От С.КАРА-МУРЗА
К Ростислав Зотеев
Дата 15.03.2001 15:04:00
Рубрики Прочее;

Сырые мысли вслух (*)

1. Думаю, формы могут быть разные, семинар - слишком жесткая, при нашем образе жизни мы не потянем (я, например, точно не потяну). По-моему, при ужесточении больше потеряем.
2. Диалектика - слишком широкий и фундаментальный базис, она не дает рецептов. То, что я предложил - это не более чем методологический прием в рамках системного анализа. Что-то вроде обязанности пилота вслух повторять название операций, которые он должен проделать при посадке самолета. Дисциплина мышления. При этом, конечно, включаются все навыки и мыслительные ресурсы (интуиция, содержательное знание и т.д.).
3. Насчет авторства брошюр - надо договориться (хотя лучше бы сначала иметь хоть одну брошюру). Мне лично этот вопрос не важен. Может быть, взять коллективный псевдоним? Но это если продукции будет действительно много, а это еще не факт. Не думаю, чтобы мы из-за этого вопроса передрались.
4. Из литературы, думаю, всегда полезно почитать классическую книгу "Анализ сложных систем" (ред. Э.Квейд). М., "Советское радио", 1974. Это - лекции сотрудников РЭНД американским генералам о системном анализе. Конкретно - "русские штудии" М.Вебера 1904 г. о порочных кругах положения России. "Вопр. философии", 1990, № 8 и "СОЦИС", 1992, № 3.
5. Если выбирать между наукой и школой, то лучше начинать со школы - более срочная и фундаментальная вещь. Но, в принципе, для начала надо брать проблемы более прозрачные и простые - чтобы руку набить.

От Константин
К С.КАРА-МУРЗА (15.03.2001 15:04:00)
Дата 15.03.2001 18:44:00

СГ! Просьба уточнить термин.

А что значит термин "порочный круг". Раньше Вы его вроде не употребляли. И если можно пример.

От Александр
К Константин (15.03.2001 18:44:00)
Дата 15.03.2001 19:44:00

Про школу - это мы с удововольствием.

Если есть какие-нибудь специфические пожелания - давайте. Можно даже учителей поспрошать живьем, для выяснения установок. Времени на это не жалко, поскольку работа и на себя тоже. План исследований и специфические вопросы принимаются. Не пришлете - буду действовать самопалом по-Альтюссеру.

От Юрий
К Александр (15.03.2001 19:44:00)
Дата 18.03.2001 05:54:00

Порочный круг есть deadlock, а deadlock - это...

имманентное свойство всех систем, где имеются параллельные процессы.
Коротко: deadlock - это замирание нескольких процессов
из-за отсутствия у каждого всех необходимых ему ресурсов, которые
захвачены другими процессами (которым, напротив, не хватает ресурсов,
которые уже захвачены данным процессом). Когда такое происходит
в вычислительных системах, происходят знакомые всем зависания
компьютеров, когда такое происходит в общественных системах,
это называют кризисом (например, кризисом неплатежей, или кризисом
перепроизводства, или любовным многоугольником). Вообще, теоретически
доказать, что в программе, использующей параллельные процессы, нет
потенциальных deadlock'ов, всегда очень трудно, если не невозможно,
и поэтому для любой параллельной программы (хотя бы с парой
параллельных процессов) вероятность наличия потенциальных
deadlock'ов всегда очень велика. В обществе, где аналогом
программного процесса является жизнь отдельного человека и
таких процессов существенно больше, чем в обычных программах,
наличие потенциальных deadlock'ов практически гарантировано.
Собственно, именно поэтому мы то и дело наблюдаем происходящие
кризисы.

У меня, как программиста, всегда вызывало удивление отсутствие
понимания в обществе, что многие общественные, экономические
проблемы могут и должны формулироваться на языке deadlock'ов.
По моим представлениям, переход на такой язык настолько проясняет
существо дела, что такая трактовка должна была бы быть разговорным
клише.

