За три дня мусорное ведро у меня на кухне оказывается доверху заполненным. В состав мусора входят пакеты из-под молока, коробки
из-под замороженных котлет, обертки от глазированных сырков, банки, пакетики, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты... На 95%
мой мусор - это упаковка.
Говорят, упаковка сейчас составляет до 30% стоимости товара. В примерно 80% случаев функционально она не нужна. Молоко и пиво можно
наливать в бидон, майонез - в банку с завинчивающейся крышкой, подсолнечное масло - в пластиковую бутылку из-под газировки, а
газировку наливать в граненый стакан из автомата.
Около 20% покупок действительно требуют упаковки. Но это не продукты, одежда или бытовая химия, а техника, посуда и другие хрупкие
вещи. Около 20% товаров упаковки не требуют, но создают удобство в использовании. Например, маленькие пакетики с соком, упаковки
йогуртов, китайская лапша, тюбик с зубной пастой и вообще все, где упаковка действительно является частью товара и несет
потребительскую функцию.
Все остальное - ненужный мусор и хлам. Естественно, не с точки зрения наших повседневных привычек, а с чисто рациональной позиции.
Почему же все это барахло оказывается в мусорных ведрах на наших кухнях, если оно не нужно? Потому что наличие упаковки приносит
прибыль. Потому что упаковка - это часть рекламы. Она делает товар привлекательнее, не меняя его качество и ценность. Мы
переплачивает за каждый товар 30% просто для того, чтобы мы же охотнее покупали этот товар.
Собственно говоря, покупатели платят не только за упаковку, но и вообще за всю маркетинговую компоненту товара. За рекламные ролики
по телевизору. За огромные щиты каждые 100 метров. За объявления в автобусах и троллейбусах. Все это оплачивается из прибыли, а
прибыль создаем мы, покупая товары.
Конечно, у производителя или продавца нет выбора. Если он не будет рекламировать товар, то проиграет конкуренту, который
рекламировать будет. В этом скрыт один из парадоксов рыночной экономики. Прибыль приносит более дорогой товар, если наценку дает
маркетинговая составляющая. Потребители оплачивают конкурентную борьбу, которая, якобы, ведется в их интересах. Совсем, как граждане
воюющего государства.
Однако, мы платим не только за производство упаковки. Мы платим еще и за ее уничтожение. Деньгами или квадратными километрами
свалок. Это и есть главный стержень общества потребления. Выбор между конфеткой в фантике и конфеткой без фантика делается в пользу
первой, даже ценой существенных затрат на фантик.