От Мак
К All
Дата 25.11.1999 17:43:00
Рубрики Прочее;

6. Была дискуссия по поводу этой статьи

Помнится, был шум в научной печати по поводу этой статьи С.Кара-Мурзы (Наука и кризис цивилизации).
Интересно было бы сейчас посмотреть эти тексты.
Спасибо, что напечатали эту интересную статью.

От И.Тугаринов
К Мак (25.11.1999 17:43:00)
Дата 22.12.1999 13:16:00

Кто были противники и что ответил С.Кара-Мурза

Я знаю две публичные pеакции на статью С.Г.Каpа-Муpзы "Наука и кризис цивилизации" в журнале "Вопросы философии" (1990. N 9. С. 3-15):
1) Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер. Кризис науки или беда цивилизации? - "Вопросы философии". 1991, N 6.
2) Н.Карлов. Полемические заметки о науке в наше время. - "Свободная мысль". 1991. N 16.
В свое вpемя С.Каpа-Муpза подготовил весьма любопытный ответ оппонентам, но ни один из жуpналов его не опубликовал. Мы нашли в аpхивах С.Г.Каpа-Муpзы этот текст и помещаем его в этой конфеpенции, а тексты оппонентов желающие могут найти в библиотеке по указанным библиогpафическим ссылкам. Тpатить на них лимит объема конфеpенции не хочется.
-------------------------------------------------
Сергей Кара-Мурза
Фейерабендизм как идеология ГКЧП
"Где древо познания - там всегда рай"
- так вещают и старейшие и новейшие змеи.
Фридрих Ницше
Под странным эпиграфом из Ницше и жившего в XIV веке Улугбека начал Н.В. Карлов полемические заметки о европейской науке в момент нынешнего кризиса индустриальной цивилизации (Н.Карлов. Полемические заметки о науке в наше время. - "Свободная мысль". 1991. N 16.). Вызваны они публикацией моей статьи "с ее явно выраженным антисциентистским подходом" (С.Г.Кара-Мурза. Наука и кризис цивилизации. - "Вопросы философии". 1990, N 9.).
Для начала защитник науки Н.В.Карлов дает оппоненту даже не идеологическую, а сугубо политическую квалификацию: "Начиная с противопоставления основанных на современном научном менталитете категорий свободы и прогресса тому, что, по мнению автора, действительно нужно человеку, он приходит в заключение к идее корпоративного общества дуче-фюрерского плана". Тем, что заместитель председателя Комитета по науке Верховного Совета бывшего СССР не назвал меня просто фашистом, а употребил туманное понятие "общества дуче-фюрерского плана", я обязан, видимо, тому, что журнал уже называется не "Коммунист", а "Свободная мысль". Все-таки в демократии есть свои прелести.
Пригвоздив фашиста-антисциентиста к позорному столбу, Н.В.Карлов тут же делает потрясающее по своему простодушию признание. По его мнению, моя статья "хорошо передает ощущение дискомфорта (говоря более чем мягко), которое испытывает каждый мало-мальски мыслящий индивид перед лицом социально-политических крутых перемен, очевидно, ожидающих человечество". Поскольку член-корр. АН СССР Н.В.Карлов нигде не отмежевывается от своей принадлежности к числу "мало-мальски мыслящих индивидов", приходится спросить его, почему же он испытывает, говоря более чем мягко, дискомфорт? Ведь крутые социально-политические перемены, ожидающие человечество, очевидно сводятся к повсеместному поражению коммунизма и установлению нового мирового порядка - свободного прогрессивного общества. И покоится оно на трех китах - либеральной рыночной капиталистической экономике, парламентской демократии западного типа и автономной от моральный ценностей науке. Противостояние с социализмом, а вместе с ним и история, закончились. Коммунисты, ясное дело, удручены, но почему так огорчен мыслящий демократ?
