От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 23.12.2003 22:32:02 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Охраняя расизм: нетерпимость <зеленеет> в стране и за рубежом (*+)

http://www.left.ru/2003/22/hartmann98.html

Бетси Хартманн

Охраняя расизм: нетерпимость <зеленеет> в стране и за рубежом
10 декабря 2003 года

Нетерпимость как в США, так и за рубежом, снова начинает окрашиваться в
зеленые тона - теперь вина за разрушение окружающей среды возлагается на
бедных и цветных. Внутри страны эта кривая логика рассуждает так:
иммигранты - основная причина перенаселения, а перенаселение, в свою
очередь, вызывает расползание городов, уничтожение дикой природы,
загрязнение и так далее.

За границами США обычно прибегают к мифам, которые обвиняют растущее
крестьянское пастушеское население в посягательстве на девственную природу.

В первом случае, основное политическое решение - ограничение иммиграции; во
втором - принудительная природоохрана, насильственное изгнание местных общин
из природных заповедников. И та, и другая разновидности <зеленой>
нетерпимости сводятся к пограничной охране. Делая акцент на отрицательном
влиянии роста населения, и та, и другая объявляют плодовитость бедных женщин
главным источником ущерба окружающей среде.

В США первая большая волна <позеленения> нетерпимости началась в середине
90-х годов, когда консервативные анти-иммигрантские силы начали
концентрироваться вокруг <Клуба Сьерры>, самого большой американской
экологической организации с индивидуальным членством, чтобы протолкнуть
декларацию, объявляющую <сокращение иммиграции> частью <всеобъемлющей
политики контроля народонаселения Соединенных Штатов>.

Противостоящая им коалиция защитников окружающей среды, прав иммигрантов и
репродуктивных прав, объединилась в борьбе с этой декларацией, в результате
чего она не прошла на голосовании 1998 года.

Но анти-иммиграционные силы продолжили свою деятельность. Сегодня три из
пятнадцати членов Совета директоров Клуба Сьерры - ключевые игроки
анти-иммигрантского лобби, проталкивающего новое голосование в 2005 году.
Это Бен Цукерман, профессор астрономии Калифорнийского университета, член
правления Общества природоохраны <Морской пастух> (Sea Shepherd Conservation
Society) и организатор борьбы за декларацию 1998 года; капитан Пол Ватсон,
основатель <Гринпис> и <Морского пастуха>; и Дуг Лафолет, секретарь штата
Висконсин и член правления <Друзей Земли>. Все трое - консервационисты,
охранители природы, но что конкретно собираются они сохранять?

Не нужно копать слишком глубоко, чтобы обнаружить связи между зеленым крылом
анти-иммиграционного движения и сторонниками превосходства белой расы.
Летний выпуск 2002 года журнала <Исследовательский отчет>, издаваемого
Юридическим центром бедности Юга-ЮЦБЮ (Southern Poverty Law Center),
сосредотачивается, в частности, на фигуре Джона Тантона, главного
организатора и спонсора анти-иммигрантского движения, тесно связанного со
многими расистскими группами.

Бен Цукерман описывает Тантона как <великого борца за окружающую среду>.
Озабоченный ростом анти-иммиграционных настроений в Клубе Сьерра, Марк Поток
из ЮЦБЮ направил в октябре президенту Клуба предупреждение о <попытке
враждебного переворота союзников Тантона и многих правых экстремистов>.
Сейчас одна из основных стратегий правых - организовать массовое вступление
в Клуб активистов анти-иммиграционного движения.
А тем временем за рубежом некоторые международные природоохранные
организации, в частности, "Conservation International" (CI) (см. комментарий
Азиза Худры в Znet от 16.10.2003 г.) тоже набираются нетерпимости, выступая
за сохранение природы военными методами. Насильственные природоохранные
меры, конечно, не представляют собой ничего нового. С колониальных времен
сохранение дикой природы часто предполагало вооруженное изгнание местных
жителей с их земель объездчками, набранными из рядов полиции, армии и
тюремшиков. Чтобы оправдать такое изгнание, правительственные чиновники,
природоохранные организации и их спонсоры часто рассказывают басни о
чрезмерном росте населения, уничтожающем дикую природу, маскируя тем самым
роль интересов государств и корпораций в добыче ресурсов.

