электрод в центр удовольствий). Нужны нам такие удовольствия? То, что вы делите удовольствия на классы - не спасает дела. Кайф (выброс и прочего), он и есть кайф. И не важно: получен ли он от большой любви, научного открытия или просто от мочеиспускания после долгого вынужденного воздержания.>

Мне все таки кажется что Вы не дочитали. Мы как раз и пытаемся уйти от данного этапа введя Докинский мим как определителъ поведения. Конечно, может написано плохо или очень сложно. Но все таки прочитайте.

>С уважением!

Взаимно

От Silver1
К miron (13.05.2004 10:33:58)
Дата 13.05.2004 15:10:00

Поясняю

Вы ведь эту книгу чуть ли не как учебник планируете? Так вот, готов поспорить, что у 99,9 % прочитавших в памяти останется одно: главное в жизни это удовольствия и следует их максимизировать. Все остальные ваши рассуждения и комментарии будут благополучно пропущены мимо ушей.
Правильнее вообще отказаться от использования бихевиористских терминов и моделей. И без нас есть кому заниматься подрывной деятельностью против собственной страны.

С уважением!






От miron
К Silver1 (13.05.2004 15:10:00)
Дата 13.05.2004 16:31:12

Никакой это не учебник...

>Вы ведь эту книгу чуть ли не как учебник планируете? Так вот, готов поспорить, что у 99,9 % прочитавших в памяти останется одно: главное в жизни это удовольствия и следует их максимизировать.>

Спасибо. Мы это не учли. Надо будет больше выпятить роль социального, а удовольствия покрутиковать. Но без какой то базы, на которую надо опереться, мы не можем. В бога мы не очень верим и пытались выстроить модель поведения человека исходя из естественного отбора, но видимо сделали это слишком прямолинейно. Мне ведь уже говорил Игорь Игнатов что средины быть не может. Либо левый либо правый. Нам бы хотелось быть независимыми, но не получается.

Что касасется учебников, то тут Вы явно преувеличиваете наши возможности и недооцениваете силы наших соперников. Они такие веши никогда учебниками не сделают. Что касается уровня, то нам только лишь хотелось сделать изложение доступным, убрать

>Все остальные ваши рассуждения и комментарии будут благополучно пропущены мимо ушей.>

То есть надо акцентировать на вредности упрошенного восприятия такой теории.

С уважением

От Silver1
К Silver1 (13.05.2004 00:10:05)
Дата 13.05.2004 00:17:01

Пропуск в тексте

Следует читать: "Кайф (выброс эндорфинов и прочего)"

От Gera
К miron (11.05.2004 10:28:48)
Дата 12.05.2004 11:30:19

Надо выбираться из частностей

С одной стороны - всё очень похоже на правду. С другой - не совсем ясно, где рамки этой теории и как ей пользоваться. Нужны обобщения основных принципов/законов и наглядная технология их использования. Как, например, мне сделать прогноз происходящего с США пользуясь вашей логическим аппаратом?


От miron
К Gera (12.05.2004 11:30:19)
Дата 13.05.2004 16:35:37

Мы будем пытаться.

Спасибо за отклик.

>С одной стороны - всё очень похоже на правду. С другой - не совсем ясно, где рамки этой теории и как ей пользоваться. Нужны обобщения основных принципов/законов и наглядная технология их использования. Как, например, мне сделать прогноз происходящего с США пользуясь вашей логическим аппаратом?>

С одной стороны, Вы правы, с другой стороны упрошенничество очень вредно. Нужен баланс. Что касается США, то мы лишь в самом начале. Потом будет историческая часть, потом анализ опыта догоняюшего развития разных стран, анализ нынешнего кризиса, анализ механизмов работы экономического насоса Золотого миллиарда. Только потом мы сможем приступить к прогнозам и рекомендациям. Так что ответить я Вам сейчас не готов. Мы ведь между собой спорим до хрипоты.

С уважением

От Кудинов Игорь
К miron (11.05.2004 10:28:48)
Дата 12.05.2004 01:22:30

Ретранслируете забаненного Мигеля ? Это против правил. (-)


От Администрация (Дмитрий Кропотов)
К Кудинов Игорь (12.05.2004 01:22:30)
Дата 12.05.2004 16:57:03

Не надо заниматься самомодерированием

Привет!

Если желательно указать на упущения администрации - это делается по в-мейлу, а не в форуме.

Справка: Мигель был реабилитирован еще 3 октября 2003 года (в порядке амнистии к 10-летию Октябрьского восстания 1993 года)

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Кудинов Игорь
К Администрация (Дмитрий Кропотов) (12.05.2004 16:57:03)
Дата 13.05.2004 17:14:57

Ну тогда сорри

Попутно - нельзя ли амнистировать Леонида? Он наиболее квалифицирован изо всех учасников форума в вопросах верований.

От miron
К Кудинов Игорь (12.05.2004 01:22:30)
Дата 12.05.2004 10:16:54

Виноват, забыл изменить подпись на свою в его редакции нашего текста (-)


От K
К miron (11.05.2004 10:28:48)
Дата 11.05.2004 21:50:47

Мирону (Александру)

Александр, копался сегодня в собр. соч. Сталина, хорошую цитату нашел, как раз вам с
Мигелем

БЕСЕДА ОБ УЧЕБНИКЕ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ" 29 января 1941 года
Сталин: "С действием закона стоимости связано и существование таких вещей, как, например,
разностная, или дифференциальная, рента. Она же у нас не исчезла, у нас есть различные
урожаи от различных площадей посевов. Дело лишь в том, что эта рента идет в карман
государству. Речь идет не о том, есть ли у нас дифференциальная рента, но о том, кому эта
рента идет, кто ею пользуется. . . Доходы, прибыль, дифференциальная рента есть, но не
туда попадает".

Если уж ссылаться, то на классиков. . .

С уважением, Евгений.




От miron
К K (11.05.2004 21:50:47)
Дата 12.05.2004 10:21:07

Огромное спасибо. Обязательно учтем.

Сталин действительно классик, несмоттря на рад его ошибок. Тут недавно обсуждали причины депопуляции на Западе и пришла в голову интересная мысль, что не зря Сталин не вводил госпенсии, а использовал алименты на детей. Если старик будет зависеть в старости от детей. Он ведь по другому будет к их воспитанию и производству относиться.

Другая находка Сталина, воспроизведенная из опыта царской России. Раздельное образование девочек и мальчиков.

В обшем, опыт 47/53 годов надо изучать и изучать.

От Георгий
К miron (11.05.2004 10:28:48)
Дата 11.05.2004 14:08:26

А по какому принципу были выбраны "персональные" респонденты? %-)) (-)


От Alexandre Putt
К Георгий (11.05.2004 14:08:26)
Дата 11.05.2004 17:37:42

Каста? ;-) (-)