От Георгий
К Администрация (И.Т.)
Дата 04.03.2004 22:46:22
Рубрики Тексты;

Памяти поэтессы Маргариты Агашиной (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg092004/Polosy/art6_6.htm

ОНИ ОСТАЛИСЬ БЛИЖАЙШИМИ ПОДРУГАМИ

В послевоенном Литинституте на всех пяти курсах учились одновременно чуть более ста человек. То есть все друг друга хорошо знали.
Ребята были в основном с фронта, из школ - единицы. Девушек совсем мало. Моё внимание сразу обратили на себя две из них, всегда
державшиеся вместе. Когда наступили холода, они в перерыв часто грелись, стоя у высокой батареи возле нашей аудитории. Это были Инна
Гофф и Рита Агашина. Мой однокурсник сказал: <Смугляночка и беляночка>. Пожалуй, он был слишком сентиментален. Мог ли я
предполагать, что через полтора года женюсь на первой из них!

Обе писали стихи. Правда, Инна уже переходила на прозу - из семинара Светлова к Паустовскому. Опять же, кто бы мог подумать, что обе
они станут авторами знаменитейших песен. В институте процветали вечера, капустники. Сами стены были буквально пропитаны стихами,
пародиями, частушками. И подружки тоже приложили руку ко всему этому. Вот одна их коллективная частушечка:

Студенческая жизня -
Занятья, голод, мрак.
Основы ленинизма
Не лезут натощак.

Ничего себе! <Основы ленинизма> - так называлась главная книга Сталина.

Нет, они были идеологически правильными девочками и не собирались выступать против режима. Они просто сочиняли частушки о своём
житье-бытье, не думая о последствиях. А ведь за такое можно было схлопотать ох какой срок! Но, слава богу, ничего не случилось. То
ли никто не <стукнул>, то ли их пожалели, двух дурочек. Они остались ближайшими подругами на всю жизнь, что случается не так часто.
У них была поразительная, неслабеющая потребность в общении друг с другом. Инна ездила в Волгоград на 50-летие Риты и, конечно, ещё
не раз, а та - к нам. Особенно помню её приезды в Воскресенск, где мы подолгу жили летом, она оставалась ночевать, и они
разговаривали, гуляя по лесу, за столом и потом чуть не до утра. Вспоминали о себе, юных, порой с некоторым изумлением. Они помнили
буквально всё! В характеристиках былых сокурсников бывало у них и немало ехидства. Говорили, понятно, и о своих маленьких, потом
подрастающих дочерях, - те родились почти одновременно:

Увы, прошло уже почти тринадцать лет, как не стало Инны, и пять - Риты.

Теперь - о Волгограде. Вот говорят: <Где родился, там и пригодился>. Но судьба часто распоряжается по-иному. Маргарита Агашина
попала в Волгоград, в общем-то, случайно, что называется, по семейным обстоятельствам. Немногословная, сдержанная, выросшая в
ярославских северных лесах, она оказалась на степном, летом раскалённом, а зимой вьюжном открытом просторе, в озарённом славой
своего подвига великом городе.

И ведь не только он немало дал ей как художнику. Рискну сказать, что и она прибавила своей сдержанной краски его могучему облику.

И ещё. Она писала стихи, серьёзные, душевные. Стала в городе своей. И тут опять счастливое совпадение. Она встречается здесь с
Григорием Пономаренко. Как говорится, такая карта выпала. Конечно, в Волгограде жили и другие хорошие и даже замечательные (Фёдор
Сухов) стихотворцы. И все они, разумеется, мечтали стать авторами собственной известной песни, но: желания в этом деле недостаточно.

Требуется ещё нечто особое: необъяснимое родство, совпадение в поиске и нахождении стихами и мелодией друг друга. Песни <Что было,
то было>, <Растёт в Волгограде берёзка>, <Подари мне платок>, <А где мне взять такую песню> сделались всеобщим достоянием,
растворились в национальном сознании, в памяти народа. Повторюсь, это объясняется, на мой взгляд (и слух), счастливым сочетанием
северной скромной сдержанности и южного жара и зноя.

Потом Пономаренко переехал из Волгограда. Агашина даже написала стихи <Не уезжай, Пономаренко> (как бы привлекая за образец
старинное <Не уезжай ты, мой голубчик>). Но он убыл, и новые их песни перестали появляться.

Впрочем, причина в другом. Есть поговорка: <Новое время - новые песни>. Вообще-то это метафора, и она не только о песнях. Да, новое
время пришло, но новые песни ему оказались не нужны. Вернее, это были уже не песни, а ритмично, многократно повторяющиеся одни и те
же, часто бессмысленные слова. Но те, старые, в том числе и агашинские, ещё долго будут звучать по России. В этом у меня нет
сомнений.