И именно поэтому мне необыкновенно приятно увидеть, наконец,
сформулированным Сергеем Георгиевичем представление о важнейшей
роли порочных кругов при описании общественных процессов.

От Константин
К Юрий (18.03.2001 05:54:00)
Дата 19.03.2001 14:40:00

re: Порочный круг есть deadlock, а deadlock - это...

Спасибо. Объяснили четко и понятно.

От Ростислав Зотеев
К Константин (19.03.2001 14:40:00)
Дата 19.03.2001 18:02:00

Прошу ссылочку на литературу

Юрий, если есть книжонкистатейки с попыткой обоснования теория "порочных кругов" - м.б. подскажете??? Хотя, конечно, в обществе все значительно сложнее, но как первое приближение - и компьютерная аналогия поможет

От Pout
К Ростислав Зотеев (19.03.2001 18:02:00)
Дата 19.03.2001 18:54:00

пазвольте марксистскому начетчику вмешаться...

а то я телефон перепутал 497-1705("две революции подряд):))

я конечно уважаю кибернетикив, но при словах"порочный круг"и далее , вкупе с великолепным классовым анализом - ( это я читаю Кустарева) у Вебера он дополнен институциональным, в котором ему нет равных - так вот при этих связкахрука неволько тянется к знакомым диалектическим струментам.
К Гребневу насчет"причинности"в экономике с циклами и кругами (см.ссылку в комнате, там вместо Т-Д-Т наворочено у него) у меня сразу появилось аналогичное отношение. Когда знаком с наработанными группой философов в позднем сов.союзе инструментами, уже не хочется на старости лет заменять их на незнакомые субституты. Хотя может другим это верней и сподручней - кому как. Я по старинке.
В 5томе Философской энциклопедии(синие книги бол.формата. 1972г. )есть статья"ФОРМА превращенная". Вот те превращенные формы - это и есть "замкнутые и функционирующие системы с вывернутыми обратными связями". Не бог весть что там Мамардашвили написал(пока был еще талантливым цеховым мастером), но просто - можно и так.
Как-то там получается, что почти все в этом проклятом капиталистическом экономико-общественном мире - это срывающиеся на циклы"системы" и их контуры - те самые, превращенные формы. "Без антагонизма нет прогресса"(Карл Маркс, естественно. По поводу формационных дел в Индии,там опять все по делу, 7 том.)


От Владимир К.
К Александр (15.03.2001 19:44:00)
Дата 16.03.2001 02:36:00

re: (Александру) Спасибо! (-)



От Александр
К Константин (15.03.2001 18:44:00)
Дата 15.03.2001 19:12:00

Рекомендуйте книжки.

А мы их сканировать будем и библиотечку учебных пособий сделаем. У нас тут с книгами на русском проблема, зато компьютер со сканером свой. Энгельгардта сегодня доделаю. Может еще что найду в здешней библиотеке.

От Pout
К Александр (15.03.2001 19:12:00)
Дата 19.03.2001 17:11:00

о "русских штудиях"Вебера(*)

я достал статью Кустарева о сабже в "Вопросах философии"про порочные круги и проч. - очень интересно. В сети есть другая статья Кустарева
о том же предмете, она менее содержательна, но развивает и продолжает тему. Положу ссылку.

....
www.znanie-sila.ru/online/issue_348.html
...
Две работы Вебера называются по-русски «К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к псевдоконституционализму». Они были опубликованы в журнале «Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik» в 1906 году. Первая из них была переведена в том же году и издана в Киеве под названием «О буржуазной демократии в России».

Затем следы этих работ Вебера в России пропадают. Русский перевод упоминается в библиографическом справочнике «Первая русская революция» 1931 года и, как ни странно, в Советской исторической энциклопедии. В других энциклопедических статьях о Вебере ничего не говорится о том, что он занимался Россией.

