От
|
Георгий
|
К
|
Администрация (И.Т.)
|
Дата
|
25.02.2004 22:36:09
|
Рубрики
|
Тексты;
|
"Мурзилка": 80 лет (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg082004/Polosy/art11_4.htm
ЮБИЛЕЙ
"МУРЗИЛКА": ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
В жизни этого издания много необыкновенного. Когда-то, например, у <Мурзилки> была сказочная подписная цена: 50 копеек за три месяца
с учётом доставки и пересылки. В другое время у него были сказочные тиражи - 5 700 000 экземпляров. А история главного героя
журнала - не что иное, как цепь волшебных превращений.
Журнал организовали в 1924 году как приложение к <Рабочей газете>. Однако создатели <Мурзилки> были литераторами дореволюционной
школы. Они дали ему имя из капиталистической жизни. В той жизни Мурзилку знали как сказочного персонажа: крохотного лесного эльфа,
путешественника, щёголя и харизматического вруна.
Новый строй сгоряча поставил сказку вне закона. Но Фёдоров-Давыдов, возглавивший журнал для детей рабочих и крестьян, изначально был
сказочником и переводил сказочников. И прежде чем навсегда проститься с любимым жанром, он в последний раз продемонстрировал опыт
сказочной трансформации: превратил Мурзилку в: дворнягу. Лишённого аристократических манер лохматого щенка, четвёртого сына в семье
своей мамы Жучки. Не говорящего. И большого любителя приключений.
Прошло несколько лет, сказки стали понемногу возвращаться на страницы журнала. И тогда с Мурзилкой произошла новая метаморфоза. В
печально знаменитом 1937 году редакция решилась украсить обложку издания изображением удивительного существа оптимистического
солнечного света. Новое воплощение героя нарисовал художник Аминадав Каневский. Теперь Мурзилка перестал быть животным, но
очеловечился не полностью. Он обрёл способность к прямохождению и рассказыванию небылиц, но сохранил мохнатость. Дореволюционные
тросточку, фрак и <стёклышко> для глаза ему не вернули, а дали шарф, берет и фотоаппарат. Вообще-то в годы Отечественной войны
Мурзилка пережил ещё одно превращение. В пионера. Но ненадолго. После Победы Мурзилка-пионер исчез из журнала, и через некоторое
время читатели снова увидели на страницах и обложке жёлтое и пушистое сказочное существо в красном берете. Этот облик Мурзилка
сохраняет до сих пор.
Как раз в 40-е годы в журнал пришёл Евгений Шварц. Он принёс в редакцию <Рассеянного волшебника> и <Сказку о потерянном времени>.
Мурзилка искал свой настоящий сказочный облик, превращаясь то в одно, то в другое, а Шварц искал свой настоящий литературный облик -
он постепенно превращался в драматурга. Но думается, всё же не волшебные чудеса притянули его к Мурзилке; он почувствовал
возможность тех чудес, которые умеет творить любовь, тех, о которых Шварц напишет позже, в 1955 году, в пьесе <Обыкновенное чудо>.
С самого начала <Мурзилка> пользовался сказочным доверием своих читателей. А ещё в честь Мурзилки, пребывавшего тогда в собачьем
облике, называли щенков.
С тех пор прошло 80 лет. А Мурзилка жив и, кажется, превращается в подобие маленького солнца: так же золотист и излучает тепло.
Творчество сотрудников и авторов <Мурзилки> стимулирует творчество читателей. Журнальные публикации подсказывают педагогам темы
занятий, планы внеклассных мероприятий, библиотекарям - идеи выставок. Дети же с энтузиазмом выполняют творческие задания
Мурзилкиных конкурсов.
А творчество - это всегда чудо.
Так что автор этих строк не слишком, в общем, удивится, если узнает однажды, что сотрудники редакции научились добывать из воздуха
хрустальные туфельки, как мальчик-паж в <Золушке>. Ибо сказано у Евгения Шварца: <:любовь помогает нам делать настоящие чудеса>.
Наталья ЕРМИЛЬЧЕНКО