Закончился первый год "активной фазы" пенсионной реформы - время подводить промежуточные итоги. К сожалению, не очень большое
количество людей приняло решение о переводе накопительной части своей трудовой пенсии в негосударственные компании. Однако в
наступившем году возможности негосударственных структур по работе с пенсионными накоплениями граждан значительно расширятся - и
тенденция переменится в их пользу.
Лихорадочная активность, которую продемонстрировали управляющие компании в конце 2003 года, была вызвана тем обстоятельством, что
государственные органы в силу ряда обстоятельств сильно затянули "свою" часть действий в рамках реформы пенсионной системы.
Управляющие компании оказались в цейтноте и решали свои задачи в пожарном порядке.
Вы помните историю, когда одна из компаний попыталась "высунуться" чуть-чуть раньше и едва не поплатилась за это, потому что МАП
предъявило к ним очень серьезные претензии. Поэтому говорить о полноценной активности управляющих компаний по информированию граждан
о пенсионной реформе можно с большой натяжкой. Всем хорошо известно, что большая часть нашего населения - в силу известных
обстоятельств - в финансовых вопросах консервативна и недоверчива. Поэтому управляющие всего за три месяца информационной работы
вряд ли могли добиться большего.
Однако граждане остались в неведении относительно реформы не только из-за управляющих компаний. Государство также не выполнило
взятые на себя обязательства по информированию населения. Пенсионному фонду России сначала понадобилось очень много времени, чтобы
решить, кто и каким образом будет информировать граждан о реформе, сколько средств для этого понадобится, хватит этих средств или
нет. И в результате даже выделенные средства не были израсходованы, и в течение 2003 года граждане во всем разбирались
самостоятельно.
Однако в 2003 году завершилась только "первая фаза" реформы, в 2004-м начинается вторая, поэтому у нас нет причин для пессимизма.
Во-первых, именно с этого года к реформе подключаются негосударственные пенсионные фонды, и у граждан появляется реальный выбор:
кому поручить копить, вкладывать и выплачивать пенсию - государству или бизнесу.
И здесь на первый план выходит фактор доверия. Если человек уже является клиентом негосударственного пенсионного фонда - а таких в
нашей стране уже более 5 миллионов, - то мы можем говорить о том, что человек все-таки доверяет негосударственным институтам. А
значит, он скорее всего выберет негосударственный пенсионный фонд и управляющую компанию для работы со своей пенсией.
Если в этом году государственные органы успеют в запланированные сроки принять все необходимые документы, позволяющие
негосударственным пенсионным фондам участвовать в обязательном пенсионном страховании, и будет возможность заблаговременно
развернуть информационную кампанию, тогда можно рассчитывать на 5-7% граждан, которые выберут негосударственную пенсионную систему.
А со временем - года через два - мы столкнемся с той же ситуацией, что и Казахстан, где тоже очень тяжело давались первые шаги, а
сегодня в государственном пенсионном фонде осталось меньше трети граждан.
Боятся здесь нечего: так живет весь мир.
Сергей ЭРЛИК, руководитель департамента развития корпоративных программ негосударственного пенсионного фонда "ЛУКОЙЛ-Гарант"