Эльдар Рязанов написал книгу "Неподведённые итоги". Для тех, кто не знает: Эльдар Рязанов это такой кинорежиссёр, он ставит фильмы
и, как явствует из книги, весьма преуспел в этом занятии. Даже я, оказывается, однажды смотрел рязановский фильм -- "Гусарскую
балладу". Впрочем, это было очень давно, так что могу утверждать, что книга написана незнакомым мне человеком и повествует о делах
неведомых.
Не возьмусь судить, как воспримет эту книгу киноман, у которого каждое слово мемуариста вызывает лавину собственных воспоминаний о
посмотренных фильмах и любимых актёрах. Я читал книгу просто как книгу, меня не ослеплял блеск незнакомых имён и названий. Я мог
вглядываться и остранённо размышлять, о чём же повествует автор...
Сначала читаешь книгу с доброжелательным интересом, сопереживая автору, радуясь его удачам, огорчаясь бедам. Потом вдруг вскипает
раздражение. Ах он бедненький! Министр на него, видите ли, не так посмотрел! Что-то снять не позволили, что-то несправедливо
отругали, а один фильм так и вовсе пожизненно на полку упрятали... Зато сколько позволили -- другим и сотой доли того не
разрешалось. А уж награды господина Рязанова, небось, и на самосвале не перевозить. Знаем мы таких мемуаристов -- сначала жил в своё
удовольствие, а ныне занимается модным политическим кокетством.
Однако, продолжаешь читать, глаз, не ослеплённый огнями кинорампы, различает всё новые подробности, и, наконец, безо всякого нажима
со стороны режиссёра, осознаёшь простую истину: Неважно, сколь высоко сидит хам, оскорбляющий тебя, хамство дворника более
извинительно чем хамство министра. Неважно, сколько тебе разрешили -- шлагбаум, поставленный самодуром, перекрывает дорогу любому,
как бы далеко он ни ушёл. И целый вагон орденов не сможет утешить человека, чей труд был походя выброшен на свалку. Если, конечно,
это настоящий труд и настоящий человек.
Целые главы автор посвятил киноактёрам, которых ему довелось снимать. Тема благодатная, заранее обречённая на успех. Достаточно
сказать: "Людмила Гурченко" -- и сердце почитателя радостно замрёт. А как быть тому, кто Людмилы Гурченко в глаза не видал? В ответ
проще всего отрезать: "Значит, эта книга не для тебя! Нечего тут с кувшинным рылом в калашный ряд". Однако, спасибо Эльдару
Рязанову, он не прогнал меня из числа читателей. Ведь так просто было ограничиться перечислением и восклицательными знаками, число
коих прямо пропорционально популярности артиста. Режиссёр Рязанов этого не сделал, поскольку любит не только свои персонажи, но и
живых людей, эти персонажи воплотившие. Он умеет рассказать о своей любви не только с помощью киноплёнки, но и на бумаге. Таким
образом, книга становится не дополнением к фильмам, а дополнением к жизни, и, значит, интересна сама по себе.
В заключение хочется высказать критическое замечание. Сюжетно книга "Неподведённые итоги" незавершена, повествование обрывается едва
не на полуслове, автор не пожелал подводить итогов, в отличие от одного из своих героев, который говорит: "...меня уважали,
похоронили с почестями". Похоже, автор и в будущем не собирается ничего подводить и совершенно не заинтересован в посмертных
почестях. И это хорошо.