От
|
Георгий
|
К
|
Администрация (И.Т.)
|
Дата
|
05.03.2004 22:04:15
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Е. Бунимович: "Современных школьников не устраивает это общее, ни к чему не обязывающее образование" (*+)
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200401402
Евгений Бунимович:
"Современных школьников не устраивает это общее, ни к чему не обязывающее образование"
11 февраля Московской городской думой был принят Закон "Об общем образовании в городе Москве". Одним из его инициаторов и
разработчиков является председатель комиссии по образованию столичного парламента, учитель математики московской школы ? 710 Евгений
БУНИМОВИЧ.
- Расскажите, пожалуйста, о мотивах создания этого документа и о его отличиях от федерального Закона "Об образовании".
- В июне 2001 года был принят базовый Закон "О развитии образования в городе Москве". И было решено дополнить его целым комплексом
профильных законов - о специальном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, о профессиональном образовании, о
дополнительном образовании детей г. Москвы.
А первым в этом ряду, естественно, оказался Закон "Об общем образовании" - как о самом массовом.
Сопоставляя его с федеральным Законом "Об образовании", следует говорить не об отличиях, а об уточнениях и дополнениях, связанных со
столичной спецификой и с реалиями нынешнего периода.
Напомню, что федеральный Закон "Об образовании" был принят в 1992 году. В нем много интересных и важных идей. Но конкретные
механизмы осуществления некоторых из них либо не прописаны, либо не учитывают изменений, которые происходили в системе образования
на протяжении последних лет. Это появление новых видов образовательных учреждений, особенности перехода из основной школы в старшую,
возрождение системы всеобуча, обеспечение качественного, полноценного образования для детей-инвалидов и другие важнейшие вопросы.
- Московский закон устанавливает минимальный возраст поступления в школу на отметке в 6 лет, а федеральный - в 6,5. Чем продиктовано
такое нововведение?
- Уточню: столичным законом предусмотрена возможность зачисления в первый класс с шести до шести с половиной лет. С оговоркой - по
выбору родителей. Тем самым мы подтверждаем принцип вариативности и тот факт, что дети развиваются по-разному.
Опыт показывает, что в таких мегаполисах, как Москва, интеллектуальное развитие и социальная адаптация детей происходят быстрее, чем
в маленьких городах.
Отныне единственным основанием для отказа родителям шестилеток может стать отсутствие мест в школе. Не предполагается никаких
тестирований накануне приема, за исключением консультаций с психологами, медиками, другими специалистами, которые бы дали
квалифицированный ответ на вопрос, готов ли ребенок - в силу своих физиологических и психологических особенностей - начать обучение,
или ему лучше прийти через год. Но все равно последнее слово должно оставаться за родителями.
- В газетах появились сообщения о том, что согласно новому Закону "Об общем образовании в г. Москве" директор школы не вправе не
перевести ученика в 10 класс, даже если он двоечник и не посещает половину занятий.
Означает ли это, что полное общее образование станет обязательным, как в брежневские времена?
- В старшие классы зачисляются только те учащиеся, которые получают аттестат об окончании основной школы, а двоечники такого
документа не имеют и остаются на второй год. Правда, подобные случаи единичны.
Важно понять другое: новый закон направлен против неоправданного сокращения количества 10-х классов и как следствие - уменьшения
возможностей для получения полного общего образования всеми желающими.
К сожалению, по Конституции общее образование ограничено 9-летним сроком. Но мы заинтересованы в воспитании высокообразованного
поколения - в нем мы видим основной потенциал экономического развития и процветания столицы. И поэтому стремимся к обязательной
11-летке. Но мы не имеем права закрепить этот тезис юридически - это противоречит федеральному законодательству.
Впрочем, и не надо всех силой затаскивать в 10 класс. Наша задача - сделать обучение в старших классах привлекательным и доступным.
Думаю, введение профильного обучения, которое уже реализуется сегодня, нам в этом поможет, поскольку оно обеспечит выбор ученика.
Будущее за сетевым объединением школ района или округа, каждая из которых в зависимости от своих возможностей (кадры, материальная
база, традиции) будет специализироваться на тех или иных профилях. Свою лепту в организацию профильного обучения должна внести и
система дополнительного образования, накопившая богатый опыт по развитию творческих и спортивных способностей детей.
