Наряду с ракетами и балетом бесспорным достижением СССР надо признать
систему популяризации реальных знаний. Всесоюзным учителем биологии на
экране (еще черно-белом) стал Александр Згуриди, основатель (1968) и первый
ведущий передачи <В мире животных> - между прочим, народный артист СССР,
Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Госпремий. Перечисляю не
чинопочитания ради, а чтобы наглядно продемонстрировать, как ценились фильмы
о живой природе.
Система рухнула, научно-популярные журналы превратились в самиздат, в
<Останкино> делили останки, то есть вывески, на жаргоне мальчиков-мажоров -
<брэнды>, унаследованные от <тоталитарного режима>. Вместо живой природы под
<брэндами> замельтешили выставки дорогих собак. Злоязычный Никита
Богословский комментировал: <Излишнее количество людей заслоняет обезьян>.
Но процесс не пошел.
На помощь советским коллегам (и всему населению <бывшей> страны) подоспел
командор Кусто. Его 106-серийная <Одиссея> кпитана Кусто при первом показе
(ноябрь 1992 г. - декабрь 1994 г.) уступала по популярности только 9-часовым
новостям на 1-м канале, самым наглым образом опровергая выводы господ
<культурологов> о том, что предпочитают <народные массы>. Между тем Жак-Ив
Кусто - не только океанолог, изобретатель и кинорежиссер (главная премия МКФ
в Канне), но и философ. Я бы сказал, что как философ он интереснее тех, кого
нам в 90-е годы <дали в Вольтеры> (перечень см. в компьютерном учебнике,
рекомендованном Минобразом - http://ps.1september.ru/article.php?ID=200306621). Почему? Потому что его
мировоззрение основано не на умозрительных абстракциях, а на научном знании
и предлагаемый им путь деятельной любви ко всему живому ведет не в прошлое,
а в будущее.
<Если жизни не мешать, она не угаснет: Мы - старшие братья в семье природы:
Человеческое существо едино с землей, с крокодилом, с солнцем, деревом и
водой:>
Далеко не все серии <Одиссеи> связаны с биологией. Порой судьба заносила
<Калипсо> в самые что ни есть гуманитарные сферы, и суждения командора о
политике (например о революционной Кубе) и об экономике (<человек ищет
золото, которое дало бы ему свободу, но сам остается его рабом:>) звучали
как крамола. Почему же <Одиссею> выдавали в эфир (несколько раз подряд!)
люди, по убеждениям очень далекие от создателей фильма? Во-первых,
подействовала громадная популярность Кусто - живой легенды экологического
движения на Западе, включая США, а мнение Дяди Сэма тогда принималось к
исполнению как постановление ЦК. Во-вторых, передачу с самого начала
приписали к номинации <про животных для детей>, так что начальству тем более
не было резона слишком уж внимательно вслушиваться в то, о чем непоседливый
француз беседует с полинезийскими рыбаками.
А своих коллег на сухопутных просторах СНГ командор Кусто вылечил от
неврастении - от мучительных размышлений на тему: <Может, мы отстали от
жизни? Может, новым поколениям и не нужно никакой науки?>
Специально для тех, кто склонен противопоставлять <тлетворное влияние
Запада> и некую особую <духовность>, присущую нашей стране, подчеркиваю: в
данном случае спасителями нашей духовности (т.е. высокой культуры) выступили
французы из команды Кусто и англичане с Би-би-си, которые поставляли (и
продолжают поставлять) в Россию роскошные документальные фильмы.
В середине 90-х годов на книжном рынке наблюдался резкий разрыв между
литературой для детей и для взрослых: <У иностранца, прогуливающегося вдоль
книжных прилавков, может возникнуть впечатление, что Россию населяют два
разных народа, причем младший значительно культурнее>. Все, что
соприкасается с детьми и подростками, обычно отмечено особым - ответственным
и охранительным - консерватизмом, этот консерватизм будут еще долго
взламывать - журналом <Молоток>, учебными пособиями <нового поколения> etc,
но в судьбе телепередач о живой природе то, что их охотно смотрят дети,
сыграло свою положительную роль. Хотя, по существу, детской передачей
является только <В мире животных>.