И если бы это была оговорка! Но дело-то в том, что, переходя к своей "апологии науки", милейший Николай Васильевич сразу же обнаруживает, что сам он - плоть от плоти русской науки, самобытно развивавшейся в нашем традиционном, а не либерально-демократическом обществе. И науку он возводит к глаголу ведать в его славянском и индийском смысле, соединяющем "соборный характер ведического, то есть научного, и совестного, то есть нравственного, в сознании народа". Потому-то Н.В.Карлову в терминах наука и ученый "отчетливо слышится нечто вынужденное, привнесенное извне, воспринятое чуть ли не из-под палки". Хороша апология!
Что же понимает под наукой Н.В.Карлов? Это становится ясно из двух главных постулатов: 1) "Наука (то есть Веды), понимаемая как совокупность знаний об объективно существующем, внешнем по отношению к человеку мире и знаний о внутреннем мире человека...". 2) "С достаточно общих позиций можно утверждать, что в глубине народного подсознания знание и совесть тесно связаны между собой".
Дорогой Николай Васильевич! Это и есть тот холизм, то "отрицание Ньютона ради Гете", которое стало философской опорой фашистской идеологии. Именно дуче и фюрер обращались к глубинам народного подсознания. И говорю это не в укор Вам, ибо здесь фашисты поступили как умные идеологи, привлекая к себе людей, измученных "шизофренией европейского сознания", порожденной научной рациональностью. Уже Уайтхед писал о "pазpушительном pазделении тела и духа, внедpенном в евpопейское мышление Декаpтом". О каких же Ведах, о каком соединении внешнего и внутреннего мира Вы говорите? Вся наука Нового времени на том и зиждется, что эти миры разъединены, а наука стала полностью автономной от моральных ценностей.
Даже в той самой статье И.Пригожина, на которую Вы ссылаетесь, говорится: "В 1986 г. сэр Джеймс Лайтхил, ставший позже президентом Международного союза чистой и прикладной математики, сделал удивительное заявление: он извинился от имени своих коллег за то, что "в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным, по крайней мере с 1960 года, что этот детерминизм является ошибочной позицией". Не правда ли, крайне неожиданное заявление? Мы все совершаем ошибки и каемся в них, но есть нечто экстраординарное в том, что кто-то просит извинения от имени целого научного сообщества за распространение последним ошибочных идей в течение трех веков. Хотя, конечно, нельзя не признать, что данные, пусть ошибочные, идеи играли основополагающую роль во всех науках - чистых, социальных, экономических, и даже в философии (учитывая, что в рамках последней сложилась кантовская проблематика). Более того, эти идеи задали тон практически всему западному мышлению, разрывающемуся между двумя образами: детерминистический внешний мир и индетерминистический внутренний".
Тот факт, что огромные массы людей через школы, средства массовой информации и "апологии" академиков продолжают обрабатываться идеологиями, проникнутыми идеей детерминизма и классической научной рациональностью, в условиях нынешнего кризиса накладывает на все научное сообщество большую моральную ответственность - ведь в самой науке эти основания подвергаются пересмотру. Таким образом, авторитетом науки фактически освящается идеология, уже противоречащая тому, что знают сами ученые.
Вернемся к утверждению о якобы "объективно существующей связи естественнонаучного и нравственно-этического". Но это и есть радикальное, крайнее отрицание науки Нового времени! До этого не дошел бы и такой оголтелый антисциентист, как я. "Так создают для науки объект по существу вненаучный и сверхнаучный, а ценности исследуют методом, которому они неподсудны. Научно ценность не только нельзя исследовать, но нельзя и уловить", - писал Н.Бердяев в 1914 г. А уж о западной философии науки и говорить нечего: с Бэкона, через Канта, Вебера и Поппера вплоть до наших дней лейтмотивом звучит утверждение, что наука отделена от морально-этических ценностей. Она изучает "то, что есть" и не может ничего сказать о том, "как должно быть". Разделение между знанием и совестью, между "Есть" и "Должно быть" и означало возникновение объективной, ориентированной на истину Науки (в противоположность и народному подсознанию, и Ведам).
Но ведь это все - банальные вещи! И в статье своей я говорил лишь о трагедии науки, которая купила аналитическую и технологическую мощь ценой отхода от совести и породила "цивилизацию, которая знает цену всего и не знает ценности ничего". И я ставил тот же вопрос, что и И.Пригожин: может ли наука вновь соединить тело и душу, Природу и человека, знание и совесть без того, чтобы породить "общество дуче-фюрерского типа"? Попперианцы и либералы говорят: нет, не может! Пригожин говорит: да, может! Я в своей статье ответа не дал - я не знаю. А для Н.В.Карлова, оказывается, и проблемы такой не существует. Он различия между картезианской наукой и Ведами просто не признает.
Из всего этого становится можно понять, почему Н.В.Карлов опирается на Улугбека и с тоской ждет "крутых социально-политических перемен" в человечестве. На мой взгляд, это естественная реакция человека, не оторванного от народного подсознания и переживающего, пока еще подсознательно, трагедию традиционного общества, которое железной рукой и за 500 дней стараются вогнать в "мировую цивилизацию". И случай с наукой - лишь частность. А общее в том, что наши идеологи создали для нас искаженный образ этой цивилизации, умолчали о ее тяжелом культурном кризисе (как, впрочем, и обо всех прочих проявлениях общего кризиса индустриализма). Ведь даже рыночную экономику - сложнейшее порождение специфической западноевропейской культуры, основанное на глубоком иррациональном, религиозно-этическом фундаменте, - нам представили как тривиальную технологию распределения, которую одинаково легко могут освоить и православные, и мусульманские этносы.
Моя статья в "Вопросах философии" - не более чем ликбез. Это одна из цикла лекций, которые в Испании меня попросили почитать "на общественных началах" учителям провинциальных средних школ. И тот факт, что в Москве эту статью деятели ранга Н.В.Карлова посчитали манифестом чего-то (неважно, чего), вызывает тяжелое, удручающее впечатление. В какое же болото вы ведете свой доверчивый народ, господа духовные пастыри? Ведь нельзя же черпать гуманитарные знания лишь из журнала "Огонек".
Теперь я сделаю реплику по поводу рецензии Н.Ф.Реймерса и В.А.Шупера на ту же мою статью (Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер. Кризис науки или беда цивилизации? - "Вопросы философии". 1991, N 6.). Думаю, полезно увидеть здесь критику моего антисциентизма "с другого конца".
Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер считают, что в СССР вышел из окопов "фейерабендизм" (!) и что работы, которые "отрицают суверенное право науки на познание мира, равно как и объективный характер научного знания, встречаются весьма часто, однако статью С.Г.Кара-Мурзы можно назвать манифестом этого направления". Как говорится, "браво придумано, сизый нос!", но дело не в этом. Обзывайте как угодно - КГБ у нас теперь добрый, как перестроившийся Бармалей. Гораздо важнее выделить позитивные утверждения оппонентов, из которых и будет ясно, почему им так противна моя статья.
Итак, вот что говорят Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер о месте науки в обществе: "Наука как источник знаний - лишь информационная, а не управляющая подсистема в обществе... Наука враждебна догмам. Она всегда противостоит религии... В глубинах своих наука враждебна и власти". Все эти утверждения противоречат тому, что мы знаем о современной науке. И противоречат не слегка, а полностью, абсолютно. Наука давно стала управляющей подсистемой, так что под оболочкой представительной демократии скрывается государство принятия решений, основанное на замене политического выбора научным анализом. Говорить, что наука враждебна догмам и тут же ввертывать словечко "парадигма" вообще нелепо. Без строго охраняемых догм наука не могла бы существовать. Что наука в глубине своей религиозна, хотя и безбожна - показано многими философами, в том числе столь разными, как Бердяев и Вебер. Наконец, миф о взаимной враждебности науки и власти мог родиться лишь в воспаленном революционном сознании наших ученых-демократов. Достаточно посмотреть на персональный состав наших парламентов и лично на тов. Е.П.Велихова, чтобы оценить качество этого мифа.