Что сказать напоследок? Рита была отзывчивым, добрым человеком. В Волгограде она стала ещё и человеком общественным. Хотя, конечно,
она испытывала и внутреннее одиночество - обязательный удел каждого настоящего художника. Приятно, что город, помнящий и так очень
много, отдаёт дань памяти и своей поэтессе. Дочь Маргариты Агашиной, которую я по-прежнему называю Алёнкой, журналистка, успешно
работающая в московской печати, рассказала мне, что именем её мамы названа новая улица, что на доме, где она жила, висит
мемориальная доска:

<Я люблю тебя, как человека:> - когда-то написала Рита о родном городе. Не сомневаюсь, что в дни юбилея волгоградцы помянут её
добрым словом. Да и во все прочии - не забудут.

Константин ВАНШЕНКИН



НО КАК ЭТО НУЖНО СОЛДАТУ, ЧТОБ КТО-ТО НАД НИМ ГОРЕВАЛ...
Где искать волгоградскую берёзку
Февраль 2003-го. И словно 60 лет назад, Сталинград у всех на устах. Памятью о Великой Битве. Камнем преткновения в спорах о том,
какое имя пристало носить городу-герою... Этот город мне не чужой. Как и человек, через сердце которого прошла его солдатская
судьба. И стала песней.

<Уважаемая т. Агашина! Жаль, не знаю вашего имени-отчества. Мне хочется поделиться с вами кое-чем... Я с мурашками по коже всегда
слушаю вашу песню <Растёт в Волгограде берёзка>, хотелось посмотреть на эту берёзку... И вот в октябре прошлого года из Липецка
уходил туристический поезд, увозивший меня в Волгоград. С каким трепетом я и мои земляки подходили к братской могиле в центре
города, к Дому Павлова, побывали в музее Сталинградской битвы. Особо меня потрясли минуты, когда мы все поднимались на Мамаев
курган. Я опять мысленно повторял: <Растёт в Волгограде берёзка...>

Экскурсовод нашей группы был очень грамотный товарищ по имени Александр, отчество я забыл. Когда мы взошли на курган, я спросил его
об этой берёзке: реальная она или символическая? Он, улыбнувшись, ответил, что это так, мол, плод фантазии поэта, и что такой
берёзки на кургане нет и не было. Мне сделалось неловко. Я верил в её реальность, мне было просто обидно. Ах, как мне не хватало в
Волгограде песни о ней!.. У меня к вам просьба - напишите мне, пожалуйста, историю создания этой песни. Где она, эта волгоградская
берёзка?..

С уважением и низким поклоном - Василий Комаев. 2 февраля 1969 г.>

Когда песня <Растёт в Волгограде берёзка> на всю страну зазвучала в мощном, действительно до мурашек пробиравшем исполнении Людмилы
Зыкиной, письма, подобные приведённому, с лаконичным адресом <Волгоград, М. Агашиной> стали приходить моей маме отовсюду.

Несколько слов ещё об одной песне, продолжившей святую для автора тему памяти о Великой Отечественной войне, о героях Сталинграда -
павших и живых. Много лет её поёт Иосиф Кобзон, а в дни празднования 55-летия Победы я услышала её в исполнении Юлии Началовой.
Стихотворение <Солдату Сталинграда>, музыку к которому написал волгоградец Владимир Мигуля, посвящено таджикскому прозаику Фатеху
Ниязи - участнику Сталинградской битвы. Ничего не понадобилось придумывать, домысливать - только увидеть, КАК стоял он у Вечного
огня над братской могилой, и в этой скорби быть с ним заодно...

Однажды я от кого-то услышала:

- Чудесные лирические песни у вашей мамы: <Что было, то было>, <А где мне взять такую песню>, <Подари мне платок>. И о берёзке, о
солдате - тоже, конечно, неплохие. Но всё-таки - официоз...

Хорошо, что этого не слышала она, одинаково искренняя и безыскусная в интимной лирике и стихах о войне, дорожившая тем, что жизнь
<сталинградские струны натянула в груди>. Огорчилась бы. Я же оставила бы за каждым право <своей колокольни>. Позволила бы себе
привести здесь ещё одну - на этот раз небольшую - выдержку из давнего письма, процитированного выше: <Вчера передавали <Голубой
огонёк> из Волгограда, я все домашние дела оставил и посмотрел его. Певица пела песню о волгоградской берёзке. Поверьте, я слушал её
стоя...> Вспомнила бы, как у маминого гроба старик-ветеран встал на колени. И жила бы дальше с надеждой, что тема памяти о далёкой
войне никогда не перейдёт для меня в ранг официоза.

Пока судьба милует.

Елена АГАШИНА