|
От
|
Микола З.
|
|
К
|
Durga
|
|
Дата
|
10.01.2004 16:03:39
|
|
Рубрики
|
Байки; Тексты;
|
|
Все у нас так... диалектика - "не по Гегелю", психология - по жизни...Чьей?
День!
>Захотим жить - придется изучать психологию, как "диалектику не по Гегелю".
Знаете, далеко не все так ново под луной, рано как не все противоречия между старыми представлениями и новым знанием далеко не всегда вызывают когнитивный диссонанс, т.е. связаны с внутренним психическим конфликтом, вызывающим дискомфорт и потребность в его преодолении. Как и то, что является диссонансом для одних, другими вообще не воспринимается как конфликт или какое-то внутреннее беспокойство. Существуют, как известно, индивидуальные отличия, начиная с развития личности, особенностей проявления ее психических свойств и состояний - будь-то интеллекта, темперамента, характера и проч.различий, так и процессы, лежащие в основе этих психических свойств и состояний и не исчерпывающиеся объяснениями, взятыми из репертуара психологии личности. Существуют еще и массовые психические реакции и явления, накладывающие на это душевное состояние (равновесия-неравновесия) индивида не только свой "узор", но открывающие на это все свои горизонты видения. Например, в сфере общественно-политической. Особенности массовых социально-психологических явлений, например, динамику электоральных предпочтений ведущих политических деятелей и партий, и которые, как известно, меняются очень часто и быстро под влиянием текущей политической конъюнктуры, разве можно равзложить на совокупность когнитнивных диссонансов? Причему у одних людей это не входит в какое-либо противоречие с их представлением о них (деятелях и партиях), а другие изменили свое мнение без какого-либо внутреннего конфликта и дискомфорта, иначе рейтинги не менялись бы так легко и быстро, не повышались бы вновь после резкого снижения?
Вообще-то роль самосознания и в целом внутреннего мира человека, включая возникновение и преодоление того же внутреннего когнитивного диссонанса невозможно понять в рамках какой-то одной, когнитивистской или не-когнитивистской психологической доктрины –из подхода к человеку лишь как к отдельно взятому индивиду, исходя из структуры самих знаний, или степени их взаимной согласованности и противоречивости. Для такого объяснения необходим ансамбль базисных концептов, задающих совершенно иной горизонт видения, будь-то сознание, его состояния, сама личность, и представляющий последнюю во всей целостности ее взаимоотношений с миром, с ее социальной природой.
Конечно же, для самой личности, ее когнитивные свойства, лтичные устремления, индивидуальные влечения, потребности и мотивы, равно как и выражающие их эмоциональные переживания, более важные моменты, чем, скажем, социальные детерминанты, но когнитивный диссонанс не может быть выведен из индивида в отрыве от "социального диссонанса". Человек понимающий, чувствующий, переживающий, а после действующий здесь оказывается как бы первичнее человека социального, а для теории значит - живого.
И все же такой подход, несмотря на его "вывихнутость", является не только одним из возможных приближений к пониманию человека, а значит большее чем прекраснодушные разговоры о манипуляции и ИМХО может быть включен в качестве необходимого раздела изучения психологии. Однако без проникновения в другие, более глубинные пласты и без их включения -нельзя до конца понять и суть всех обозначенных Вами психологических переживаний, это целиком относится и к социальной психике.
Вот...Засим