Сегодня один из самых известных случаев насильственной природоохраны -
участие CI в этнических чистках Лакандонского леса в Чьяпасе, Мексика. В
интервью, данном <Хьюстон Хроникл>, директор CI по Чьяпасу обвинил в
уничтожении лесов перенаселенность: <Очевидно, что главная проблема -
перенаселенность. У детей фермеров нет земли. Они не могут все быть
крестьянами>.

С помощью Агентства США по международному развитию (USAID), CI и Всемирного
фонда дикой природы природоохранная кампания в регионе сосредоточилась на
выявлении неузаконенных поселений - нередко это поселки сапатистов - которые
затем насильственно ликвидируются мексиканской армией. Эти действия
сопровождаются агрессивной правительственной кампанией по стерилизации
женщин-индианок. Тесные связи CI с <биокорпорациями> вызывают вопрос: для
кого же конкретно сохраняется этот лес?
Все чаще международные природоохранные организации типа CI участвуют в так
называемых <совместных проектах по населению и окружающей среде>,
предполагающих взаимодействие между общественными организациями,
специализирующихся на экологии и на планировании семьи. Несмотря на
провозглашаемые заботу о местных сообществах, ориентацию на выявление их
собственных интересов в области здоровья и окружающей среды, главный
приоритет многих таких проектов - сократить рост населения путем увеличение
применения контрацептивов. В идеологической сфере подобные проекты
подкрепляют миф, согласно которому рост населения и занятия местных жителей
сами по себе приводят к разрушению окружающей среды.

Совместные проекты по населению и окружающей среде часто пользуются
системами мониторинга населения не только для регистрации рождений, но и для
отслеживания миграции. Такое отслеживание в принципе может быть использовано
в военных и разведывательных целях, особенно в районах политических
конфликтов. Предлагаемая Всемирным фондом дикой природы система мониторинга
для Калакмулского биосферного заповедника в Мексике, где в последние годы
осели многие беженцы из Чьяпаса, предполагает для отслеживания миграции
отбор семей-информаторов в <пограничных> сообществах. Вербовка семей в
информаторы заставляет задуматься о последствиях и намерениях такого
мониторинга.

Насильственная охрана природы действительно предлагает серьезное подспорье
для военных, все дальше вторгающихся в человеческую жизнь. Например,
Министерство обороны США сейчас внедряет в Африке 15 проектов по
биологическому разнообразию и сохранению живой природы. В Малави, например,
оно содействует вооружению охранников национального парка полуавтоматическим
оружием. В Центральной Америке Министерство обороны и Южное командование
работают над вовлечением национальных армий в проект Мезоамериканского
биологического коридора, а на Филиппинах экологическая помощь США является
частью текущих антитеррористических мероприятий. Тем временем в самих
Соединенных Штатах Министерство обороны провозглашает себя хранителем
биологического разнообразия, поскольку оно распоряжается огромными кусками
земли, используемыми для военных испытаний и учений. <Биоразнообразие
помогает нам достичь военной готовности в гармонии с природой>, - заявила
Шерри В. Гудман, официальная представительница Министерства обороны по
защите окружающей среды.

<Позеленение> нетерпимости смогло укорениться в американском экологическом
движении, потому что последнее базируется на широко известных и разделяемых
утверждениях о связи между населением, сохранением природы и окружающей
среды. Это мифы о человеке, противостоящем природе, об этике <диких земель>,
рассказы о деградации и истощении.
Человек против природы: Поскольку американцы живут в жадном и узко мыслящем
капиталистическом обществе, многие считают, что человек как таковой плохо
действует на окружающую среду. Немногие люди знают о методах, которыми
вмешательство человека может изменить окружающую среду в лучшую сторону и
даже увеличить биоразнообразие. Существует, например, огромная разница между
зерновой фермой на Среднем Западе, принадлежащей корпорации и массивно
применяющей пестициды, и наделом мексиканского крестьянина, на котором со
временем появляются все новые разновидности семян, а другие виды растений и
животных могут процветать в незагрязненной среде.

Точно так же есть огромная разница между городом со строгим разделением зон,
регулированием воздействия на окружающую среду и тщательно разработанной
системой общественного транспорта и городом, в котором исключительное право
бизнеса и нерегулируемый рынок недвижимости формируют окружающую среду и
провоцируют дальнейшее увеличение застройки. Политические и технологические
решения, а вовсе не уровень иммиграции, отличают экологически здоровый город
от больного.
Миф <человек против природы> коренится в сомнительной традиции
природоохранной биологии, которая не делает разницы между поведением
человеческой популяции и поведением экспоненциально растущих водяных
сорняков или бактерий в чашке Петри. В США главные защитники природы типа
Пола Эрлиха, прославившегося идей демографической бомбы, и Гаррета Хардина,
ратующего за что, чтобы выкинуть всех бедных за борт, вышли из этой
традиции. А она не только игнорирует способность людей рационально мыслить и
действовать, но и пренебрегает историей, политикой, экономикой и
демографией.

