От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 28.01.2004 22:14:31 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Версия для печати

Т. Фридман. Война идей (*+)


=========
http://rossia2010.kroupnov.ru/Autors/VdovinN/Voina_Idei.htm

Война идей.

Автор: Томас Фридман.

The New York Times, 9 января 2004 года.

Перевод: Назар Вдовин





Вашингтон. Полёты в Соединённые Штаты из Франции, Мексики и Лондона отменены. Вооружённая охрана поставлена на остальные самолёты,
следующие в Америку. Граждане западных государств предупреждены избегать Саудовской Аравии, в то время как взрываются синагоги в
Турции и Франции.
Пакет, оставленный на ступеньках Музея искусств Метрополитен, вынуждает эвакуацию 5000 посетителей музея (в пакете оказывается
плюшевый снеговик). Национальные гвардейцы выставлены на ключевых мостах и в тоннелях.



С Новым Годом.



То, что мы видим, объясняет почему 11 сентября стало Третьей Мировой войной - третьим в последние 100 лет большим тоталитарным
вызовом открытым обществам. Как сказал мне однажды политический обозреватель- ветеран по Ближнему Востоку, Абдулла Шлейфер, -
Вторая Мировая война состояла в том, что нацисты, используя двигатель Германии, пытались установить правление совершенной расы,
арийской расы. Холодная война состояла в том, что марксисты, используя двигатель Советского Союза, пытались установить правление
совершенного класса, класса рабочих. А 11 сентября состояло в том, что религиозные тоталитаристы-исламисты, используя
взрывников-смертников, пытались установить правление совершенной религии, политического ислама.
Но хорошо, скажете Вы, как можно сравнивать Советский Союз с его тысячами ядерных боеголовок и Ал Кейду? А вот как . Не смотря на
опасность, которую представлял собой Советский Союз, его всегда можно было сдерживать укреплённым валом и своим собственным ядерным
оружием. Потому, что в конце концов Советы любили жизнь больше, чем ненавидели нас. Несмотря на наши разногласия, мы согласились
относительно определённых краеугольных законов цивилизации.
В случае исламистских экстремистских групп, мы имеем дело с людьми, которые нас ненавидят больше, чем любят свою собственную жизнь.
Если вы имеете большое количество людей, готовых совершить самоубийство, и согласны сделать это, становясь человеческими бомбами,
используя для этого обычные орудия повседневной жизни - самолёт, автомобиль, дистанционный открыватель дверей гаража, целлофан,
удобрение, теннисные тапочки -вы имеете дело с оружием, которое невозможно сдерживать, обнаружить и истребить.
Это представляет собой намного более серьёзную опасность, чем Советская Красная армия, потому что эти живые бомбы атакуют наиболее
существенный элемент открытого общества - доверие.
Доверие встроено в каждый аспект, каждое здание и каждое взаимодействие в нашем всё более взаимосвязанном мире. Мы верим, что когда
садимся в самолёт, наш сосед не взорвёт свои ботинки. Без доверия нет открытого общества, потому что не хватит полицейских, чтобы
охранять каждый проход открытого общества.
Именно поэтому, исламистские экстремисты-смертники имеют возможность разъесть наш образ жизни. Потому, что есть только один способ
сдержать врага-самоубийцу, готового использовать предметы повседневной жизни, чтобы нас убить, - это постепенное урезание доверия.
Мы начинаем с раздевания авиапассажиров, потом мы проверяем отпечатки пальцев у всех, кто приезжает в страну, а закончим мы
упразднением драгоценных для нас гражданских свобод.
Так что же делать? Есть три вещи, которые мы можем:
1) Улучшить нашу разведку для сдерживания и поимки террористов до того, как они начнут действовать.
2) Научиться жить с большей долей риска, в то же время поддерживая наше открытое общество.
3) И главное, - найти способы заставить те сообщества, из которых эти исламисты прибывают, самим их сдерживать. Только они
по-настоящему знают своих, и только они могут действительно обуздать своих экстремистов.

Как выразился мой друг, Дов Сейдман, чья компания, LRN, учит глобальные корпорации этике: "Холодная война закончилась так как она
закончилась потому, что на каком-то краеугольном уровне мы и Советы "согласились о том, что является постыдным"". И стыд, в большей
степени, чем законы или полиция, это тот способ, посредством которого деревня, общество или культура выражают своё одобрение или
неодобрение, и также накладывают ограничители.Но сегодня, увы, нет краеугольного согласия о том, что есть постыдным, что лежит за
границами цивилизованного мира. В отличие от Советского Союза, исламистские террористы не являются государством, субъектом обычных
способов сдерживания или международных правил, и не человеческими существами, имеющими страх смерти. И общества, их породившие,
очень часто не заклеймили их поступки как "постыдные". В чрезмерно многом количестве случаев, их духовные вожди обеспечили им
религиозное прикрытие, а их местные благотворительные организации обеспечили им деньги. Поэтому акты убийц-смертников и
распространяются.
Мы сами, в одиночку, не можем изменить другие общества и культуры. Но мы также не можем бездействовать перед лицом возрастающей
угрозы. Что мы можем делать, так это стать партнёрами с умеренными силами внутри этих обществ для того, чтобы помочь им в войне
идей. Потому, что в конце концов это борьба внутри арабского мусульманского мира, и мы, американцы, должны там помочь нашим
союзникам, так же как мы это сделали в Первой и Второй Мировых войнах.



Перевод Назара Вдовина.
===========