В самой Германии между 1906 и 1990 годами два очень сокращенных варианта русских штудий Вебера несколько раз публиковались в сборнике его статей «Gesammelte politische Schriften». На русском языке эти две концентрированные версии были опубликованы в номерах 22 и 27 журнала «Синтаксис» (1988-1989), который издавали в Париже А.Д.Синявский и М.В.Розанова. Сразу же после этого я опубликовал большую статью (очень предварительную, в основном пересказ) под названием «Начало русской революции: версия Макса Вебера» сначала в журнале «СССР: внутренние противоречия», издававшемся В.Чалидзе (1988, Ь 22), а затем в журнале «Вопросы философии» (1990, Ь8). Мне известен только один отклик на мои публикации и на русские штудии Вебера. Это статья Ю.Н.Давыдова в журнале «Социологические исследования» (1992, Ь3).

На английском языке два «русских» очерка Макса Вебера не появлялись очень долго. Сокращенные версии появились, наконец, на английском в 1994 году, а в 1995 году были опубликованы, условно говоря, полные переводы — вторая работа сокращена чуть ли не на половину.

Сейчас подготовлен полный русский перевод этих двух работ. Статья, предваряющая публикацию полных текстов двух работ Вебера о русской революции, под названием «Вебер и Россия или приключения ткача в стране бичей и знахарей» появилась в московском журнале «Рубежи» (1997, Ь 5). Там же опубликован (1998) и новый перевод первой работы (сокращенный за счет примечаний). Наконец, полные тексты обоих очерков начинают публиковаться в «Русском историческом журнале» Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Итак, россиеведение игнорировало русские штудии Вебера почти 100 лет. Случай отнюдь не уникальный, но сам по себе гротескный. Как это могло случиться? Конечно, русские штудии Вебера находятся на периферии основного корпуса его наследия, в центре которого располагается ставший уже хрестоматийным «тезис о протестантской этике» и организованная вокруг него огромная масса «социологии религии». Среди тех, кого интересует центральная тема Вебера, они не могли пользоваться большим интересом, потому что в них не было почти ничего, что уже не содержалось бы в главных его работах.

Русские очерки Вебера могли бы вызвать более живой интерес у политологов. Но здесь сыграла роковую роль взаимная изоляция (продолжающаяся и ныне) общей социологии власти как учения о типах и структурах власти и россиеведения. Социология власти российский опыт не учитывает. Она строит свои теоремы, обообщая западный опыт, а потом уж втискивает Россию в готовые схемы.

Были, впрочем, исключения. Внимательными читателями этих работ Вебера были Райт Миллс и Ганс Герт (1947), что отразилось в их классической хрестоматии Вебера. К русским штудиям Вебера постоянно обращается Дэвид Битэм (1974) в своей книге о влиянии Макса Вебера на политическую теорию. Не обошел их вниманием Вольфганг Моммзен в своей книге 1959 года о Вебере в контексте германской политической жизни. Но эти авторы остались изолированными. Русские штудии Вебера не вошли в обиход политической теории.

Россиеведение, казалось бы, должно было проявить самое большое любопытство по поводу работ Вебера, но именно специалисты по России оказались наименее любопытными. Отчасти это объясняется полным отсутствием интереса среди славистов ко всякого рода «теории». В ней доминируют «историки».

Историки, конечно, не глупее других. Но у них своя традиция. На очень глубоком уровне существует сильное взаимное недоверие и даже враждебность между историей и социологией, примерно так же как между физикой и химией. И среди историков существует традиция вражды с Вебером. Ведь даже самая знаменитая в широких кругах идея Вебера о роли протестантской этики в происхождении современного капитализма встретила наибольшее сопротивление именно со стороны историков — от Рахфаля до Тревор-Ропера. Некоторые продолжатели Вебера (в России это был, например, Неусыхин) пытались убедить историков, что Вебер на самом деле хотел синтеза истории и социологии и что его исследовательская техника плодотворна для исторической науки. Но основная масса историков от таких игр отказалась.

