Кинорежиссер Василий Пичул представил публике в этом году две документальные
ленты. Первую, посвященную жизни и смерти Иосифа Сталина, мы увидели в
марте, в день его смерти; вторую "Неизвестный Берия. Полвека после
расстрела" - в минувшие вторник и среду. Со дня кончины тирана минуло 50
лет.
Лицо у Лаврентия Павловича всегда было неприятным, можно сказать,
отталкивающим - вертикальная щеточка усов, много щек, вечно бликующее
пенсне. Но женщинам он нравился, как свидетельствует в фильме внук
начальника охраны самого Берии. И был он к ним добр, опять же если верить
тому же внуку. И если его послушать, то не сразу поймешь, кто кем
пользовался - он ими или они им. Одной помог квартиру в Москве получить,
другой поспособствовал вставить зубы матери. Она просила, чтоб золотые, но
он распорядился: стальные - они прочнее и дешевле. А рассказы о том, что он
кого-то насиловал и убивал, что по Москве ездил черный автомобиль и подбирал
для главного чекиста хорошеньких девушек, - такая же чепуха, как и то, что
он был японским шпионом и агентом какой-либо еще иностранной разведки. И то
же самое говорит вдова известного военачальника Катукова, близко знавшая
жену Берии: изменять - изменял, но извращенцем не был.
И есть другие показания (они в фильме приведены), из которых следует, что
человек этот не был законченным злодеем и абсолютным недочеловеком.
Во-первых, жена... Она была неописуемой красавицей и любила его. И он ее
любил. Во-вторых, сын, которому он дал хорошее образование и который всю
жизнь боготворил отца. Наконец, предсмертное письмо самого Берии, где он
просит своих лучших друзей из Политбюро - Георгия, Никиту, Анастаса, Лазаря,
Вячеслава и Клима - не оставить заботой и вниманием старуху-мать, жену и
сына, показывает, что не был он уж совсем потерян для человечества. Что-то в
нем человеческое осталось и, возможно, всегда в нем теплилось. А вопрос, как
оно уживалось с бесчеловечностью, с садизмом, уже не для документального
исследования. Скорее, для художественного.
Впрочем, на него и не пытается ответить Василий Пичул, режиссер
художественного кино. Но в этой ленте у него другой интерес. Он пытается
просчитать меру личной ответственности человека, оказавшегося на вершине
власти.
В этом фильме, в отличие от того, что был снят про Сталина, даются фоном
кое-какие подробности некоторых репрессивных акций. Например, как была убита
чета советских агентов, на которых пала тень предательства. Их убивали
деревянными молотками, чтобы черепа не оказались проломленными. Трупы кинули
в яму, закидали землей. Потом по приказу того же Берии их откопали и с
почестями похоронили.
Самая впечатляющая "картинка" (она воспроизведена на экране) - казнь через
повешение дезертиров. Под виселицы подгоняется полуторка с обреченными, на
шеи накидываются петли. По команде машина дергается - и сразу человек пять
повисают с поникшими головами. И так несколько раз. А вокруг аплодирующий
народ со счастливыми лицами. Будто "Веселых ребят" смотрят.
И нельзя забыть простую русскую крестьянку, выступающую с мольбой,
обращенной к чекистам, еще кого-нибудь раскулачить, арестовать, замучить...
Вот такого уровня и масштаба расчеловечивания людей, такого душегубства
нельзя забыть, невозможно простить. Все прочие преступления по сравнению с
этим не кажутся столь уж зловещими. А уж половое усердие товарища Берии,
вышедшего в один прекрасный день из доверия, - это сущий пустяк.
...Что интересно: о Берии в фильме сказано довольно много лестных слов...
Каким он парнем был: хорошим организатором, умницей, даже либералом, яркой
личностью, атлетом, пытки отменил, кое-кого освободил и т.д. А все равно его
образ ни на йоту не просветлел, не потеплел...
Пичул на сей раз не повторил структурную ошибку, которую он допустил в
фильме о Сталине: личная жизнь - отдельно, а душегубство - за кадром, в
другой жизни.