То, что облагораживает наш воскресный <ящик> - <В мире животных>, <Живая
природа>, <Диалоги о животных> - представляет реликтовое осмысленное
телевещание. К многомиллионной аудитории здесь обращаются не Венедиктов с
Дугиным, а специалисты, которым есть что сказать. Дарвина не уравновешивают
<креационизмом>. Рассказ о последних открытиях в палеонтологии не прерывают
телефонными звонками городских сумасшедших: <А правда, что в вымирании
динозавров виновата израильская разведка?>
Собственно, это и есть нормальное телевидение, такое, какое должно быть.
Но не стоит питать иллюзий по поводу выживания просветителей в среде, для
которой само слово <просвещение> стало ругательным. На биологических
программах лежит печать бедности и начальственного равнодушия. Наши
специалисты попали в безнадежную зависимость от гуманитарной помощи - от
фильмов, которые по дешевке или просто по дружбе предоставляют иностранцы
(низкий им за это поклон). А у останкинского начальства на оригинальные
съемки нет денег. Все потратили на <Фабрику звезд>.
В результате наш живой классик Николай Дроздов в <Живой природе> на 1-м
канале - просто комментатор фильмов Би-би-си: <Англоязычные я дублирую на
слух, через наушники, и не просто перевожу, а добавляю собственные
комментарии. Увидел на экране птицу - тут же определил ее вид и рассказал о
повадках>.
На 2-м канале <Диалоги о животных> чуть не потеряли ноу-хау. Диалог -
античная форма исследования, и программа Ивана Затевахина замечательна
именно тем, как ученые у нас на глазах решали задачи, поставленные перед
homo sapiens его мохнатыми и чешуйчатыми родственниками. И эволюцией в
картинках: так из сухопутных предков естественный отбор формировал кита, а
так из обезьяноподобного древолаза - тот <венец творения>, который на
<Фабрике звезд> пытаются вернуть к исходным формам. Сами же <Диалоги:> порою
превращались в африканское сафари. Львы и леопарды - хищники интересные, но
столь же захватывающей может быть, например, охота хорька на пасюка (см.
<Дикий мир> на НТВ). Затевахин не хуже меня понимает пользу разнообразия, но
показывает то, что удалось добыть. И тогда, когда удалось показать. Именно
<братьев меньших> начальство с легкостью необыкновенной двигает в сетке
вещания туда-сюда, сокращает или просто снимает с эфира, а в будни не желает
повторять. Больше всего повезло Н.Н. Дроздову с традиционным <В мире
животных> - воскресенье, 9 утра (привет от сказки <Волшебный портрет>,
обнаруженной Александром Висловым на том же 1-м канале в 6. 10 (ЛГ, < 39).
Но и в утреннюю передачу не забыли напихать под завязку бред про прокладки,
американский лимонад и псевдошоколадные конфеты.
Пытаясь вырваться из порочного круга, НТВ анонсировало <52-серийный
документальный сериал <Дикий мир>, бросающий творческий вызов лучшим
сериалам о живой природе знаменитых мировых компаний, таких, как Би-би-си.
Творческая группа, возглавляемая репортером, тележурналистом, зоологом по
образованию Тимофеем Баженовым, сняла много такого, чего раньше никогда не
попадалось в видоискатели даже лучшим натуралистам>
( http://www.teleseven.ru/tv_casts/tv_casts.php?publication=942). Некоторые
эпизоды (как вышеупомянутый хорек) - действительно уникальные, но по
бедности в кадре слишком много людей, раздражавших телезрителя
Богословского, и необязательных разговоров между ними. А BBC Wild - это
дорогущие комбинированные съемки: натура + компьютерная анимация + еще
загримированные артисты. НТВ разумнее было бы <бросать вызов> не англичанам,
а французам. Кусто в <Одиссее> общался с людьми (коллегами или аборигенами)
не менее охотно и заинтересованно, чем с акулами и осьминогами. Но то, что у
него философия, у нас обернулось типовым журнализмом с характерной лексикой:
не просто зоологи, а <анималисты-экстремалы>, не просто хищники, а
<прирожденные людоеды> и пр., что, видимо, должно привлекать толпы зрителей,
хотя рекламная агитация набила оскомину и внимание скорее привлечет
что-нибудь поспокойнее.
Но так или иначе биологические программы (со всеми их недостатками) остаются
редким оазисом жизни среди дебильных <стрелялок> и <прелой политики>. <Если
жизни не мешать, она не угаснет:>