О науке нашего Отечества говорится лаконично, содержание заменяется стилем, фразеологией: "и тут наша благословенная страна внесла поправку в общий ход развития... Можно сгореть от стыда за науку своей страны... Нет, не мировая наука повинна в кризисе цивилизации. Напротив, кризис цивилизации, едва не опрокинутой иррациональными массами, проявляется в антисциентизме, который, как и все прочие болезни общества, проникает и в научную среду. Наука куда менее виновата перед обществом, чем общество перед ней, но общество так устроено, что вина всегда возлагается не на тех, кто больше всего виноват, а на тех, кого меньше всего любят". Что на это скажешь? Остается допустить, что поношение своей страны и ее иррациональных масс делается из горячей любви к России - эдакий "смех сквозь невидимые миру слезы".
Определив свое видение взаимоотношений науки и общества, Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер переходят к привычным идеологемам наших либералов-рыночников. Но их они облекают в столь унылую оболочку механистического детерминизма, что даже Адам Смит поспешил бы откреститься. "Объяснять иррационалисту (это мне - С.К-М), что заставить экономику развиваться не в соответствии с объективными законами, а в соответствии с нормами христианской морали... так же невозможно, как невозможно заставить камень падать вверх..." и т.д. Ликуй, Маркс! Рви на себе волосы, Вебер, со своей "Протестантской этикой и духом капитализма" (на которую же и ссылаются Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер)!
Но все это - лишь гарнир к главной мысли наших видных экологов. Мимоходом намекнув, что по структуре мышления их оппонент-иррационалист сходен с активистом общества "Память", мечтающем о полном уничтожении евреев (до чего же обеднел набор ярлыков), они тут же ассоциируют его с другим образом врага - католической церковью. Оказывается, наш общий грех - забота об "экологии человечества" (см. папскую энциклику Иоанна Павла II "Центесимус аннус" 1991 года), о том, чтобы маргинализация бедной части человечества и ее ограбление теми 13 процентов населения Земли, которые проживают в "обществе потребления", не привели к катастрофе человечества как вида. И здесь Н.Ф.Реймерс и В.А.Шупер непреклонны и ставят все точки над i: "На кончике иглы можно поместить сколько угодно чертей, но наша планета приспособлена не более чем для 1-1,5 млрд. людей"!
Этим все и сказано. Сделан радикальный шаг от концепции Римского клуба, который хотя бы говорил о "нулевом росте". Нет, право жить на Земле советские гуманисты теперь оставляют лишь одному человеку из четырех! Необходима срочная селекция человечества, и на ее идеологическое обоснование брошены сейчас огромные культурные силы. Отсюда и лавина социал-дарвинистской литературы - и это в стране, чья интеллигенция в свое время сумела "очистить Дарвина от Мальтуса".
Какой же тип людей окажется лишним в той благословенной цивилизации, которая следует объективным законам, а не нормам морали? Это, видимо, прежде всего иррациональные массы. А уже давно показано, что из них и состоят некоторые отсталые народы - и прежде всего русский. Вот критик Лев Аннинский в газете "Россия" выступает с позиций любви и жалости к неразумному русскому народу: "Мы, русские люди, не можем переключиться на постиндустриальное общество... Мы... - не народ работников... Мы не приспособлены для того типа жизни, в который человечество вошло в конце ХХ века и собирается жить в ХХI... Наше неумение отойти от края пропасти фатально... У нас агрессивный, непредсказуемый, шатающийся, чудовищно озлобленный народ... Мы невероятно много пьем". Приговор вынесен и обжалованию не подлежит. Но в последнем слове осужденного я бы отказал гражданину судье Аннинскому и его товарищам Н.Ф.Реймерсу и В.А.Шуперу в праве столь назойливо употреблять местоимение мы, понятия наш народ и наша страна.po
На этом я и кончаю реплику, ибо спор, действительно, иррационален - о моральных ценностях не спорят.