Школа должна максимально адаптироваться к интересам детей. Экстернат, популярность которого среди подростков растет год от года, -
это очень серьезный сигнал для образования. Уход детей из школы для подготовки к вузу - это еще один аргумент в пользу того, что
профильная школа необходима. Дети голосуют за нее ногами, потому что их не устраивает это общее, ни к чему не обязывающее
образование.
- В новом законе указано, что "образовательное учреждение обязано создавать условия и оказывать содействие обучающемуся в получении
им образования в избранной форме. В случае выявления неосвоения обучающимся образовательных программ в избранной им форме
образовательное учреждение рекомендует перевод обучающегося на другую форму получения образования, обеспечивающую качественное и
своевременное освоение им образовательных программ". Как вы прокомментируете этот тезис?
- Признаюсь, это одна из самых сложных позиций, связанная, например, с переходом ученика из гимназии в обычную школу в том случае,
если он не усваивает программу.
Это не законодательная, а скорее психологическая проблема: многие родители отдают своих детей в гимназии и лицеи ради моды и
престижа. Я же объясняю, что это право ребенка учиться больше и труднее, и хорошо, если он на это способен. А если нет, то он
вынужден постоянно списывать, ловчить, выкручиваться, испытывать комплексы, не говоря уж о перегрузках.
Нам надо честно сказать обществу, что у нас есть элитное образование для одаренных детей. В то же время необходимо нивелировать
разрыв между элитным и массовым образованием, чтобы переход из престижной школы в обычную не воспринимался столь болезненно.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что для нормального функционирования престижного образования необходима хорошая базовая школа.
Для того чтобы выровнять существующие различия, нужно максимально дифференцировать основную школу, сделать так, чтобы каждая
приобрела свое собственное неповторимое лицо.
И пусть это прозвучит радикально, но на рынке образовательных услуг не должно оставаться невостребованных и непривлекательных школ.
Их надо банкротить, как предприятия.
В Москве действуют школы с углубленным изучением отдельных предметов, кадетские корпуса, центры образования - всего 42 вида
учреждений общего образования. Благодаря новому закону мы закрепили их правовой статус, в частности для того, чтобы учителя получали
пенсию за выслугу лет. Внесены поправки в базовый Закон "О развитии образования в г. Москве", предусматривающие 15-процентные
надбавки к заработной плате различных категорий сотрудников, работающих в таких школах: педагогов, библиотекарей, медиков и т.д.
В перспективе у нас не останется ни одной массовой школы в ее привычном понимании - каждая будет на чем-то специализироваться. Это
будет способствовать развитию вариативности, а значит, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого ребенка.
- Согласно новому закону планируется возродить систему учета всех детей дошкольного и школьного возраста, включая контроль за их
зачислением в учебное заведение и текущую проверку их посещаемости. Кто будет за это отвечать и какие санкции будут применяться по
отношению к нарушителям?
- Совершенно ясно, что в школу не попадают дети из неблагополучных семей. Ребенок, который не пришел в 1 класс, - потенциальный
безнадзорный, и главная задача - вовремя выявить такого ребенка и привести его в школу.
Мы намерены создать общегородскую информационную базу, чтобы проследить миграцию школьника в пределах Москвы. Компьютерные
технологии позволяют это сделать, но возникает вопрос, кто будет собирать сведения о юных жителях данного района, контролировать их
зачисление в первый класс и переход из одной школы в другую, работать с трудными семьями? Взваливать все эти обязанности
исключительно на плечи школьных педагогов было бы неверно.
У нас есть муниципалитеты, в которых действуют органы по опеке и попечительству, именно они обязаны заниматься учетом детей
дошкольного возраста, начиная с роддома.
А вот когда ребенок поступил в школу, отслеживать его дальнейшую судьбу и собирать информацию о всех его перемещениях, переходах из
одного учебного заведения в другое должны школа, органы местного самоуправления, милиция и семья. И ответственность здесь будет
нести каждая из упомянутых сторон, включая родителей.
При этом такие формы образования, как семейное, надомное, экстернат, будут развиваться и в дальнейшем.
Кроме того, планируется организовать комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение образования. Состав этих
комиссий, механизмы их деятельности пока обсуждаются, но возникнут они не на пустом месте. В Москве есть уполномоченный по правам
ребенка, и в школах будут работать его помощники, в том числе педагоги данной школы, которые будут осуществлять не только контроль
за всеобучем, но и за соблюдением других прав ребенка.
- Каково будет содержание столичного компонента образования?
- У нас в городе традиционно высок интерес к таким предметам, как экономика и право. Этот спрос можно удовлетворить за счет часов
регионального компонента.