От Александр Ответить на сообщение
К Durga Ответить по почте
Дата 04.01.2004 20:54:49 Найти в дереве
Рубрики Байки; Тексты; Версия для печати

Хорошее наблюдение

Подсыплю еще соображений.

1. Диссонанса в СССР было много. Андропов говорил что "мы не знаем общества в котором живем". А значит слова хронически расходились с делами и не вызвать диссонанса в массовом масштабе это не могло. Надо было либо глушить это дело, либо отказываться от марксизма, либо от русской культуры. Целью перестройщиков был отказ от русской культуры, в чем они давно признались. Народ же себе сознательной целью отказ от официальных западных идеологий не ставил. Иначе еще не известно чем бы изъятие алкоголя кончилось для изымателей.

2. Антиалкогольная компания была поставлена таким образом что выходило что алкоголь - опасность для государства и прежде всего для экономики. В русской культуре этот домен всегда был делом государевым. То есть проблема из знакомого семейно-соседсткого контекста где человек чувствовал себя хозяином компетентным разобраться, и в праве решатьчто делать с пьяницей, в домен где проклятья в его адрес становилось "патриотическим долгом". Необходимостью "коллективного спасения".

3. Заявляемый авторами кампании вред алкоголя для экономики подкреплял отношение к ближнему как к "человеческому материалу", характерное для марксизма в частности и западных идеологий вообще, и разрушал характерное для русской культуры отношение к человеку прежде всего как к личности. Русская культура не принимала и не принимает отношения к рабочей силе как к товару, но такое отношение насаждалось "научным" коммунизмом и получило мощное подкрепление-выражение в антиалкогольной кампании. Пьяница - плохой товар.

4. Раз пьяница-плохой товар то и русский народ, для которого пьянство является (если верить авторам антиалкогольной компании) чуть не главной экономической проблемой тоже плохой народ. Ну а раз есть плохой народ то где-то должен быть и хороший. И разумеется он находится в "передовых странах".

Разумеется все эти пронесенные контрабандой тезисы - ложь. Для экономики гибельным был именно отказ от производства алкоголя. Примат экономики над политикой (преодоление пьянства как экономическая проблема с необходимостью вызывающая политические меры вплоть до безработицы и приватизации) был привнесен контрабандой методами именно политической кампании. Замену традиционного отношения к человеку рыночным тоже протолкнули через традиционное ответственное отношение к государству. Предательство своего народа протащили через патриотизм.