От И.Т.
К All
Дата 01.03.2004 22:29:15
Рубрики Россия-СССР; История; Культура; Ссылки;

2 марта - годовщина смерти Т.А.Айзатулина

Помянем старейшего участника нашего форума.

На сайте размещены материалы конференции
"Тамерлан Афиятович Айзатулин и его вклад в научную и общественную мысль"
http://aizatulin.narod.ru/mem.html
Двух статей еще не хватает, у последней статьи отсутствуют графики, но эти и другие выявленные недостатки будут исправлены в этом месяце. Замечания по недостаткам будут с благодарностью приняты и помогут быстрее довести сборник до публикации на бумаге.

Все выступления Т.А.Айзатулина на форуме можно скачать здесь:
http://disputy.narod.ru/tais.rar

Другие работы Т.А.Айзатулина можно прочитать на его сайтах:
http://aizatulin.narod.ru
http://aizatulin.chat.ru
http://hometown.aol.com/aizatulin/myhomepage/aizatul1.html

Военно-эротический роман в стихах Т.Айзатулина "Сигизмунд и волкодав" можно скачать в виде текста здесь:
http://aizatulin.narod.ru/sigiz.rar
В HTML формате можно прочитать пока только предисловие к роману:
http://aizatulin.narod.ru/aiza0.html
Некоторые иллюстрации автора к роману, выполненные в виде коллажей, можно посмотреть здесь:
http://aizatulin.narod.ru/kadr.html

Приветствуются добровольцы, желающие помочь в развитии сайтов Т.А.Айзатулина и в издании его трудов.


От И.Т.
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 12.03.2004 17:39:13

Вспоминая Т.А.Айзатулина

Тугаринов И.А. Вспоминая Тамерлана Афиятовича.
Из выступления на Конференции 2002 года в РИЭПП памяти Т.А.Айзатулина.

Естествоиспытатели рассказали о разных направлениях ислледований Тамерлана Афиятовича. С.Кара-Мурза говорил как методолог, о том, как это выглядит из глубины, а я о том, как это выглядело внешне. Я работал рядом с Тамерланом Афиятовичем последние 13 лет. Одной из моих задач было упрощение его текстов. Сложный текст, описывающий сложные явления, чтобы донести его до политиков и управленцев, приходится упрощать, убирать в нем нечто важное, терять многое. Но при таком преобразовании было видно, как эта система устроена (когда взвешиваешь, что убрать).
Но прежде хочу сказать о том, что здесь не прозвучало. Как Тамерлан Афиятович мог работать в стольких областях сразу.
Во-первых, конечно, потому, что уникальные способности. Во-вторых, жизнь у него так сложилась, что ему удалось изучить и естественные науки и общественные на профессиональном уровне. Так случилось, что со школьных лет, он готовил рефераты книг по всему курсу филологического факультета МГУ, прочитывал весь поток литературы, которой интересовалось тогда гуманитарное студенчество, а это очень широкий круг обществознания, включавший и запрещенные тогда книги. Он прошел это в школьные годы. Он раньше начал учиться на гуманитарном направлении, чем на естественном, когда поступил на химфак МГУ (параллельно с обучением на химфаке он продолжил это обучение, в частности, изучил библиотеку отца своего друга С.Кара-Мурзы, который был профессором-востоковедом).
Конечно, такое двойное образование было возможно, потому что у него была не только уникальная память, уникальная возможность быстрого чтения, схватывания с листа, быстрого осмысления. Он, например, мог за одну ночь соседу написать кандидатскую диссертацию по юридическим наукам. Тот принес ему пачку книг и статей по теме. Тамерлан Афиятович за день их прочитал, освоил, выбрал самое важное и за ночь написал вариант диссертации.
Это было для него возможно, потому что была общая гуманитарная подготовка. Кроме того помогала возможность не спать ночами несколько суток и при этом плодотворно и с удовольствием работать. Я помню, как наши отчеты делались. Мы оставались на ночь на работе. Я на стульях засыпал где-то в 2 часа, а он продолжал писать и к утру срочный отчет бывал готов.
Для порядка скажу, что, он отнюдь не идеальный был человек, были и недостатки. Он мог освоить любые направления науки, которые его интересовали, а вот необходимость освоения компьютера его раздражала. Необходимость «тупого» запоминания сочетаний клавиш, то, что нельзя в командах ни одну букву другую поставить, задавая компьютеру задачу. Не хотел он держать в памяти этот набор информации. Такие вещи его отталкивали.
И со сроками ему было очень трудно справляться. Вроде только в проблему начал входить, углубляться, работать бы и работать, а тут надо завершать и писать отчет. Возмутительно. И мы его нарочно путали со сроками, говорили, что на месяц раньше срока надо сдавать, а потом говорили, что дали отсрочку. И тогда он успевал исследовать вопрос гораздо глубже и с удовольствием работал. Но это были мелочи жизни.

