Вчера в Смольном начала работу всероссийская научно-практическая конференция <Современный этап модернизации российского
образования>. На конференцию, организованную профильными министерством и городскими комитетами, а также Советом ректоров вузов
Петербурга и Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциацией дополнительного образования, собрались государственные служащие в
области образования и ректоры ведущих вузов страны.Главной темой докладов и дискуссий стало присоединение России к Болонскому
процессу, задача которого - создание общего европейского образовательного пространства. Напомним, что официально наша страна
вступила в Болонское сообщество 19 сентября 2003 года.
По образному выражению первого проректора Высшей школы экономики МГУ Льва Любимова, наша образовательная система напоминает
автомобиль с затемненными стеклами. Родители и абитуриенты не знают, какие услуги и в полном ли объеме предоставят студентам в том
или ином учреждении, по той или иной программе, тот или иной преподаватель.
- Необходимость составить объективный рейтинг вузов назрела уже давно, - сказал Лев Любимов. - Этот рейтинг, причем в европейских
масштабах, появится в ходе продвижения Болонского процесса. И тогда каждому станет совершенно понятно, какого качества образование
дает конкретный университет.
Вузами высшей категории сегодня считаются североевропейские университеты - английские, шведские, немецкие... На ступень ниже стоят
южноевропейские (исключая старейшие и признанные). Насколько отстают, и отстают ли вообще, от западных образовательных колоссов
ведущие вузы России, сегодня можно только догадываться. Болонский процесс расставит все по местам, возможно, лишив нас излишнего
снобизма.
Впрочем, по мнению ректора Санкт-Петербургского университета Людмилы Вербицкой, в России есть 15 - 20 по-настоящему элитных вузов,
обучающих не хуже, скажем, Оксфордской или Кембриджской высшей школы.
- Так что мобильность, которую предоставит общее образовательное пространство и которой так боятся противники Болонского процесса,
привлечет к нам новых студентов, а не наоборот, - считает Людмила Алексеевна.
Еще некоторых наших ректоров пугает то, что европейские вузы применяют совершенно иную систему оценки знаний. Студенты накапливают
определенное количество <кредитов> - зачетных, экзаменационных единиц и при этом не ограничены рамками сессии. Один предмет они
могут изучать и <сдавать> и год, и два, причем им предоставляется возможность самим составлять свой учебный план. Главное - набрать
нужное для университетского образования количество <кредитов>. По мнению же прогрессивно настроенных коллег, особых проблем с
<кредитами> не возникнет, если преподаватели вузов будут находиться на своих рабочих местах сколько положено - 40 часов в неделю, а
не столько, сколько длятся лекции.
Словом, России предстоит большая работа по модернизации образовательного пространства, в которой сделан только первый шаг.