В том, что русские очерки Вебера надолго выпали из научного оборота, отчасти виноват был сам Вебер. Он сам в разговорах и письмах называл их «журналистикой», высказывал опасение, что они очень быстро устареют; отказался издать их отдельной книгой. В самой Германии к тому же его суждения о России оказались политически чуждыми обоим истеблишментам — и консервативному, и социал-демократическому. Впрочем, и другие идеи Вебера при его жизни не были в большом ходу. Вся канонизация Вебера произошла уже после его смерти. Трансляторам идей и авторитета Вебера приходилось укреплять репутацию работ, рядом с которыми его русские штудии казались им второстепенными.

Вероятно, они были правы. И это снова возвращает нас к той научной общине, где в этих работах нуждались больше всего. А именно туда, где занимаются Россией. Дело ведь не только в авторитете самого Вебера. У россиеведения, в особенности у новейшей истории России, вообще нет какой бы то ни было концептуальной платформы. Весь огромный корпус исследований стоит на глиняных ногах. Ни теория бюрократии, ни теория модернизации, ни теория тоталитаризма не дают серьезных эффектов. В поисках фундамента специалисты по России кидаются к расхожим мифам, бытующим в повседневной умственной жизни российской интеллигенции, в отчаянии и под воздействием моды цепляются за структуралистский мистицизм или расхожий фрейдизм. Они, собственно, лишь переводят обыденные представления на модный жаргон современного научного-политического салона. Но упорно не хотят заглянуть в работы Вебера.

Я вовсе не хочу сказать, что историки России найдут в русских штудиях Вебера надежный фундамент для дальнейших исследований и таким образом надолго решат свои проблемы. На мой вкус, там есть много интересного, но никаких сенсационных откровений там нет. Если бы к этим работам обратились полвека назад, то эффект был бы очень силен. Сейчас он таким сильным уже не будет. Обращение к работам Вебера теперь скорее просто поможет тем, кто нащупал некоторые свежие темы или собирается оживить интерес к некоторым сторонам новейшей русской истории, которые хотя и были известны, но были стерилизованы советской имитацией марксизма или находились в небрежении. Я думаю также, что мы сможем использовать опыт Вебера для того, чтобы, наконец, превратить новейшую историю России из «истории КПСС» в историю российского общества. И, что очень важно, хотя и не лежит на поверхности: Вебер поможет тем, кто надеется изменить стиль российского мышления. Сейчас русская мысль проявляет неукротимую склонность к садо-мазохистской компенсаторной мифологии и нуждается в мужестве и трезвости. Вебер для этого прекрасный образец и учитель

От Владимир К.
К Александр (15.03.2001 19:12:00)
Дата 15.03.2001 19:30:00

re: (Александру и И.Т.) Сообщите на форуме, когда будет выложено!

И Кожинова тоже, если хоть что-то готово!

От С.КАРА-МУРЗА
К Константин (15.03.2001 18:44:00)
Дата 15.03.2001 19:11:00

Пример - 1928 г.

Чтобы получить хлеб, нужны товары на рынок, чтобы были товары, надо получить хлеб и рабочую силу из села. Разрыв круга - коллективизация со всеми ее драмами. Если бы был резерв ресурсов, как у Запада, все можно было бы сделать мягче. Это прекрасно было видно на примере Кубы. Все наши проблемы они прошли очень мягко, без травм - благодаря помощи СССР.

От Георгий
К С.КАРА-МУРЗА (15.03.2001 15:04:00)
Дата 15.03.2001 15:27:00

Вот видите, Сергей Георгиевич, как получается...

Мы Вам - тему, а Вы говорите - слишком сложная.
Лучше уж Вы сами назовите, а то так и будем топтаться на одном месте. Ей-богу...