С момента свержения режима Саддама Хусейна многие наблюдатели высказывали предположение, что у власти в Ираке могут оказаться
радикально настроенные исламские лидеры. В первую очередь имелись в виду, конечно, шииты, коих большинство в Ираке. Руководители
шиитских организаций, в общем-то, никогда не скрывали своих симпатий к Ирану, в связи с чем высказывались предположения, что Ирак
может пойти по иранскому пути. Похоже, эти прогнозы начинают сбываться.
Временный управляющий совет Ирака принял решение об обязательном использовании законов шариата в гражданских судах. РИА <Новости>,
ссылаясь на иракскую газету <Ас-Сабах>, отмечают, что отныне все процессуально-правовые вопросы в судебных инстанциях страны,
связанные с заключением и расторжением брака, регулированием семейных и родственных отношений, наследованием, разделом и передачей
имущества будут осуществляться исключительно на основе мусульманского права.
Вместе с тем, газета не уточняет порядок судебного решения аналогичных вопросов в будущем для немусульман, которые составляют
примерно три процента населения Ирака.
В связи с этим стоит отметить, что подобные недосказанности могут привести к большим проблемам в будущем. Ведь шариат регулирует не
только нормы личной и религиозной жизни мусульманина, но и управление исламским государством. Существует много правил, касающихся
немусульман, которые называются "димми" (dhimmi), и к которым следует относиться как к завоеванным и порабощенным народам. Димми
считаются гражданами второго сорта и должны придерживаться ряда ограничений, направленных на то, чтобы закрепить их статус. Они
должны платить специальный налог, называемый "джизйа" (jizya). Следует ли из этого сделать вывод, что нечто подобное будет
происходить и в Ираке?
Можно возразить, что неукоснительное соблюдение норм шариата в настоящее время невозможно. Ни в одной мусульманской стране мира не
руководствуются полным сводом законов шариата. Даже в Саудовской Аравии и Иране нормы шариата действуют лишь частично (хотя за
вероотступничество в этих странах полагается смертная казнь - в полном соответствии нормам традиционного права).
Тем не менее, Ирак готов сделать первый шаг к созданию исламского государства. Собственно говоря, в этом нет ничего плохого и в
каком государстве жить иракцам - решать им самим. Но возникает вопрос: как нормы шариата будут сочетаться с намерением Вашингтона
сделать из Ирака <свободную и демократическую страну>? Следует полагать, что мы станем свидетелями интересного эксперимента -
гибрида демократии западного образца и шариатского судопроизводства: