От Георгий
К Администрация (И.Т.)
Дата 04.03.2004 22:55:30
Рубрики Тексты;

Школа. Русская культурологическая. Единственная (*+)

http://www.ug.ru/?action=topic&toid=3687&i_id=45

От Ушинского до наших дней

Русская культурологическая. Единственная

Все начинается с идей. Магаданская средняя (русская культурологическая) школа ?2 (директор Екатерина БОРИСОВА) началась с мысли
Ушинского, которую высказал он в статье <О необходимости сделать русские школы русскими>. <Самое резкое, наиболее бросающееся в
глаза отличие западного образования от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный,
всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, политическими
отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей
родиной и со всем, что к ней относится>.



Школа ?2 - вторая по счету, построенная в городе. Возникла она в годы активного освоения края, когда резко увеличивалось население,
приезжали люди. И соответственно стала расти необходимость в школах. А сегодня это единственная в области школа с этнокультурным
компонентом. Он представлен несколькими спецкурсами. Это библейские чтения для начальной школы, предполагающие чисто историческое
знакомство с историей христианства на Руси (программу, которая была лицензирована, создала одна из учительниц). В пятом классе
введен спецкурс <Русские обрядовые традиции>. Разработала его кандидат филологических наук Валентина Ивановна Чумакова. И не только
разработала, но и учебник издала. И по сей день в школе работают по нему. В шестом классе это направление продолжили за счет
введения такого курса, как <Домострой> (история русской семьи). В шестом классе появился спецкурс <Декоративно-прикладное искусство
Северо-Востока>, отражающий особенности Колымского края. В восьмом классе начинается спецкурс по исторической грамматике. В седьмом
начинается древнерусская литература. С первого по шестой класс ведется риторика. Это спецкурсы, непосредственно касающиеся русской
культуры. Кроме них, введены спецкурсы, нацеленные на подготовку в вуз по математике, и еще такие, которые предполагают изучение
российской цивилизации, истории права России.

Некоторые спецкурсы пришлось отложить. Например, сложноватой оказалась <История философской мысли>. Нужно отдать должное учителям,
которые сами разрабатывают, дорабатывают спецкурсы, принимают участие в городском конкурсе школьных программ. И если кто-то,
разработав спецкурс, уходит из школы, уезжает из области, то находится человек, способный его подхватить.

Первые годы, когда в начале 1990-х в школе вводился русский этнокультурный компонент, были трудными. Учителя, особенно математики,
естественники, не понимали, каково их место в русской культурологической школе. Но постепенно приходилось осознавать его. Читали
Ушинского, Розанова. И потом пришло понимание, что и на уроках математики есть место русской культуре. Культурология была новым
словом в педагогике, и вторая школа была одной из первых, кто осмыслил, в чем суть этого курса. Математика - это тоже культура -
культура числа. Физика - культура закона, который нужно уважать, ибо мы живем на планете благодаря ему...

Идея культурологической школы была поддержана учителями. Это выразилось в том, что было создано много авторских программ. Они
успешно проходили апробацию. Со временем стало ясно, что экспериментальную опытную работу можно вести не только за счет спецкурсов,
но и в воспитательной деятельности. Была открыта психологическая служба и для родителей микрорайона, и для детей. Ввели новые
досуговые формы. На базе школы все КТД проходят в русле национальной культуры. Масленица, <русская завалинка>, посиделки. Названия
меняются, но цель одна - познакомить детей с русской национальной культурой. Проводятся славянские ярмарки, работающие по
<станциям>. На одной нужно проинсценировать какую-то пословицу, на другой сочинить сказку, на третьей что-то еще сделать. В марте
или апреле проходит главный праздник, спортивный, - русские забавы с перетягиванием каната, тройками. Школа живет необычной жизнью,
оставаясь верной главной задаче: выпускник русской культурологической школы должен знать лучшие образцы отечественной и мировой
культуры, уметь брать информацию из самых разных источников, моделировать ситуации и находить способы их решения. Чтобы его главными
качествами были стремление к добру, милосердию, сопереживанию. Чтобы он был личностью, поскольку только личность определяет
культурный уровень общества.


Сергей ВИКТОРОВ