Над своей основной задачей – что произойдет с наукой в России с Россией - он думал долгие годы. К моменту, когда он пришел в Аналитический центр, было видно какой огромный объем информации был им освоен и проанализирован. Чтобы предсказать, ситуацию в России, сценарии, приходилось учитывать массу факторов. При том, что по некоторым направлениям данных было очень мало и он из них строил некую мозаику, прикидывая как можно описать одну часть системы, а для другой части системы найти какую-то модель (т.е. использовать в качестве модели сложного процесса более простой процесс, уже изученный). Например, он увидел в работе С.С.Хоружего о православной аскетике разъяснение феномена страстных состояний человека. Как организм входит в это необычное страстное состояние, что происходит. И использовал это для понимания состояния психологии общества, этноса. При этом он понимал и четко оговаривал, что это лишь модель, что этнос не организм. Напоминал, что еще евразийцы начала 20 века это понимали. Будучи специалистом по моделированию сложнейших систем, он подбирал модель, которая была наиболее полезна для понимания и объяснения изучаемой системы. Так он говорил, что Л.Гумилев в своей теории в чем-то не прав, но он потянул за эту ниточку и начал распутывать клубок проблем, и надо, ни в коем случае, ниточку не оборвать, продолжать исследовать, тянуть дальше, потому что за теорией стоят реальные вещи, которые еще предстоит понять, и это очень важно.
И сам он строя свои теории оценивал каков вес рассматриваемого фактора. Это очень трудно, когда нет рациональных критериев контроля. Ему помогало умение использовать такие нерациональные критерии как эстетические, что он освоил еще при работе с биосферными процессами. При анализе общества он добавил критерии духовные, критерии совести. Он контролировал свою строящуюся систему знания и рациональными и такими внерациональными вещами, о чем говорил уже С.Кара-Мурза. Но я хочу добавить, что он старался и это формализовать. Вводил теорию размытых множеств, лингвистических переменных, где на графике, одновременно и цифры и некие словесные характеристики процесса: вроде слов «больше», «много больше», «очень много». Они расплывчаты, но уже дают количественную оценку. К тому же с ними гораздо понятнее и нагляднее.
Именно наглядному представлению он уделял много времени, чтобы дошло до чиновника, управленца, которому некогда вникать в сложные противоречивые тексты. Вот только что выступал Д.Я. Фащук, показывая графики – трехмерные поверхности уровня сероводорода в Черном море. Такой же по виду график Тамерлан Афиятович построил в Атласе науки России для разных направлений науки: разделы физики, химии, и для каждого направления уровень отставания или опережения нашей наукой уровня западной науки. Видны были пики, равнины и провалы. Наглядно и понятно, а в тексте были таблицы с обоснованием каждой точки и желающие могли уточнить свое первое впечатление от графика.
И ведь не только главной темой ему приходилось заниматься. Отвлекала текучка, заключение на проекты и законы, отзывы, свои проекты и заявки, отчеты. А сколько переездов пришлось пережить и перенести своих бумаг и компьютеров с места на место...

Мне как бывшему историку науки было интересно наблюдать на примере Т.А.Айзатулина, как ученый, изучая других ученых, оценивает их по опыту своего творчества. Видит их через себя и себя через них. Как он относился к Менделееву, Докучаеву, Вернадскому. Когда он оценивал какую-то способность у них высоко, значит, считал, что в нем самом есть такого типа мышление. Вот незадолго до кончины он говорил о химике и композиторе Бородине. Его возмутила недавняя статья, где Бородина одна дама-журналистка назвала «обломовым», за то, что делал, что хотел. Тамерлан Афиятович говорил: ничего себе «обломов», такое трудолюбие, такие достижениями и в химии, и в музыке. Просто он делал то, что у него хорошо получалось и нравилось, и написал замечательные оперы. Видно в жизни Тамерлан Афиятович испытал подобное отношение.

И последнее, что я хотел сказать, последние годы Т.А.Айзатулин уже не мог выезжать на работу, зато на дорогу время не тратил, работой меньше загружать стали (и зарплатой, впрочем тоже), появилось дополнительное время, и он написал большой роман в стихах, который сам и проиллюстрировал цветными изображениями, и даже сопроводил музыкальными иллюстрациями. Затем с помощью родных перевел все это в компьютерный вариант.
Также как при создании своих теорий, когда ему недоставало материала, он находил необходимый элемент в других теориях, который мог бы быть моделью, так же для иллюстраций он взял технику коллажей и соединял со своим рисунком фрагменты изображений из журналов. Прорисовать детально все 100 рисунков было бы затруднительно. А тут фигуры известных актеров и фотографии близких играли в его иллюстрациях назначенные им роли. Необходимое он дорисовывал. Проблема иллюстраций была решена. Таланты как видим разнообразные: и рисовать, и стихи писать, и музыку подбирать, и не только это. В институте для праздников Т.А. писал либретто, подбирал музыку, сочинял арии и ставил танцы силами сотрудников – получалась целая опера или мюзикл.
Всего о нем в кратком выступлении и не расскажешь.

От И.Т.
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 10.03.2004 17:51:18

Из архива

Из адреса от коллектива Аналитического центра по научной и промышленной политике в честь 60 летия.
Некоторые мелочи, подмеченные в этом адресе, могут не попасть в будущие воспоминания, поэтому пусть и этот текст хранится в архиве форума.

АЙЗАТУЛИНУ ТАМЕРЛАНУ АФИЯТОВИЧУ

Дорогой Вы наш товарищ и коллега!

От всей души поздравляем Вас с юбилеем – первым в этой жизни пройденным 60 – летним циклом (по представлениям народов Востока, что для Вас как человека в значительной степени восточного имеет особый смысл). Желаем обрести второе дыхание и столь же успешно пройти еще цикл, а там видно будет.

