От С.С.Воронцов
К All
Дата 01.03.2004 07:25:27
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Глобализация;

материалы А.И.Орлова

В рассылке А.И.Орлова "Эконометрика" (архив здесь
http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika ) помещены материалы, которые, как мне кажется, будут интересны участникам форума:Новые научные разработки

Рыночный социализм - вредная утопия

(К чему стремиться?)

Много сказано об антинародном характере нынешнего режима. Очередные статьи и выступления по этому поводу, как правило, не несут принципиально новой информации, а потому, по мнению ряда товарищей, не столько привлекают, сколько отталкивают возможных сторонников.

Достаточно хорошо проанализированы достоинства советского проекта (1917-1991) и недостатки его реализации. Например, многие считают, что использование "валовых" показателей при оценке деятельности предприятия и планирование "от достигнутого" сдерживали темпы экономического развития СССР и внедрение достижений научно-технического прогресса.

Но главное - будущее. К чему стремиться? Проектируемое будущее мало обсуждается. А если нет четкой цели, то нет и средств ее достижения, нет способа мобилизовать сторонников и привлечь новых.

За завесой общих слов неясны конструкции планируемого общества. Да и смысл слов не всегда ясен. Например, основная идея так называемого "рыночного социализма", как выясняется, состоит в предоставлении государственным предприятиям определенной самостоятельности в хозяйственной деятельности. Против этого вряд ли кто-либо будет возражать, в то время как термин "рынок" - из пропагандистского арсенала врагов России.

Первая тема для обсуждения - место государства в экономике. Во всем мире доля участия государства в производстве и распределении национального продукта стремительно растет. Если в настоящее время в России государственные расходы составляют 11,0% от валового внутреннего продукта, то в США - 32,8%, в Германии - 46,9%, во Франции - 54,3%, в Швеции - 58,5%. В СССР было 65,0%. Чтобы дойти хотя бы до уровня Франции, роль государства должна усилиться в 5 раз.

Первоначальные действия вполне ясны. Государство должно взять экономику в целом под контроль. Прежде всего государство должно взять под контроль и в управление предприятия, занимающиеся добычей нефти, газа и других природных ресурсов. Внешнеэкономическая деятельность должна полностью контролироваться государством, как и естественные монополии (транспорт, связь, электроэнергетика). Крупные предприятия, прежде всего военно-промышленного комплекса, должны принадлежать государству. Должна быть национализирована банковская система. Частной собственности на землю не место в России.

Планирование и контроль - сердцевина современного подхода к управлению. Хорошо известно, и теоретически, и практически, что при четко сформулированных целях централизованное плановое управление эффективнее любых форм "рынка". Недаром в ситуации войны любое государство переходит к такой системе управления.

Вторая проблема - обеспечение естественных основополагающих прав человека. Прав на пищу, жилье, работу, защиту от преступности, медицинскую помощь. На информацию, образование, пенсионное и социальное обеспечение и т.д. В частности, для обеспечения права на объективную информацию необходимо государственное присутствие в СМИ, а также система защиты от "субъективизма" СМИ, т.е. цензура.

Третья проблема - как организовать систему хозяйства. Основное - распределение полномочий между различными уровнями управленческой иерархии. Что относится к компетенции общегосударственных органов управления, что должно решаться на уровне отрасли или региона, что - на уровне предприятия, подразделения или отдельного работника? Какие решения вправе принять директор завода единолично, а какие - нет? Кто должен давать разрешение - трудовой коллектив или вышестоящая организация?

В СССР действовали две основные формы организаций - государственные и коллективные (колхозы, артели и др.). Промежуточной формой являются арендные предприятия, в которых принадлежащие государству основные фонды на определенных условиях предоставляются в пользование трудовому коллективу. Кроме того, достаточно большая доля национального дохода создавалась в результате индивидуальной деятельности, прежде всего на приусадебных участках.

Как построить хозяйство в будущей России? Каково должно быть соотношение государственных и "колхозных" предприятий? В частности, какова роль тех и других в торговле, в банковской деятельности? Как использовать конкуренцию между предприятиями для повышения качества работы и ускорения научно-технического прогресса и в то же время обеспечить социальную защиту "проигравшим" в конкурентной борьбе?

Как обеспечить возможность реализации инициатив работников и трудовых коллективов? Нужна соответствующая правовая база. Видимо, возможность создания своего малого предприятия должна быть обеспечена любому гражданину России.

Как быть с нынешними российскими "собственниками"? Видимо, малые предприятия должны продолжать работать на благо России. Крупные и средние предприятия должны быть взяты под государственный контроль. Их нынешние владельцы получат по заслугам в соответствии с решением суда. Квалифицированные менеджеры нужны любой стране.

Оптимальное построение организационно-экономического механизма будущей России заслуживает подробного обсуждения.

А.И.Орлов, профессор

России рынок не нужен

Нынешняя экономическая программа КПРФ составлена, как известно, С.Ю. Глазьевым. Специалистам хорошо известно, что эта программа - вариации на тему обращения американских нобелевских лауреатов по экономике (К.Эрроу, В.Леонтьева и др.) к кандидатам в президенты России на выборах 1996 г. А ее исходная точка - идеи Джона Кейнса, великого английского экономиста первой половины ХХ в.

Основная мысль концепции Глазьева-Эрроу-Кейнса - государство должно активно вмешиваться в экономику. Ее идеал - регулируемый рынок. В конце прошлого тысячелетия эта концепция противостояла идеологии дикого рынка Гайдара-Чубайса и потому вполне заслуживала поддержки со стороны патриотов России, прежде всего КПРФ.

Однако ясно, что концепция регулируемого рынка - буржуазная, а не марксистская. Ее временная поддержка со стороны руководства КПРФ породила идейные шатания. Например, левая интеллигенция стала всерьез обсуждать такую химеру, как "рыночный социализм".

Более существенно для будущего страны, что рынок экономически неэффективен. Всем уже ясно, что в СССР экономика работала гораздо более эффективно, чем сейчас в России и других постсоветских республиках. Рынок - это анархия производства, и результат не может быть лучше, чем при плановой экономике. Это превосходно известно на Западе, как теоретикам, так и практикам. Первое, что там разъясняют будущим менеджерам (т.е. управленцам, в том числе будущим руководителям организаций) - им предстоит заниматься прежде всего планированием.

Есть глобальная причина необходимости отказа от рынка. Это исчерпанность природных ресурсов, надвигающаяся экологическая катастрофа. В ближайшие десятилетия всему миру предстоит переход к новым экономическим отношениям, отказ от свободы предпринимательства. Недаром за двадцатый век роль государства в экономике выросла в среднем в 4 раза для всех экономически развитых стран (кроме России, где она искусственно возвращена к уровню 1913 г.).

Что делать через год после взятия власти? Если не думать об этом, то не будет и взятия власти. Кто же пойдет за теми, у кого нет долгосрочной программы?

Необходима разработка Новой экономической программы КПРФ. Программы для страны и мира.

Что может быть в этой программе? Основные идеи хорошо известны.

Лозунг "регулируемого рынка" отработал своё. Вместо него на первое место должен быть поставлен принцип планомерного развития.

Многоукладность экономики может быть лишь временной. Основные формы собственности - государственная (общенародная) и личная (трудовая). При этом трудовая инициатива должна иметь государственную поддержку и защиту.

Должны быть национализированы крупные промышленные предприятия (в том числе по добыче полезных ископаемых), внешнеэкономическая и банковская деятельность, все жизнеобеспечивающие системы.

Установлен государственный контроль за средствами массовой информации (введена цензура, действующая по четко прописанному и всем известному закону). И т.д.

Однако нет речи о призыве "Назад в СССР". Необходимо четко сформулировать, от чего в СССР надо отказаться.

Например, нельзя копировать неэффективные методы планирования и управления народным хозяйством. "Перевыполнение плана" - бессмыслица с точки зрения рационального хозяйствования (еще в 30-е годы ХХ в. это хорошо понимал, например, В.В.Куйбышев). Оценка работы завода по валовой продукции - один из факторов разрушения СССР. Да и рост производительности труда - не менее вредный фетиш.

Демократы любят говорить о свободном выезде за границу. Пожалуйста! Но при этом не забудьте возместить расходы на бесплатное образование и медицинское обслуживание. И т.д.

Как организовать принятие решений властными структурами? Современные информационные технологии позволяют реализовать идеи соборного принятия решений (на сходке, вече, в Совете). Не надо избирательных комиссий, нужен доступ в информационную сеть страны.

Необходимо совместными усилиями разработать новую экономическую программу. Пора вместе планировать будущее. За планом пойдут действия.

А.И.Орлов, профессор,
директор Института высоких статистических технологий
и эконометрики



От С.С.Воронцов
К С.С.Воронцов (01.03.2004 07:25:27)
Дата 02.03.2004 05:40:28

поворот темы

Из материалов рассылки "Мировая экономика. Глобальные тенденции развития", сайт рассылки здесь:
http://scd.centro.ru/rass.htm

Мрачный прогноз Министерства обороны США
(RBCdaily, 26.02.04, автор - Михаил Чернов)
Изменения климата в ближайшие 20 лет могут вызвать глобальную катастрофу, которая повлечет за собой жестокие войны, переселение народов и унесет жизни миллионов людей. Такой вывод содержится в секретном отчете Министерства обороны США, материалы которого попали в распоряжение британской газеты Observer. Авторы исследования рисуют апокалиптическую картину глобальных военных конфликтов, которые выльются в войну «всех против всех». По мнению российских экспертов, климатические изменения будут иметь серьезнейшие «миграционные и социально-политические последствия», однако не все апокалиптические прогнозы исследователей из Пентагона оправданны. Американцы сознательно раздувают тему «глобальных конфликтов», поскольку участие в их разрешении – единственный «ресурс», который может «позволить» США доминировать в мире в XXI веке. Эксперты не исключают, что «апокалиптическая картинка, которую американские исследователи нарисовали для всего мира, реализуется прежде всего в самих Соединенных Штатах».
Разработанный в недрах американского военного ведомства секретный доклад был подготовлен при непосредственном участии влиятельного советника Пентагона Эндрю Маршалла. В последние три десятилетия г-н Маршалл оказывал значительное влияние на американскую военную мысль. Именно он составлял рекомендации по проведению реформ американской армии для министра обороны Дональда Рамсфельда. Непосредственными авторами доклада стали консультант ЦРУ и бывший начальник отдела планирования группы Royal Dutch/Shell Питер Шварц и Дуг Рэндэлл из исследовательской компании Global Business Network. По мнению авторов документа, глобальное потепление может изменить существующий мировой порядок. Климатические изменения по-разному отразятся на различных регионах планеты: на Азию может обрушиться небывалая засуха, а европейский климат может стать гораздо более холодным. Как предсказывают составители документа, «вследствие подъема уровня мирового океана к 2020 г. крупнейшие европейские города будут затоплены, Британия превратится в Сибирь».
«Внезапные климатические изменения могут привести планету на грань анархии. Развитые страны будут создавать ядерный барьер для защиты своих запасов воды, продовольствия и энергоресурсов. Катастрофическую нехватку воды и энергоресурсов преодолеть будет все труднее, и перенаселенная планета погрузится в войны, погибнут миллионы людей. Как и 8200 лет тому назад, климатические изменения приведут к недороду, голоду, болезням и массовой миграции населения», – говорится в отчете американского военного ведомства. По мнению авторов исследования, проблему климатических изменений «следует с уровня научных обсуждений поднять до уровня национальной безопасности», а обрисованный в докладе сценарий климатической катастрофы предрекает «угрозу национальной безопасности США, и способы ее преодоления нужно разрабатывать немедленно».
По мнению российских экспертов, апокалиптические прогнозы американских военных не вполне оправданны. «Резкое изменение климата действительно может произойти в ближайшие 10-15 лет. Однако никто не знает и не может точно предсказать, как будет меняться климат и каковы будут конкретные последствия этих изменений», – считает сотрудник одной из российских научно-исследовательских лабораторий. Тем не менее, по его словам, «в России климат, скорее всего, станет более благоприятным». Прежде всего это коснется Сибири, где «климат будет более мягким, что позволит ввести значительные земли в сельскохозяйственный оборот».
Ситуация же во многих республиках Средней и Южной Азии и на Северном Кавказе, наоборот, значительно осложнится. «В горах отступают ледники, вечная мерзлота тает, меняются экологические и хозяйственные условия. Горцы живут гораздо беднее жителей равнин и предгорий. Для них грабеж превратился в способ выживания. Нищие горцы уходят в города, где резко ухудшается криминогенная обстановка. Такие районы возникли, например, вокруг столицы Киргизии Бишкека. Во многом из-за переселения горцев на равнину ощущается резкая нехватка воды в долинах и пустынных районах», – рассказывает ведущий научный сотрудник Института географии РАН Юрий Боденков. Довольно тревожную картину рисует профессор, заведующий кафедрой этнологии исторического факультета МГУ, руководитель Среднеазиатской экспедиции МГУ Сергей Поляков. «За последние 50 лет не стало Аральского моря. Критическая ситуация в Западной Туркмении. За последние 30 лет исчезли 40% колодцев. Сырдарья уже практически не течет. Амударья разбирается еще в верховьях на орошение полей. При этом население среднеазиатских государств стремительно растет. Традиционная среда обитания и традиционное сельское хозяйство не могут прокормить население. За 150 лет население Таджикистана увеличилось в 11,5 раз. Средней Азии в целом – в 7 раз. Потоки людей из среднеазиатских республик уже хлынули в Россию, и это только начало», – рассказывает г-н Поляков. Как сказал руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, «условия жизни в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане и Пакистане становятся невыносимыми и неконтролируемые потоки низкоквалифицированной рабочей силы могут хлынуть в Россию и государства Европы. «Причем новые иммигранты будут настолько дикими, что нынешние таджики и узбеки покажутся нам родными братьями. Например, пакистанских белуджей даже афганские пуштуны считают дикарями», – рассказывает г-н Собянин. Однако, по его мнению, иммиграция будет иметь невоенный характер.



От А. Решняк
К С.С.Воронцов (01.03.2004 07:25:27)
Дата 01.03.2004 21:28:42

Поиск лучшей структуры в обществе и экономике

>Рыночный социализм - вредная утопия
- люди, побывавшие в Швеции или Финляндии скажут обратное, как раз, что там и есть рыночный социализм. Может стоит съездить туда для ознакомления или поговорить с честными людьми кто там был??

>в то время как термин "рынок" - из пропагандистского арсенала врагов России.
- необходимо выставлять свой арсенал и "терминам врагов" давать своё смысловое наполнение.
Рынок - механизм нахождения КОМПРОМИССА: взаимного соглашения (если хотите механизм дуальности и борьбы противоположностей в силу которого идет развитие).
Но компромисс компромиссу рознь, они различны по степени ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Компромисс, который достигался в СССР-1 был на порядки эффективней в краткосрочном периоде и экстремальных условиях, в эпоху застоя предложенный государством компромисс оказался МЕНЕЕ эффективным компромисса западного, ориентированного на постоянное обновление и реинжиниринг - поиск более совершенной формы.
В СССР-1 появилась догматизация идеологии, вслед за ней и всех сфер общества, в результате которых произошло отклонение от истины - наиболее правильного пути развития.

Народ стал видеть более совершенные видеомагнитофоны из Японии, более совершенные автомобили из Европы и собственно СТАЛ ВИДЕТЬ СВОИ ОШИБКИ в общественном и государственном устройстве.

>Первая тема для обсуждения - место государства в экономике. Во всем мире доля участия государства в производстве и распределении национального продукта стремительно растет. Если в настоящее время в России государственные расходы составляют 11,0% от валового внутреннего продукта, то в США - 32,8%, в Германии - 46,9%, во Франции - 54,3%, в Швеции - 58,5%. В СССР было 65,0%. Чтобы дойти хотя бы до уровня Франции, роль государства должна усилиться в 5 раз.

- прежде чем брать в оборот, необходимо провести расчет стоимости ТРАНЗАКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (гос. и част. структурой), без ДЕБЮРОКРАТТИЗАЦИИ государства это мертвому припарка. Государство само должно первоначально перестроить свои структуры под совершенное управление и лишь затем брать на себя управление. Плохой менеджер - под любой вывеской будет таковым оставаться.

>Хорошо известно, и теоретически, и практически, что при четко сформулированных целях централизованное плановое управление эффективнее любых форм "рынка".
- "рынок"-поиск наиболее эффективных компромиссов просто заложен в структуру центрального планирования, без него центр - это спрут сосущий соки из производителя. Само по себе центральное планирование не играет никакой роли в эффективности хозяйствования, всё зависит от заложенных в СТРУКТУРУ МЕХАНИЗМОВ ПОСИКА НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ КОМПРОМИССОВ.

>Рынок - это анархия производства, и результат не может быть лучше, чем при плановой экономике.
- опыт и история позднего СССР-1 показывает, что отклонения от и неприятие итераций развития ведет к спаду и отставанию. Анархия производства - это не рынок, рынку и запад об этом справедливо говорит ТАКЖЕ И ТОЖЕ свойственны элементы ПЛАНИРОВАНИЯ.

>Есть глобальная причина необходимости отказа от рынка. Это исчерпанность природных ресурсов, надвигающаяся экологическая катастрофа
- отказа от менее эффективного регионального планирования к необходимости создания планетарного глобального планирования, включением механизма рынка-поиска эффективных компромиссов в планетарное планирование.

>В ближайшие десятилетия всему миру предстоит переход к новым экономическим отношениям, отказ от свободы предпринимательства.
- свобода предпринимательства просто должна достичь норм планетарной эффективности - более лучшей по сравнению с региональными или государственными рамками эффективности.

>Лозунг "регулируемого рынка" отработал своё. Вместо него на первое место должен быть поставлен принцип планомерного развития.
- принцип планомерного развития входит как раз в механизм поиска наилучших решений компромиссов. До планомерного развития необходимо ВЫРАВНИВАНИЕ уровня развития до самого совершенного пионерского образца, что связанно с обменом технологий первоначально и единым банком технологий впоследствии.

>Демократы любят говорить о свободном выезде за границу. Пожалуйста! Но при этом не забудьте возместить расходы на бесплатное образование и медицинское обслуживание. И т.д.
- "заграницы" в планетарном обществе СССР-2 нет по определению, границы смогут появиться только после освоения других планет и контактов с др. цивилизациями - достаточно в отдаленном периоде времени.

>Необходимо совместными усилиями разработать новую экономическую программу. Пора вместе планировать будущее. За планом пойдут действия.
- это то над чем работает в том числе и наш форум - форум С.Г.Кара-Мурзы, труды которого уже давно перешли на следующие ступени осмысления и действия в обществе.

С уважением,
Александр Решняк.