От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 22.12.2003 22:20:40 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

С иностранцев драть больше? А Вы что скажете? (*+)

http://gazeta.ru/comments/2003/12/a_74343.shtml

Боярыня Морозова как интердевочка
Текст: Николай Климонотвич. Фото: Третьяковская галерея


Российский двойной счет - один к себе, другой к иностранцам - стал носить
уже не сакральный, а сугубо хозяйственный характер.

Что ж удивительного: в России издавна относились к иностранцам по двойному
стандарту - то заискивая, то со смутным страхом, а подчас и с нескрываемыми
презрением и ненавистью - всегда как к другим, непохожим, чужакам. Немцы
задолго до первой мировой войны были "немчура", французы - "лягушатники", об
американцах и говорить нечего - потомки пиратов и разбойников. И даже дьявол
у Булгакова, "консультант с копытом", был, разумеется, иностранцем.
По совести сказать, неприязнь к чужим и ксенофобия свойственны отнюдь не
только нам, русским. Стойкие предрассудки по поводу даже ближних соседей,
пусть подчас и окрашенные юмором, свидетельствуют о том, что ксенофобия -
порок самый распространенный. Но, кажется, ни у одного более или менее
цивилизованного народа она не принимала столь явственный характер
демонизации чужих - ну разве что у каннибалов. Причем эта черта проявилась в
наиболее выраженном виде в нашей близкой истории, прежде всего, в советский
период.
Скажем, сталинское искусство не просто демонизировало все иностранное, в нем
существовала целая иерархия демонов с Запада - от мелких чертей, как в
фильме "Цирк", до того же Воланда.
Это объясняется своего рода советской космогонией: страна света и добра
окружена сонмом нечисти, всегда готовой совратить "нашего человека",
смутить, сбить с пути и погубить в конечном итоге. Эта оппозиция "советский
рай - иностранный ад" осталась и при Хрущеве, достаточно вспомнить фильмы
пятидесятых, исполненных почти мистическим страхом перед невероятно
расплодившимися иностранными шпионами. Впрочем, уже тогда в народе
распевались иронические песенки про "достать секретного завода план".
При Брежневе ксенофобия держалась, но приняла малоубедительные формы
всяческих партийных инструктажей, предупреждающих советского туриста ли,
артиста ли, выезжающего за рубеж, о всевозможных непременных провокациях. Но
эта тема уже профанировалась и стала хороша для анекдотов, песенок Высоцкого
и фильма Гайдая "Бриллиантовая рука". Так что в народе всегда было больше
здравого смысла, чем у власти.
Но вот наступила перестройка, а затем пора демократии, доморощенного
капитализма и рыночных отношений. И двойной счет - один к себе, другой к
ним - стал носить уже не сакральный, а сугубо материальный, хозяйственный,
так сказать, характер.
Российские "олигархи" и банкиры нынче, прежде всего, уязвлены валютной
политикой родного государства. Ибо то, что законодательно разрешено
международному капиталу, запрещено отечественному. Речь, прежде всего, о
свободном движении валюты, о всяческих квотах, ставках и акцизах. Но все это
в конечном итоге дело специалистов, и нам, грешным, во всех тонкостях не
разобраться. Но есть и другие, бытовые, но от этого только более
удивительные стороны этого же явления. Правда, с обратным знаком.
В кассе Музея современного искусства имени Церетели, у которой не было ни
одного человека, кассирша, оглядев меня, строго спросила:

-- Вы иностранец?
Несколько оторопев, я по инерции стал отнекиваться и пожалел, что оставил
паспорт дома.

-- Нет, - заверил я ее, по возможности без акцента. И не без сожаления она
выдала мне билет за шестьдесят рублей.

-- А если бы я был иностранцем?

-- Тогда с вас причиталось бы сто двадцать.

-- Но почему?

-- Они там зарабатывают больше, - был ответ. По-своему логичный.

Но как при этой логике быть с колбасой - ее ведь тоже нужно продавать гостям
с Запада втридорога. И брать повышенную плату в городском транспорте. И за
телефонные переговоры.
А с другой стороны, как быть с каким-нибудь гостем из Гвинеи, где в среднем
зарабатывают меньше, чем у нас, - а ну как пойдет в Музей современного
искусства Церетели?
Практика обдирания иностранцев очень широка. Причем отчего-то именно на
культурном фронте и в гостиничном бизнесе. Она распространяется даже на
краеведческие музеи на территориях монастырей. В Третьяковке билет для
иностранного господина стоит в 7,5 раза дороже, чем для нас с вами!
Экскурсия по Москве - в 6. Вход в Пушкинский, чтобы полюбоваться на их же
шедевры, - в 8 раз. В Эрмитаж с их малыми и большими голландцами - и вовсе в
20!
Помимо того что это очевидное варварство - представьте, что эдак поступают в
Лувре или в Прадо, такие поборы, скорее всего, противозаконны. Фактически
это собирание налога с иностранцев отдельно взятыми учреждениями. Не говоря
уж о том, что это совершенно нелогично. Некая дифференциация стоимости
существует и внутри, для своих, - скидки для студентов, школьников,
пенсионеров, инвалидов. Но представьте себе, что перед вами в очереди в ту
же Третьяковку стоит г-н Авен или г-н Абрамович, но с него берут столько же,
сколько с вас. Следуя логике церетелиевской кассирши - это верх
несправедливости, он зарабатывает явно побольше, чем простые любители
русского искусства...
И наконец, это еще и элементарное хамство - заглядывать в чужой карман,
пусть и иностранный. А ведь этим же грешат и государственные структуры,
гоняющиеся за кредитами, которые потом будут реструктуризироваться. За
гуманитарной помощью. За грантами Сороса. У них ведь много, не обеднеют. А
нам - надо...
Справедливости ради надо сказать, что и у нас возникает традиция не содрать
с кого-нибудь, кто побогаче, а дать. Причем идет это желание тоже от народа,
собирающего добро и отдающее последнее пострадавшим от пожаров, взрывов,
наводнений. Так что нравственно мы на правильном пути. Осталось лишь, чтобы
оставили иностранцев в покое. И пускали бы созерцать отечественные шедевры
по одинаковой с прочими цене. А то ведь выйдет себе дороже.
==================================================
==================================================