В прошедшем цикле успехи Ваши велики и неоспоримы:

Патриот и защитник отечества, аналитик, столь верно за десятилетия предсказавший нынешнее развитие событий в России, что в это мало кто верит. Правда, еще больше боятся верить в Ваши предсказания о нашем дальнейшем будущем, но может и правильно делают?

Автор пяти книг и множества статей, ученый, получивший международный авторитет и воспитавший несколько докторов и кандидатов наук, редактор журнала, специалист в самых разных направлениях: химик и математик, моряк и аналитик, эколог и катастрофолог, рисковед и науковед, историк и экономист, этнолог и геополитик - вот далеко не полный перечень Ваших научных интересов и достижений.

В Аналитическом центре по научной и промышленной политике Ваши труды являются примером сочетания европейской строгости, евразийской самобытности и азиатской хитрости. Они всегда новы и неожиданны, независимо от области исследований: химия или научная информация, атлас науки или системная безопасность страны, конкурентоспособность регионов или цена вступления во Всемирную торговую организацию.

Ваши выступления не только ярки и образны, но и столь информативны, что уже на втором часу «заклинивают» мозги самых выносливых слушателей. Это Вас никогда не смущает, поскольку Вы уверены в их недюжинных способностях и знаете, что даже самые слабые, оттаяв через некоторое время, смогут узнать из стенограммы Ваши мысли, недопонятые с первого захода.

Вы оживляете научные дискуссии, внося в них элемент остроты и непредсказуемости парадоксальными вопросами и замечаниями, всегда, правда, остающимися в рамках академического стиля. А во вненаучных дискуссиях особенно расцветает Ваша способность выбить соперника из логического хода утверждением, прямо противоположным высказанному Вами до этого.

Вы прославились и как сочинитель, режиссер и исполнитель опер, импрессарио, открывающий новые таланты среди женской половины сотрудников центра.

Довелось нам оценить и Ваш талант в области Вашей первой профессии – химика, когда в самые веселые праздники мы наслаждаемся тонкой гаммой глинтвейна, создание которого коллектив не может доверить никому другому.

Поэтому мы еще раз желаем Вам жить наперекор нашему трудному времени также полно и щедро и идти дальше и дальше в Вашем непредсказуемом творчестве.


От Антонов
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 09.03.2004 17:41:28

