АКИХИРО ИВАСИТА: "РОССИЯ МОЖЕТ ВЕРНУТЬ ЯПОНИИ ТРИ СПОРНЫХ ОСТРОВА, НО ОСТАВИТЬ СЕБЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ"
16:13 03.02.04
Японское правительство, по данным "Известий", готовит новый - и весьма неожиданный - вариант урегулирования территориального спора с
Россией. Разработали его в Центре славянских исследований при Университете Хоккайдо - самом авторитетном в Японии по проблемам
России. Исследования центра финансирует и координирует МИД страны. О деталях нового японского плана "Известиям" рассказывает его
автор - профессор центра Акихиро ИВАСИТА. С ним беседует Олег ЖУНУСОВ.
- В чем смысл вашего плана?
- У России остается самый большой и стратегически важный остров Итуруп, на который приходится 60% всей оспариваемой территории, а
три остальных - Кунашир, Шикотан и Хабомаи - возвращаются Японии. Такой вариант в обеих странах могли бы признать вполне
справедливым.
- Вы полагаете, что подобная формула решит территориальный спор?
- Решить российско-японскую территориальную проблему непросто. Причиной этого является тот факт, что в отличие от
российско-китайской в российско-японской проблеме отсутствует потенциальное противостояние из-за территориального спора. В
российско-китайских отношениях промедление с разрешением территориального спора могло привести в будущем к серьезному обострению
отношений и конфликту. Поэтому России и Японии важно убедить свое население в необходимости решения проблемы, указав на все его
выгодные последствия. И политические, и экономические. В качестве второго шага я вижу установление взаимовыгодного "стратегического
партнерства". Подобное партнерство ни в коем случае не должно быть направлено против кого бы то ни было, а, напротив, должно
укрепить "четырехугольник" Япония-Китай-Россия-США.
- В какие сроки реально решить территориальную проблему?
- Если обе страны поймут, что решение этой проблемы выгодно и России, и Японии, если создадут атмосферу уважения, возможно, решение
будет найдено даже быстрее, чем мы думаем.
- Какая часть японской политической элиты готова поддержать подобный подход?
- Представителей политической элиты, поддерживающих идею компромисса, пока немного. Однако растет недовольство застоем в решении
курильской проблемы. Поэтому позиция элиты может резко перемениться.
- Как относятся в Японии к предложению, высказанному еще в 1956 году Советским Союзом, о передаче Японии двух из четырех
оспариваемых островов?
- Несколько лет идея возврата двух островов являлась своего рода сигналом к компромиссу с японской стороны. Возврат двух островов,
однако, рассматривался исключительно как промежуточный этап на пути к последующему возвращению всех четырех островов. К сожалению,
эта идея была заброшена из-за многочисленных политических скандалов.
- Без компромисса по островам, по вашему мнению, у российско-японских отношений есть перспективы?
- Поскольку Япония и Россия являются соседями, им необходимо строить партнерские отношения. Для России, чтобы влиться в Азию, проще
всего будет найти понимание с Японией как с самой "западной" страной региона. По-моему, в этом заключается особая миссия двух стран.
Не только японцам, но и русским необходимо переосмыслить подход к территориальной проблеме. Как специалист по российско-китайским
отношениям, я уважаю Россию за то, что, руководствуясь принципом справедливости, она отдала Китаю несколько сотен островов. Для того
чтобы завоевать доверие японцев, необходим подобный подход, основанный на справедливости. Тогда станет возможно думать о взаимной
выгоде и компромиссах.
==============
Владивосток-Саппоро
"Новая японская инициатива носит дискриминационный характер"
- Любые исследования и инициативы по застарелой территориальной проблеме можно только приветствовать, - сказал "Известиям" Камиль
БЕКЯШЕВ, доктор юридических наук, специалист в области международного морского права. - Япония начинала с требования о безусловном
возвращении южнокурильских островов, не признавая никаких прав России. Затем в 1956 году советское правительство предложило
рассмотреть вопрос о передаче двух островов - Шикотана и Хабомаи. Япония тогда это категорически отвергла. Затем был небольшой
период, когда японцы предлагали на базе островов образовать кондоминиум, то есть совместное управление. Юридически Южные Курилы
оставались бы под суверенитетом России, а хозяйством - "на благо местного населения" - ведала бы Япония. Это означало бы
инвестирование в производство, восстановление флота, создание инфраструктуры, градообразующих предприятий. Но затем эту инициативу
заморозили.
Что касается предложения Центра славянских исследований при Университете Хоккайдо, то оно, на мой взгляд, носит дискриминационный
характер и не имеет перспективы. Все четыре острова вместе с окружающими их водами находятся под суверенитетом Российской Федерации.
И потому речь вообще не может идти о том, чтобы передать три из них Японии. Поскольку в противном случае возникает вопрос о
делимитации, то есть о принадлежности морских пространств - континентального шельфа, исключительной экономической зоны (прилегающей
к территориальному морю полосы открытого моря шириной до 200 миль. - "Известия"). В настоящее время делимитация произведена не на
местности, а так - чисто визуально, циркулем. Потому и вопросов от подобных "поддавков" будет больше, нежели пользы. Предложение
японских ученых должно быть тщательно проанализировано политологами, юристами, специалистами в области делимитации морских
пространств. И нужно еще определить, кому оно выгодно. Выгода должна быть взаимной - лишь в этом случае компромиссы оправданны. Если
мы посмотрим на карту, то убедимся: эта инициатива в конечном итоге бьет по свободе судоходства, свободе добычи морских
биологических ресурсов, свободе научных исследований. Таким образом, ущемляются жизненные интересы России, поскольку морская
деятельность для жителей этого региона имеет решающее значение. Они больше практически ничем не занимаются, вся их жизнь связана с
морем.