Это особенно коварная идеологическая ловушка, поскольку она ведет к
признанию войн и болезней типа СПИДа естественными ограничителями роста
человеческой популяции. Интернет-сайт анти-иммигрантской группы <Поддержите
всестороннюю популяционную политику Клуба Сьерры> (Support a Comprehensive
Sierra Club Population Policy") содержит сейчас две истории о <Моих
соседях-бактериях> и <Притчу о водяной лилии>. Остальное домыслите сами.

Этика <диких земель>: Вильям Кронин описал особенное место, которое идея
дикой природы занимает в американской душе как романтическая, возвышенная,
квази-религиозная сила, как источник ностальгии по Дикому Западу. Способы,
которыми земли становятся <дикими>, приносят в результате множество проблем.
Антиисторический миф о диких землях как <девственной> территории заслоняет
систематическую вынужденную миграцию и геноцид исконных обитателей Америки.

Люди, считающие природой только далекие дикие леса, уклоняются от
ответственности за защиту окружающей среды рядом с их собственным домом. Миф
<дикости> приводит к сужению географического кругозора, заслоняет от
американцев сложные способы, которыми люди связаны с землей в других странах
и культурах. Критика этики <диких земель> не означает осуждения национальных
парков и мероприятий по охране природы - она только призывает использовать
справедливые и демократические процессы на пользу местных сообществ,
следить, чтобы они не были изгнаны со своих земель и лишены средств к
существованию.

Миф о деградации: Это идея, согласно которой бедность, вызываемая ростом
населения, заставляет крестьян Третьего Мира разрушать окружающую среду,
разрабатывая все новые и новые земли. Вызываемое этим истощение почвы и
опустынивание заставляют их затем мигрировать в другие места в качестве
<экологических беженцев>: или в уязвимые сельские районы, где порочный круг
снова повторяется, или в города, где бывшие крестьяне становятся главными
источниками политической нестабильности.

Миф о деградации оказался особенно популярным в западных политических
кругах, поскольку он позволяет одним махом добиться сразу нескольких целей:
он полагает причиной нищеты давление численности людей, а не, например,
отсутствие земельных реформ или возможностей для работы помимо фермы; в
деградации почвы оказываются виноваты крестьяне, а не коммерческие
сельскохозяйственные и шахтные фирмы; он расценивает миграцию как угрозу и
природе, и безопасности. Это способ смешать всех крестьян Глобального Юга в
одну большую разрушительную силу, которая подтвердит упрощенные дихотомии
<Мы против них> и <Запад против всех остальных>.

И наконец последний по счету, но не по важности, миф о конце ресурсов -
распространенное в США верование, согласно которому ресурсы Земли
заканчиваются и человеческая популяция близка к превышению емкости планеты.
Существует определенная ирония в том, что страна с самыми расточительным
уровнем и потерь, и потребления больше всего озабочена пределами планетарных
ресурсов (и наименее склонна как-то решать этот вопрос).
Эндрю Росс провел параллель между страхами по поводу истощения природных
ресурсов и дефицитом расходов на социальные нужды, порождаемом режимом
конкурентного капитализма. В общественном сознании установленные границы
роста социальных расходов переплетаются с идеей пределов ресурсов природы.
Из картины, естественно, выпадает роль богатых, пожирающих со все более
возрастающей скоростью как экономические, так и природные ресурсы,
подрывающих эффективную охрану окружающей среды и отказывающихся вкладывать
деньги в новые, экологически чистые, источники энергии.
Бросить вызов всем этим мифам нелегко, но это нужно делать, если мы хотим
противостоять экологической нетерпимости и сохранению расизма.

Бетси Хартманн - директор программы по населению и развитию в Хемпширском
колледже; член руководящего органа Комитета по проблемам женщин, населения и
окружающей среды. Она автор книги <Репродуктивные права и бесправие> и
романа <Правда об огне>.

Перевод Юрия Жиловца

Оригинал опубликован на

http://www.zmag.org/sustainers/content/2003-12/10hartmann.cfm