Re: 2 марта - годовщина смерти Т.А.Айзатулина - Заметки к памяти

К памяти Т.Айзатулина.
Когда человек уходит из жизни, от него кроме памяти остаются еще и его некоторые мысли и идеи, продолжающие жить как бы уже самостоятельной жизнью – человека нет, а с ним еще продолжают спорить, советоваться, в чем-то дополнять и уточнять. Такова судьба оказалась и у Тамерлана Афиятовича.
Размышления к статье Тамерлана Айзатулина «Евразийцы и евраши» позвольте представить в виде некоей мозаичной картины, целостность образа которой видится только на некотором расстоянии и при некотором воображении.
=+=+=+=+=
Сознательное, мелкосвоекорыстное расчленение симбиотического организма, каковым являлся СССР, привело к всеобщей деградации. Пируют пока только «трупные черви».
Симбиотическая в основе великорусская культура начала формироваться с момента измены законам Ясы хана Узбека, когда в Северо-восточные русские княжества из Степи бежали десятки тысяч несогласных с этой изменой. Заявила же эта новая культура, новый стереотип поведения и мироощущения в Куликовской битве. Именно эта дата (1380 г. от Р.Х.) и есть т.н. «пассионарный толчок» (по Гумилеву), который вызвал к жизни формирование новой цивилизации, симбиотичной в своей фундаментальной основе.
О новом, ином мироощущении можно судит по двум литературным произведениям – «Слове о полку Игореве» и «Задонщине». написанных с разницей во времени всего в 200 лет. Автор «Задонщины» знал «Слово», но ощущал мир иначе, фактически также как и мы, теперешний народ, называющий себя русским.
Только на основе симбиоза, т.е. включение в свой обиход, стереотип поведения и т.д., всех жизнеспособных (и способствующих выживанию в экстремальных условиях) элементов культуры, поведения этносов, с которыми пришлось контактировать русским в своем движении на восток, юг, запад и север, позволил, начав движение на восток на 100 лет позже Европы, встретится через двести с небольшим лет с ней (Европой) в Калифорнии. От нижегородской Стрелки же, да будет известно, до форта Росс в 1,7 раз дальше, чем от мыса Рока до оного!
=+=+=+=+=
Отличие стереотипов поведения и мироощущения кочевых и земледельческого (русского) народов Евразии напрямую вытекает из особенностей их хозяйственной жизни, развивавшейся в предельно экстремальных условиях природной среды.
Кочевой тип хозяйства фактически мало зависел от обоснованности принятия решений на устойчивость хозяйства. Погодные условия, вызывавшие бескормицу скота и его падеж, никакими хозяйственными действиями в принципе изменить было нельзя. Другая причина разрушения хозяйства и смерть – набег соседа и угон скота, могла быть минимизирована (исключена из воздействия) формирование племенных и т.п. объединений кочевников, позволявших исключить до некоторой степени влияния этого фактора. Такая особенность этого типа хозяйства позволяла во-первых принимать быстрые решения без обстоятельного многофакторного «проигрывания» различных возможных последствий своих действий на хозяйство. Одним из проявлений такой устойчивости хозяйства являлась малая (фактически ничтожная) зависимость хозяйства от отвлечения громадных масс кочевого «мужского) населения (фактически до 1/4) для участия в набегах на соседа. И во-вторых к формированию такой черты характера как «туповатость», по сравнению с русским стереотипом мышления. Другого термина я не нашел – но это ни в коем случае ни глуповатость и т.п. недостатки мышления. За этой «туповатостью» стоит просто меньшее количество возможных вариантов осмысления действительности, меньшее количество умозрительных моделей, большая «упертость». Фактическая невозможность лично влиять на ситуацию хозяйственной жизни привела к формированию фатализма.
Русский же тип характера сформировался в условиях многофакторного «риска» хозяйства, когда ОДНО неверно принятое хозяйственное решение способно его подорвать. Это закреплено в ряде русских пословиц: «Один день год кормит», «Семь раз отмерь – один отрежь», «На бога надейся, а сам не плошай»; в наблюдении одного умнейшего немца «Русский медленно запрягает [т.е. обстоятельно обдумывает все свои действия], но любит быстро ездить» и т.д. Большая зависимость хозяйства от погодных условий выработала целый «банк» наблюдений за погодой и ее ДОЛГО- и КРАТКО- срочных прогнозов («примет»), на основании которых проводилось планирование (маневрирование) хозяйственной деятельности. Такой склад психики выработал творческий (поэтический) тип мышления и консерватизм одновременно. Подчас необузданная фантазийность характера русского человека соседями воспринимается как его бескорыстная лживость.
Одно свежее наблюдение. Группа водителей-профессионалов (лет по 20-30 стажа). Первый водитель рассказал о своих мучениях. Купил «Ауди» и в чистом поле случилась поломка карданного вала. Когда у него был «жигуль», то аналогичную поломку он один в чистом поле «на коленке» ее исправил и своим ходом приехал домой. То в «Ауди» этого сделать он не смог. Пришлось возвращаться на буксире. И только на следующий день с помощью автогенщика (нужна была горелка) произвел ремонт. Пожаловался, что автогенщика искал целый день. Второй водитель на это сетование говорит – «обратился бы к Лешке (газорезчик с «Вторчермет»), он бы тебе помог». Третий – «да, ты видел какие у них резаки – по два метра. Он бы тебе ее (машину) враз бы порезал». Четвертый – «и спрессовал ее в размер чемодана [на «Вторчермете был такой пресс»], взял бы подмышку и унес домой». Пятый – «зачем подмышку, ты бы попросил, он бы тебе ручку, как на чемодане, приварил». Рассказ – шутка, но очень показательно характеризует стиль мышления обыкновенного русского человека.
Консерватизм же вытекал из большого количества трудозатрат на обеспечение жизни (в среднем в два раза больше, чем в Зап. Европе). В своем очерке «Несколько лет в деревне» Гарин-Михайловский описал недоверие мужиков к его предложению по вывозу навоза на поля для удобрения. Для вывозки нужны трудозатраты, а каков будет результат – еще неизвестно. Но в результате вывозки будут затрачены «лошадиные» и человеческие силы (продовольственно-фуражные ресурсы). И хватит ли их остатка на то, чтобы вспахать и посеять – «сумнительно»?
=+=+=+=+=
Среди лесных массивов Европейской России в центре Калужской, когда-то бывшей губернии, а теперь области, находится Сухиничское ополье – местность отличающаяся от окружающихся земель цветом своей почвы – она почти черная, и бурьяном – выше человеческого роста. Относительное плодородие привело к тому, что уже к концу 19 века плотность сельского населения там превысила 45 человек на квадратную версту. Теперешнее общее население области на 1/3 меньше – переселилось в Москву и города Московской области (примерно один миллион москвичей имеет калужские корни) и ныне составляет тот предел для лесного района в 30 человек на квадратный километр, когда 1/3 территории занимают сельхозугодья, 1/3 леса, 1/3 – неудобья. 1 га лесов на одного жителя позволяет при естественном годовом приросте в 1,5 кубометра обеспечивать и стройматериалами и топливом (1 кубометр на человека в год при 5-6 квадратных метрах жилой отапливаемой площади). В этом же ополье нормы явно не хватало.
В 80-х годах, шатаясь по данной местности, я обратил внимание на то, что все березовые лесочки возрастом не более 20 лет, на дрова явно не годились, да и 20 лет назад их не было. Сельское население же этих мест за 100 лет сократилось раз в десять. У местных жителей я попытался выяснить эту загадку насчет дров. Только одна старуха, уроженка середины 20-х, рассказала, что до войны печи топили соломой. Обычно это была обязанность девочек, которые сидели около печки и делали «скрутки» (соломенные жгуты), которые постепенно подбрасывали в печку. Т.е. процесс топки сопровождался затратами нескольких, пусть и детских, но человеко-часов труда. На мой вопрос, почему не делали кизяк, как в степных районах, она ответила, что не знали, как его делать и не умели. Стокилометровая полоса бывших засечных лесов, отделявшая Сухиничское ополье от степных районов Тульской и Орловской областей, разделила разные хозяйственные уклады и привычки и даже в этом простом примере привела к колоссальному перерасходу труда. Без освоения технологии и культуры применения кизяка, перенятого от татар, широкое хозяйственное освоение степных районов русским населением было бы практически невозможным – не хватало бы времени заниматься другими, более неотложными хозяйственными делами. А освоение степей позволило утроить-учетверить численность русского населения.
За день семья из соломы и коровьего навоза готовила годичный запас кизяка. Затраты труда на заготовку дров, по моей практике, раза в три – четыре больше. Для брезгливых могу сообщить, что сухой кизяк пахнет степным ветром и соломой.
=+=+=+=+=+=
Убийство мурзой Петром Урусовым «тушинского вора» (событие сие произошло в окрестностях Калуги) вызвало всеобщее возмущение обывателей города. Это возмущение вылилось в кровавый погром берендяков, иначе берендеев, выходцев (скорее всего беглецов) из Степи. Берендяки компактно жили в слободе на окраине города и занимались промыслами, связанными с коневодством – шорным и т.п. Надо же было чем-то жить на Руси, ловчее конечно тем, к чему был привычен и имел многовековой опыт и навык. Убито было около двух сотен берендяков. После погрома трупы были погребены в яме на склоне городского оврага. После того, как утихли «эмоции», на месте погребения была построена деревянная часовенка – в отмоление (и назидание?) греха, сотворенного калужскими обывателями.
Берендяков в городе больше нет, но остались две улицы – Берендяковские.
=+=+=+=+=+=
В июле 1966 года на Агинском полигоне проходили двусторонние тактические учения войск Забайкальского военного округа. Полигон размещен к востоку от железной дороги Карымская - Забайкальск, начинаясь почти от реки Ингоды и заканчиваясь у Онона. Местность – сильно холмистая степь с редкими березовыми лесочками. Видимость – на 10-20 километров. Население - только вдоль железной дороги, а на территории полигона – «пустыня», изредка самовольно-периодический выпас скота. Лето в этом сезоне выдалось относительно дождливым - еще и в июле вся степь была изумрудно-зеленой.
После сосредоточения на полигоне войск, участвующих в двусторонних учениях, «боевые действия» начинаются, как правило, тем, что в течение нескольких суток идет поиск разведгрупп: необходимо вскрыть дислокацию и группировку «супротивника».
В этот раз войсковые учения начались с некоего ЧП, «поставившего на уши» «особистов» (военную контрразведку): какая-то неизвестная группа штатских, разъезжающая на гражданском «козлике», похитила начальника штаба одной из частей, участвующих в учении, с ужасно секретными оперативными документами. (В этой истории необходимо учесть то, что данный район в то время представлял очень большой интерес для китайской разведки различных уровней.)
В итоге же выяснилось следующее. Злодеи, похитившие начальника штаба с его документами, оказались представителями одной из «воюющих» сторон – войсковыми разведчиками. Так как местность открытая и проникнуть незаметно на близкое расстояние было практически невозможно – охранение работало добросовестно и качественно, то эти «злодеи» придумали и осуществили следующее. Захватив проезжающий «козлик» с председателем одного из колхозов, разведгруппа, переодевшись в реквизированную одежду, моталась по степи, не привлекая к себе особого внимания и вынюхивая все, что надо, пока не напоролась на машину с начальником штаба, которого и взяла в «плен». При этом необходимо учесть то, что начальник штабы был с вооруженной (боевыми патронами!) охраной, а нападение предприняли какие-то вооруженные «гражданские».
Чем занимались в это время председатель колхоза и его коллеги, история умалчивает. Единственное о чем говорила молва – у разведчиков был спирт.
В это время в этих местах проходил службу будущий генерал-полковник Макашов Альберт Иванович, в описываемое время офицер войсковой разведки. Он или кто другой участник вышеприведенной истории, я думаю не суть важно. Важно то, что эту историю затем восторженно-восхищенно пересказывали друг другу.
=+=+=+=+=+=
Русских немцев, с которыми мне приходилось постоянно общаться и дружить, в том числе и семьями, было три «вида».
Первый - настолько обрусевшие, что от немецкого происхождения осталась только фамилия. Никаких воспоминаний и даже семейных преданий о немецких предках не было и в помине (мой приятель Сашка Келлер даже недоумевал, почему у него такая странная фамилия), не говоря уже о бытовой культуре и каких-то специфических особенностях психического склада, отличавших их от типичных русских. Одной русской «немке» я премного благодарен.
В результате семейной драмы в соседней с нами квартире поселилась семья – мать с сыном-школьником, старше меня на 7 лет. Его звали Женька Полежаев, а у нее была необычная фамилия Граф. К своему великому стыду и сожалению я подзабыл ее имя и отчество. Так вот эта женщина мягко и ненавязчиво способствовала моему пристрастию к чтению – у нее была обширная домашняя библиотека, каких до этого я ни у кого не видел, да и за всю прошедшую жизнь, может быть, встречал еще одну или две аналогичных. Чем ей глянулся шустрый, хулиганистый мальчишка, одному богу ведомо. Однако за книжки, которые я ей возвращал, и имевших далеко не первоначальный вид, она меня никогда не пеняла.
Настоящих же русских немцев, живших в нашем городке, которые так себя и называли и ощущали именно немцами, и оказавшихся здесь в результате драматических событий 41 года, было два типа. Первые – просто немцы, а вторые (которых численно было больше) – не просто немцы, а «крумберы» (в дословном переводе на русский - «косолапые медведи»). Понятно, что такую «кликуху» они получили не от русских, а от самих же немцев.
«Просто немцы» жили вперемешку с русскими и татарами, тогда как «крумберы» - компактной, сплоченной группой в несколько сот человек. В семьях, как первые, так и вторые, пользовались немецким языком, но это был настолько архаичный диалект, что в школе при изучении немецкого языкам многие мои приятели-немцы были двоечниками.
По психическому складу «просто немцы» были сильно обрусевшими – знаменитой аккуратности и педантичности практически не наблюдалось, т.е. от русско-татарского окружения в этом не отличались. «Крумберы» же были аккуратисты и педанты, и ощущали себя чистокровными немцами – маленькие дети до школы не знали русского языка (одного шестилетнего мальчишку мне пришлось по просьбе его отца учить русскому языку). Местожительство «крумберов» было легко узнать – поленницы дров были попилены и выложены в один размер. Русские, татары и «просто немцы» так не делали. Я, как русский, выбирал не совпадение размеров, а наименьшее число распилов чурки – если сделать два распила – то длинные, в печку не поместятся, а если три – примерно равной длины.
Домашний обиход немцев заметно отличался от русско-татарского, в значительной части бывшего еще недавно сельского населения. Отличие было такое, что можно определенно сказать, что русский городской мещанский быт с его «кружавчиками», «рюшечками», «слониками» и т.д. имеет немецкое происхождение. Наши немки очень много вязали кружев на коклюшках, что незамедлительно переняли русские женщины, и тоже стали вязать кружева на коклюшках. В квартирах на стенах висели «транспаранты» с «лозунгами», вышитые обычно на черном атласе готической вязью. Что там было написано, я так никогда и не смог прочитать, также как и мои юные приятели-немцы. Так что можно определенно сказать - лозунги и транспаранты в «президиумах», это тоже наследие немецкой культуры, однако скорее всего пришедшей к нам через евреев.
Правда, нечто похожее было и у татар-мусульман. На стенке в раме под стеклом висели какие-то изречения из корана, выполненные арабской вязью. Что там было написано, по причине неграмотности, никто не знал. У кряшон (татар-православных), естественно, таких изречений не было.
В результате общения с «крумберами», как мальчишками – моими приятелями, так и бывая в их семьях и общаясь со старшими членами их семей – могу ответственно сказать, что депортация, применительно к «крумберам», была вполне обоснованна. Но фактически по своему оформлению и содержанию это была эвакуация в глубокий тыл, как и миллионов великороссов, украинцев и евреев при приближении линии фронта.
Кроме этно-психологической причины у «крумберов» была еще одна причина симпатий к Гитлеру. Это причина связана с Октябрьской революцией, которая, во-первых, ликвидировала привилегированное положение немцев-колонистов, и, во-вторых, быстро, фактически на протяжении жизни одного поколения, подняла культурный и материальный уровень жизни (по критериям европейской цивилизации) простого русского (татарского и т.д.) народа. В этом отношении все народы СССР фактически выровнялись. Для немецкого же этно-психического склада (сужу по «крумберам») это равенство неприемлемо, т.е. равенство возможностей стало выступать для них как причина «комплекса неполноценности».
Другой причиной формирования этого комплекса является некоторая «туповатость» (другого термина не могу подобрать) русских немцев (так же как и казанских татар). Это не умственная неполноценность, а этно-психологическое свойство народа, отличающегося от русского меньшей способностью к воображению, фантазии, творчеству, наконец, тем, что имеет в русском языке (языковые корни – то, парадоксально, немецкие!) название – шустрость. Данное наблюдение – не связано с конкретным человеком, а как общее (осредненное) свойство. (Эта «туповатость» хорошо выписана на лице Грефа.) За последнее время мне в ряде переводных книг немецких авторов, посвященных Второй мировой войне, несколько раз попадалась «способность русских к импровизации», как качество, отличающее нас от немцев.
Именно на базе этого комплекса неполноценности часть русских немцев стала ощущать себя ущемленными, поэтому и двинулась назад в Германию в 80-е годы. Отношусь я к этому исходу с сожалением, примерно с тем же, как Вероника Долина в своей песенке, но и пониманием. А кохи, грефы, миллеры за свой комплекс пытаются отыграться на нас всех!
=+=+=+=+=+=
Пристрастие к иноземному (чужому) имеет не петровское происхождение, а более древние корни. Хозяйственно-экономическая жизнь на Восточно-Европейской равнине, особенно в ее северной части, характеризуется чрезвычайно низкой величиной прибавочного продукта, т.е. продукта, который можно обменять на что-то не имеющего реального хозяйственно-жизненного смысла, а только как некий символ успеха – иначе некоего украшения. Основным же источником «иноземщины» в этих условиях был не обмен, а военный трофей. А трофей, он и в Африке трофей – символ доблести и геройства. Именно ради этого символа и шли на смерть дружины русских князей (читай «Сказание о полку Игореве»). Именно поэтому кубанские казаки носили черкески и кинжалы, а запорожцы – турецкое оружие и барахло. Трофеем мог быть и человек, как правило, женщина. Такова мать поэта Василия Жуковского, таково происхождение Шолоховских героев – Мелеховых. А после Великой Победы лет десять каждый инофильм назывался (и рекламировался в киноафишах) трофейным. Но иногда можно эту доблесть заменить суррогатом – купить ее.
Всякая слабость может в итоге оказаться продолжением какого-то достоинства!
=+=+=+=
Такие некоторые мысли вызвало у меня прочтение айзатиулинской статьи "Евразийцы и евраши". Это только то, что успел пока более или менее "причесать".




От Антонов
К Антонов (09.03.2004 17:41:28)
Дата 10.03.2004 17:34:44

Re: Еще добавочка - к памяти

Еще раз перечитал статью Т.А.Айзатулина «Евразийцы и евраши». И снова попал по очарование ПРИРОДНОЙ дикости, необузданности, бескрайнего исторического простора, так характерного, на мой взгляд, для творчества Тамерлана Афиятовича. Человек, исповедующий некую рафинированную общепринятую норму написания статей оценит ее как корявую и сумбурную. Видимо у ее автора так много наболело, так много надо было успеть сказать, что все мысли разом сорвались со своего места в стремлении побыстрее проскочить через «узкую щель» клавиатуры.
Но с другой стороны иная (гладкая, формально-упорядоченная) форма изложения в сжатом виде вряд ли бы получилась – история нашей цивилизации и культуры совсем не похожа на чистенькую подстриженную лужайку истории европейской культуры и цивилизации (в ее позднем, старческом варианте), позволяющую однозначно статично, как развертка на экране монитора, нарисовать последовательно-логическую связь времен, явлений, людей.
История нашей цивилизации скорее похожа на весенний ледоход в низовьях Енисея, или нагромождения глыб и скал молодой горной системы, или громадную строительную площадку, где стройка в самом разгаре.
Наша история – это и полная противоположность японского «сада камней», с его миниатюрностью, обухоженностью и эстетством.
Положение Айзатулина о том, что наше евразийская цивилизация есть продукт симбиоза (культурно-хозяйственного, этно-культурного) трех основных доминирующих культур северной половины Евразии – русской (восточнославянской), тюркской и угро-финской даже в чисто художественно-эстетическом виде не может быть прилизанной, гладко-причесанной, сусально-слащавой. Естественная ГАРМОНИЧНАЯ асимметрия («шарахание в крайности») с ее острыми углами и уходом в бесконечность и породила ту особенность цивилизации в ее культурном выражении, которую кажется впервые назвал как ВСЕМИРНОСТЬ Ф.М.Достоевский.
Асимметрия художественной культуры североамериканских индейцев и была той эстетической несовместимостью англо-саксов и индейцев, приведшей к кровавой развязке истории. Очевидно это один из ответов и на трудно объяснимую с логико-причинной точки зрения историческую «антипатию» англо-саксов и к России и к ее цивилизации.


От Fox
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 07.03.2004 00:00:14

Помнит вся Ленинградская группа.

>Помянем старейшего участника нашего форума.
>
Помянем.
Я был на конференции, посвящённой его памяти. Светлый был человек.
Его именем мы назовём город. А именем города - авианосец.
Мы гордимся, что общались с таким человеком.
Мы помним.

От Владимир К.
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 06.03.2004 23:11:34

Помним и чтим! (-)


От Мак
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 05.03.2004 19:46:30

Мы помним и интернет помнит

Радует светлая и действенная память о Тамерлане Афиятовиче.
Поиск в Рамблере дал набор ссылок, который можно выложить на сайте Т.А.Айзатулина.
Видно, как расширяется молекулярное воздействие его трудов.

Памяти Тамеpлана Айзатулина - Библиотека думающего о России
http://www.patriotica.ru/actual/kara_aizatulin.htm

Т.А. Айзатулин. ТЕОРИЯ РОССИИ И РУССКИХ ЭТНОКОНТАКТОВ. Евразийцы и Евраши
http://www.situation.ru/app/aut_t_18.htm

Евразийский вестник
http://www.e-journal.ru/euro-st1-24.html

Айзатулин Тамерлан - сотрудник РИЭПП
http://www.webcentre.ru/~riep/russ/StaffR/Aizatulin.htm

Айзатулин. Евразийцы и Евраши
http://tatar-history.narod.ru/evrashi.htm

Айзатулин обсуждаем понятие "совок"
http://forum.vif2ne.ru/nvz/forum/archive/21.htm

Айзатулин. Теория России
http://www.pereplet.ru/history/Author/Russ/A/aizatulin/Articles/rus/index.html

Айзатулин. Теория России
http://my.barnaul.ru/books/books.jsp?authorno=1&letter=%F4

Т.А.Айзатулин и др. Этнокоммунология - наука об общежитии народов. От Тютчева к Гумилеву и далее
http://gumilevica.kulichki.net/GW/gw225.htm

Айзатулин Тамерлан. Надо считать не по численности, а по активности
https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/10.htm

Т.А.Айзатулин "Теория России.
http://lib.nexter.ru/cat/a/aizatt01.htm

Т.А.Айзатулин при условии наличия вожака
http://www.sovross.ru/2003/005/005_3_2.htm

Евразийская геоподоснова "особенной стати" России
http://evraz-info.narod.ru/29.htm

Народное радио Айзатулин Кризис в России в свете национальной политики
http://narodinfo.ru/artrefs.php3?id=367&grp=192

