От Георгий
К Администрация (И.Т.)
Дата 12.05.2004 22:02:35
Рубрики Тексты;

Традиции, которые мешают или Контроль - не самое главное в работе (*+)

http://www.ug.ru/?action=topic&toid=4523&i_id=55

Традиции, которые мешают

Контроль - не самое главное в работе

Все течет, все меняется, поэтому вполне естественно, что не может оставаться статичной и такая сфера деятельности, как управление.
На прошедших недавно в Российском колледже традиционной культуры педагогических чтениях <Взаимосвязь традиционного и инновационного
в учебно-воспитательном процессе в учреждениях профессионального образования> заведующий кафедрой управления Санкт-Петербургской
академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук Вадим Кричевский затронул важную тему современных
управленческих инноваций в модернизации образования. Он выделил вещи, исторически сложившиеся в России, и подчеркнул, что некоторые
из них превращаются в тормоз развития управленческой деятельности.
В частности, традиционным моментом российского управления является опора на власть одного человека, когда все решения зависят от
него. Со сменой единоначальника происходит незамедлительная смена приоритетов, уровня управления, результатов управления и даже
облика того учреждения, которым этот человек управляет. В современных условиях гораздо эффективнее ориентироваться не на отдельную
личность, а на команду, на корпоративное управление.
Планирование и контроль еще две любимые, но требующие иного подхода управленческие функции, традиционно представленые в России. По
словам ученого, красивые и всевозможные планы плодятся и множатся, хотя зачастую в них изначально отсутствует принцип разумности и
возможность реализации. Не случайно все чаще термин <планирование> заменяется термином <проектирование>, и это справедливо,
поскольку проектирование требует конкретного образа и решения.
Что касается контроля, то он, в известной степени, всегда затмевал реальную картину деятельности, так как был, как правило,
формален. В зарубежном опыте управления к контролю относятся иронично: американцы считают, что эффективность дела зависит от него
только на 5%, а японцы - на 1%. Российская же традиция все недоработки объясняет слабостью контроля.
Таким же пиитетом окружено понятие <исполнительность>. Сегодня российское управление ориентировано на исполнительность подчиненных,
а не на творчество. Никто не вызывает у начальства большего раздражения, чем возражающий человек. И это несмотря на существующее
психологическое правило: если человек возражает, значит, он мысленно проигрывает ситуацию, а значит, он хочет работать.
Еще один барьер для развития управленческой деятельности - опора на объяснение. Меньше всего руководителя того или иного учреждения
волнует, понял его подчиненный или просто согласился. Даже при посещении учебных занятий учителю пытаются объяснить, что и как надо
делать, вместо того чтобы добиваться понимания.
В то же время такая традиционная российская черта, как знание объекта управления, заслуживает уважения и поддержки. В американской
системе совершенно непринципиально, чем человек управляет: баней, заводом, школой. Важно научить его управлять. У нас же еще
классиками российской педагогики завещано знать управляемый объект. Впрочем, сегодня тенденция такова, что модель американского
управления вытесняет традицию. Руководящий работник постепенно погружается в менеджмент, экономику. В общеобразовательных школах,
например, наблюдается грустная картина: директора все меньше преподают сами, почти не ходят на уроки. Они начинают походить на
менеджеров американского типа, для которых главное что-то добыть, достать, создать условия.
<Смазать шестеренки> исчерпавших себя традиций в управлении помогут иные ориентиры. Прежде всего, поворот на интересных людей. Если
раньше, считает Кричевский, мы равнялись на результат дела, то в антикризисном управлении (а инновационное управление - это и есть
антикризисное) важно учитывать, как личность воспринимает то или иное дело, какова ее реакция.
Еще один существенный момент переходного периода: необходимо привести к гармонии два обстоятельства - ситуацию и стратегию. Сегодня
система управления вынуждена постоянно реагировать на происходящее, и в то же время ей важно мыслить объемно, то есть знать, куда
движется корабль. Современное инновационное управление предполагает приведение к определенному балансу стратегического видения и
ситуативной реакции.
Оно также требует ориентации не на воздействие, а на влияние. Когда человек начинает действовать красиво, ярко, осмысленно, он
неизменно влияет на окружающих. Образование из зоны воздействия превращается в зону влияния на развитие личности.


Санкт-Петербург




Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург