От Дмитрий Кропотов
К А.Бусел
Дата 19.02.2004 12:42:31
Рубрики Россия-СССР; Катастрофа; Культура;

С истолкованием цитат следует быть аккуратнее

Привет!
Анна Бусел, ставя задачу доказать, что Царство Божие на земле возможно, приводит такие слова, произнесенные И.Христом:
«некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе»

К сожалению, даже на первый взгляд на цитаты, не вырванные из контекста, приходится констатировать что смысл, приписываемый А.Бусел этим словам И.Христа определяется не так уж однозначно.

Приведу фрагменты текстов Евангелий, в которых описываются обстоятельства, при которых были произнесены эти слова (выделения в тексте - мои - Д.К.):

Евангелие от Марка

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
9
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

Евангелие от Матфея
"
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
17
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
"

Евангелие от Луки
"
Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею"

Очевидно, при беспристрастном прочтении можно сделать следующие выводы:
1.Слова Иисуса о том, что "некоторые из стоящих здесь" относятся исключительно к Петру, Иоанну и Иакову - на это указывает точная причинно-следственная связка "После сих слов"
2.Некоторым из учеников Иисус, взяв их с собой на гору показал Царство Божие, явившись им в преображенном виде, т.е., выполнил свое обещание, данное перед всеми в отношении некоторых.

Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От А.Бусел
К Дмитрий Кропотов (19.02.2004 12:42:31)
Дата 24.02.2004 17:09:38

Царство Божие подобно закваске…


Цитата: «… Можно сделать следующие выводы: 1. Слова Иисуса о том, что «некоторые из стоящих здесь…», относятся исключительно к Петру, Иоанну, Иакову – на это указывает точная причинно-следственная связка «после сих слов». 2. Некоторым из учеников Иисус, взяв их с собой на гору, показал Царство Божие, явившись им в преображенном виде, т.е. выполнил свое обещание, данное перед всеми в отношении некоторых».

Уважаемый Дмитрий!
Ваше замечание относительно причинно-следственных связей в приводимых фрагментах евангельских текстов совершенно справедливо. Тем не менее, не спешите упрекать меня в небрежности.
Дело в том, что Библия с его загадками, тайнами и духом заблуждения, – это очень мудрая и хитрая книга. Здесь не все поддается обычной логике, следственная часть изложения не всегда следует непосредственно за причинной, она может далеко отстоять от нее, а иногда даже предшествовать ей. Учение Христа можно понять лишь в контексте всего Евангелия и, более того, всей Библии, кропотливо сверяя все параллельные места, все ссылки, складывая из мозаичной россыпи целостную картину. Одним словом, читать Евангелие надо не по внешней букве, но по духу.
Приведу характерный пример – евангельское учение о совершенстве. Если рассматривать его только в контексте Нагорной проповеди, то выходит так: «…Не противься злому… Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… отдай верхнюю одежду… любите врагов ваших… ИТАК, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:38-48). В Нагорной проповеди нет важнейших заповедей совершенства: «Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность СОВЕРШЕНСТВА», «люби ближнего, как самого себя», «если хочешь стать СОВЕРШЕННЫМ, продай имение твое, раздай нищим и последуй за Мною». Эти заповеди находятся совсем в других местах Евангелия. Как небезосновательно заметил в свое время Лев Толстой, Иисус открывал Свою истину с целью, по существу, скрыть ее. Учение о совершенстве оказывается рассыпанным по всем книгам Нового завета, его можно собрать воедино, лишь отделив по ключевым словам: «совершенство», «Царство Божие». (Кстати, этот же метод рекомендуется и при исследовании Нового Евангелия, оно тоже рассыпано, как зерна.) Почему? Очевидно, потому, что тайны Нового Мира всем открывать было опасно. Поэтому народу Христос говорил притчами, и лишь наедине ученикам разъяснял все: «Вам дано знать тайны Царствия Божьего, а тем, внешним, все бывает в притчах».
Что касается цитируемых Вами фрагментов, то здесь обращает на себя внимание следующее: в Евангелии от Матфея Иисус говорит УЧЕНИКАМ: «некоторые из стоящих здесь… увидят СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, грядущего в Царствии Своем», а в Евангелии от Марка и Луки Иисус говорит ВСЕМ, народу с учениками Своими: «некоторые из стоящих здесь…увидят ЦАРСТВО БОЖИЕ».
Что есть Царство Божие? Сказано, что «Царство Божие есть ПРАВЕДНОСТЬ, МИР И РАДОСТЬ ВО СВЯТОМ ДУХЕ», что оно «не придет заметным образом… Царство Божие внутри вас есть», что «наипаче ищите Царства Божия… ПРОДАВАЙТЕ ИМЕНИЯ ВАШИ и давайте милостыню».
О Царствии Божием Христос говорит многочисленные притчи (Мф.13:1-58; Мк. 4:1-34; Лк.12:1-59; 8:4-18; 13:18-21и др.). Вот наиболее простая и понятная из них: «Царство Божие подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, пока не вскисло все».
Что же явилось для человечества закваской, которая вызвала брожение, революции и строительство Нового Мира? Конечно же, это учение о новом, совершенном обществе, образцом которого и явилась первая христианская коммуна. Теперь вспомним сошествие Духа Святого в виде огненных языков на Апостолов, их проповедь в Иерусалиме, после чего уверовавшие образовали коммуну, где «имели «ВСЕ ОБЩЕЕ; И ПРОДАВАЛИ ИМЕНИЯ и ВСЯКУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Уверовавшие «приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду». «Верующие… принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа», «и исполнялись Духа Святого… у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа… и великая благодать была на всех их» (Деян. 2:41-47; 4:31-35). Это ли не есть «праведность, мир и радость во Святом Духе»?
Далее, надо отметить также, что в одних случаях Христос говорит о «Царствии Божием», в других – о «Царствии Небесном». Принято представлять Царство Небесное где-то в воздушном пространстве на облаках. В действительности же Царство Небесное – это вершина земной эволюции, или совершенствования, - Горний, Новый, Огненный Мир, где каждый дух светит сиянием, как звезды, а упоминаемые в Евангелии «облака» – это божественная СЛАВА. Е.И. Рерих пишет: «Понятие Неба в религиозном понимании есть Мир Огненный и Мир Высший». И, разумеется, Царство Небесное надо мыслить не на небе, а на обновленной земле.
На многие загадки Евангелия Христа дает ответ Новое Евангелие, но пока, увы, широко ссылаться на него не приходится, - православные заклюют. А как хочется уже говорить о прекрасном Новом Мире и богоизбранности России. Но приходится снова и снова возвращаться к мрачному Ветхому завету с его Иеговой и мифу о «богоизбранности» Израиля.
Много чудесных откровений ждет впереди, но прежде надо разобраться с Ветхим заветом.
В заключение хочу сказать, что благодарна за замечание, что меня радует Ваше пристальное внимание к обсуждаемым вопросам.