Пишет Константин Крылов (krylov)
@ 2004-02-06 15:47:00
О самодовольстве
Одним из несомненных достоинств либералов является тщательно культивируемое ими самодовольство. Это стоит изучать, а то и поучиться.
1. Прежде всего: САМОДОВОЛЬСТВО НЕОБХОДИМО. Для того, чтобы успешно действовать в этом мире, нужно иметь несокрушимую внутреннюю
убеждённость, что ты имеешь на это право. Человек, сколько-нибудь критически относящийся к себе, быстро превращается в терпилу. К
тому же он куда болезненнее переживает всякие удары по самоуважению. Самодовольство же предохраняет от таких повреждений:
самодовольный "встал, отряхнулся и пошёл" в ситуации, в которой "честный человек" повесится или запьёт горькую. Со стороны это
выглядит не всегда аппетитно, зато очень способствует успеху. Железнобокий герой, сунутый мордой в дерьмо, навсегда ломается - а
какой-нибудь кругленький пузанчик на хлипких ножках "умылся и побежал дальше". "Плюнь в глаза - всё Божья роса". И ведь добегает
иногда до конца доски, "а там и в дамки".
2. Дальше. Самодовольство невозможно просто "иметь в себе", его надо ПОДДЕРЖИВАТЬ и КУЛЬТИВИРОВАТЬ. Самодовольство - как жемчужина:
жемжуг надо носить, трогать его, любоваться им, а в шкатулке он тускнеет. То есть - необходимо всё время напоминать себе о своих
достоинствах, больше того - постоянно изобретать разные достоинства, придумывать их.
Вот простейший приём. Назовём его "ИЗЮМИНКА". Он состоит в том, чтобы считать величайшим достоинством любое сколько-нибудь
интересное свойство, которое у тебя есть. Например, если тебе посчастливилось быть высоким и сильным, можно бесконечно презирать
всех, кто не способен дать тебе в морду. Если же ты хил, но знаешь английский - следует столь же бесконечно презирать эти брёвна с
глазами, которые не способны выучить триста слов, чтобы читать нормальные газеты, а не местное дерьмо для лохов. И так далее.
Изюминкой можно считать даже нейтральное или противное качество. Типа: "Я низенький и лысый - что ж, большинство гениев были
низенькие и лысые, мы - избранная раса". То же - если ты высокий. То же - если ты зеленоглазый, хромой, страдаешь редким
заболеванием или имеешь на ягодице родимое пятно в форме жабы. Большую помощь в этом может оказать наука и оккультизм, которые
всегда рады нам рассказать, что у диабетиков лучше потенция, а перенесённая в детстве гонорея способствует активизации сердечной
чакры.
Если человек сер настолько, что ну никак не может найти в себе изюминку, её можно себе просто придумать. Иногда можно её даже никак
не конкретизируя: достаточно выучить фразу "я с детства чувствовал, что непохож на других, что я другой", и повторять её как можно
чаще. (КОМУ это нужно повторять - см. ниже.)
Однако, можно обзавестись и реальной изюминкой. Простейший приём - завести себе редкое и мало кому интересное хобби. Например,
изучить до тонкости историю Гренландии. "А они-то не знают".
Внешне противоположный, но по сути дополняющий приём, назовём его "АХИЛЛЕСОВА ПЯТА" - считать какое угодно своё свойство
недостатком, и уважать себя за то, что ты, несмотря на него, чего-то в жизни добился. "Во мне метр пятьдесят, таких чморят и
презирают - а я всё преодолел и стал Уважаемым Учеником Помощника Младшего Заместителя Офис-Минеджера." "Роковым недостатком" можно
также считать всё что угодно, тут просторы.
Впрочем, всё это можно и совмещать: "у меня есть редкие достоинства, мне завидуют и за это травят".
Самое смешное, что всё вышеперечисленное бывает и на самом деле. В конце концов, бывает ведь, что и в самом деле у человека есть
редкие и не всем очевидные достоинства. Да и травля в самом деле случается, "и ещё как". Однако, все эти вещи сами по себе обычно
только опускают самооценку: обидно, когда твои достоинства не ценят, и унизительно, когда тебя обижают. Напротив, СОЧИНЁННЫЕ
достоинства и МНИМАЯ травля хороши тем, что первые можно преувеличивать до бесконечности (чего нельзя делать с достоинствами
реальными), а над мнимым противником легко одерживать победы.
Например. Представим себе некую латиноамериканскую диктатуру. Вот её за ненадобностью свергают. Вот из тюрьмы выходит измученный
пытками диссидент, который с этой диктатурой реально боролся. А вот жовиальный либерал, который "тоже боролся на своём месте".
Либерал лучится самодовольством: он герой. А диссидент хорошо знает, что он не герой - потому как никогда не забудет, как к его
члену прикрутили провод и стали пропускать ток, а потом вкололи противошоковое и увеличили напряжение, и как через полчаса безумной
боли он всё-таки выдал этим скотам того-то и того-то... Жовиальный же либерал уже успел убедить себя, что он герой и претерпел от
режима жуткие муки - его же чуть было не сняли с главного редактора, когда он пропустил статью, где был намёк на то, что сыну
диктатора принадлежат все казино в столице... И кто кого будет похлопывать по плечу?.. То-то.
3. Но. НУЖНЫЙ УРОВЕНЬ самодовольства почти невозможно поддерживать в одиночку. Человек, предоставленный в своих мнениях самому себе,
довольно быстро приходит к выводу, что он не так-то и хорош. нужна какая-то среда, которая тебе в этом поможет. Конечно, в обмен на
то, что ты поможешь в этом другим. И это не просто обмен услугами. Происходит и некое приращение. Сначала люди восхищаются друг
другом, а потом оказывается, что сама принадлежность к сообществу добавляет им очков.
Так возникает контур с положительной обратной связью: ты меня уважаешь, я тебя уважаю - мы с тобой уважаемые люди.
Здесь начинаются по-настоящему интересные вещи. Собственно, аристократия (она же элита) в качестве сообщества отделяется от охлоса
(aka быдло) не чем-нибудь, а именно этой способностю во всех случаях поддерживать экономику взаимного восхищения.
"Быдло" - это сообщество людей, ненавидящих, презирающих и УНИЖАЮЩИХ друг друга. Аристократия - сообщество людей, ВЫСОКО СТАВЯЩИХ
друг друга, несмотря на любую взаимную неприязнь[1]
Это умение "хвалить друг друга" ("давайте говорить друг другу комплименты" (с) окуджава) - пускай даже в сильно сниженном и
профанированном виде - и в самом деле являет сильную сторону демшизового кагала. Любой идиот, гнида и падла, если он свой, знает,
что из кагала его не выдворят, и свою порцию аплодисментов он получит (пускай даже вместе с пиздюлями).
Здесь есть одна тонкость. Аплодисменты не отменяют пиздюлей. Аристократ уважает другого аристократа - но может его убить на дуэли. В
сильно сниженном, почти пародийном варианте: либертарианец Х. должен выказывать "словесную дань почтения" либертарианцу Y, но при
этом имеет право поносить его за недопустимые отклонения от Учения. Это не мешает им оставаться частью кагала, а значит и
приятельствовать.
Увы, патриоты никак не могут научиться соответствующей внутренней дисциплине. То есть кто-то научился, кто-то нет, но сообщество всё
ещё не структурировано соответствующим образом. Что не есть хорошо.
[1] Поэтому, кстати сказать, национализм по сути своей аристократичен. Националистическая нация сразу переводит себя "на ступень
выше": национализм возводит весь народ в аристократическое достоинство. "Мы все - уважаемые люди".