OOO "ИНОЕ". ТЕОРИЯ РОССИИ." Айзатулин Т.А.
http://inoe.ru/library/list/socium/aizatulin_theor.htm

РИ: ПУБЛИЦИСТИКА\ Айзатулин_Тамерлан ЕВРАШИ
http://rusidiot.boom.ru/publics/evrashi.html

Айзатулин выразил намерение просвещать слушателей в области врожденных архетипов сознания
http://www.igpi.ru/monitoring/1047645476/jan1994/LeviePartii0194.htm

Библиотека думающего о России Тамерлан Айзатулин
http://vinodlya.narod.ru/book/005.htm

Красная евразия библтотека Т.Айзатулин
http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/index.html

В.В.Кожинов, Т.А.Айзатулин, В.Е.Максимов
http://sovnarkom.ru/leftsite.htm
http://www.postman.ru/~ameller/leftsite.htm

Лаборатория проблем цивилизации "Наследие" - Подберезкин Айзатулин Т.А.
http://kureda.narod.ru/links.htm

BOOKAP Библиотека психологической литературы Т. А. Айзатулин.
http://bookap.by.ru/psywar/manipulaciya/gl81.shtm

RIEPLST-РИЭПП Айзатулин Т.А.
http://riep.chat.ru/publ.html

Анти-американский сайт TheWalls Т.А.Айзатулин
http://zero.thewalls.ru/htdocs/links.htm

Российская Империя Айзатулин Т.А.
http://rossimperia.narod.ru/

Цитированные на сайте литературные источники Айзатулин Т.А.
http://www.chronos.msu.ru/rreferences.html

Раздел 5 седьмой сценарий Т.Айзатулин,
http://kurginjan91.chat.ru/text7.html

Земское обозрение "ТЕОРИЯ РОССИИ. Геоподоснова и моделирование"
http://zeminfo.ru/newsline/2003_43/10_29_10_38_04.html

О мусоре концептуализ. в голове у человека и ремесле его уборки... Т.А.Айзатулин
http://www.bendery.md/~suic/Glava10.htm

Ю.С. САМОХИН "Оправдание краеведения" Старший научный сотрудник АЦ НПП Айзатулин
http://kraevedenie.chat.ru/sam/sam1.htm

А.О. Чижов, "Амнезия" (рецензия мемуаров С.Г. Кара-Мурзы) Тамерлан Айзатулин (с. 197-198)
http://vivovoco.rsl.ru/VV/1000/REFER.HTM

Наука на службе мира: Энергетика. 48. Айзатулин Т.
http://prometeus.nsc.ru/biblio/cards/sigsci.ssi

Цитированные на сайте литературные источники Айзатулин Т.А.
http://sky.kuban.ru/temporology/rreferences.htm

Т.А.Айзатулин "Теория России.
http://tog.tmb.ru/rest/elib/lists/selena2.txt

Цит.за: Айзатулин Т. Между молотом Европы и наковальней Азии
http://www.mesogaia.il.if.ua/maloros.htm

Новинки. Арнольд Тойнби. Постижение истории Айзатулин Т.А.
http://kulichki.com/inkwell/update/wn59.htm

Айзатулин Т.А., Тугаринов И.А.
http://dop.environment.ru/docs/bibl_eco.txt

Журнальный зал | Октябрь, 1997 N5 | И. Б. ЛЕВИН - Айзатулин А
http://magazines.russ.ru/october/1997/5/levin.html

Форумы Арктогеи (Geopolitik) Другие клоны: - Т.Айзатулин: русско-кочевнический симбиоз
http://arctogaia.org.ru/FORUMS/messages/47/554.html?986737435

Букинист Библиотека ХРОНОСа. Айзатулин Т.А.
http://bukinist.agava.ru/cgi-bin/search.pl?query=%F1%EB%EE%E2%E0%F0%FC&stpos=150&stype=AND

Байкальский вариант 145556 Т.А.Айзатулин. Теория России.
http://lib.obninsk.org/book_big/a.htm

Война в Ираке. Айзатулин Т.А. историк Мифические цивилизационные проекты реформации России...
http://www.irakwar.ru/iraq-read_article.php?articleId=38469&lang=ru

Евразийский проект Айзатулин Т. Между молотом Европы и наковальней Азии:...
http://www.bspu.ru/evrasia/index.php?in=biblio.html

Электронная библиотека: скачать бесплатно книги Айзатулин Т.
http://bookz.ru/?l=a&pg=100

religia ...философов (Кара-Мурзы, Трубецкого, Вернадского, Айзатулина и др.)
http://toplinkzz.narod.ru/religia.htm

Чёрно-белый мир... по сути, два. Как у Айзатулина (да будет земля ему пухом)
http://www.ushakov.org/_disc36/00000d6c.htm

Загрузить аpхив прижизненных выступлений Т.А.Айзатулина на форуме
http://disputy.narod.ru/kmf.html
















От Игорь
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 04.03.2004 16:26:45

Вечная память (-)


От А. Решняк
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 02.03.2004 13:38:04

Re: 2 марта...

Добрая светлая память Тимуру Афиятовичу.




С уважением, Александр Решняк.

От Дмитрий Кропотов
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 02.03.2004 08:25:00

Вспомним и поклонимся (-)


От Георгий
К И.Т. (01.03.2004 22:29:15)
Дата 02.03.2004 00:00:35

вечная память (-)