Сам москвич. В 2000 году был в Минске. Как никак, вроде граждане одного
государства. Но в гостинице за номер платил $ 35. Коллеги, к которым я
приезжал, сказали, что если бы я был своим, то заплатил всего $ 7. А вы
говорите "Третьяковка".

Александр

====================
Рационального оправдания такого позора, как дифференцированная плата за вход
для местных и иностранцев, не существует

Никита, это где Вы такое видели? Я вот бывала в музеях Франкфурта, Берлина,
Вены, Антверпена - нигде нет деления цен на ЕС и не-ЕС! Хотя ценовых
категорий множество (учащиеся, дети, пожилые, профессионалы и др.) Да там
никому в голову не придет даже думать, "свой" посетитель или приезжий! Это
только русские обладают удивительным даром различать иностранца за версту, в
темноте и со спины.
Как музейный работник могу с полной ответственностью сказать: НИ ОДИН музей
не живет с входной платы. Входные сборы - мизерная часть музейного бюджета,
их даже на оплату уборщицы не хватит. Музеи и у нас, и у них живут на
средства из других, самых разных источников (тут уж все зависит от того, что
за музей, какая система поддержки культуры в данной конкретной стране и
вообще как ов принцип работы и жизнедеятельности заведения). Так что
рационального оправдания такого позора, как дифференцированная плата за вход
для местных и иностранцев, не существует.
PS В Питере, кстати, для иностранцев в разы дороже не только вход в музеи,
но и билеты в главные театры, включая Мариинский, и еще много чего.

===============
Анна

Двойные стандарты и разные цены в музеях и гостиницах возмущают меня давно.
Совершенно справедливая статья. Двойные стандарты и разные цены в музеях и
гостиницах возмущают меня давно. Пару лет назад, являясь студентом одного
западно-европейского университета и одновременно гражданином России был в
Москве и решил сходить в Третьяковку. Написано- билеты для студентов стоят
столько-то. Ну я и сунулся по наивности в окошко со своим студенческим
билетом. Помня еще те времена, когда будучи студентом российского
университета, ходил по европейским музеям, показывая обычный российский
студбилет. Не тут то было. Кассирша в Третьяковке сначала говорит, мол, нет,
с таким студенческим нельзя, я не понимаю что там написано. Тогда я говорю,
что я гражданин России и студент. Просто учусь в зарубежном вузе. По вывеске
о ценах на билеты, вроде все логично. Граждане - не граждане: тут я
гражданин, вот мой паспорт. Потом - студенты, пенсионеры, герои и т.д.: тут
я студент, вот билет. Но кассирша уперлась: раз так, то тогда платите как
иностранец! И все. Никакими доводами убедить ее не удалось. К тому же, сами
знаете, как это бывает, началось хамство, крики и прочее "ты мне не парь
мозги". Я принципиально отказался платить билет для иностранцев, и в
Третьяковку меня не пустили.
==============
Андрей


Почему иностранцы должны больше платить за гостиницы и билеты на самолет и
поезд, понять никак невозможно
=============
Ну, с музеями еще можно согласиться - в конечном итоге это субсидируемые
государством организации и тратить деньги налогоплательщика на
удовлетворение иностранными гостями культурного голода может смысла и не
имеет. Но вот почему иностранцы должны больше платить за гостиницы и билеты
на самолет и поезд, понять никак невозможно.

msav

==============
Вот уже 10 лет живу в Голландии и по ЕС езжу регулярно. Единственный музей,
в котором я столкнулся с дифференциацией цен по национальному признаку, был
музей Берлинской стены. Так - там гражданам стран бывшего Варшавского
Договора давалась скидка на 50%.

Олег


==============
Езжай в Нью-Йорк, там иногда можешь положить просто в копилку сколько можешь
или сколько не стыдно

Ну и что делать? Да, мы страна пока варварская, сначала уничтожали старый
мир, и новый так толком и не построили, выкручиваются музеи как могут, это ж
не футбольные клубы, а ты мил человек езжай в Нью-Йорк, там есть всякие
музеи и всякие цены, иногда можешь положить просто в копилку сколько можешь
или сколько не стыдно, а можешь и так идти, но там благотворительность в
почете, налоги возвращаются и все такое: почет и уважение, но есть и очень
полудохлые музеи магазинчики в провинции, ну кто как может, так и живет.

Татьяна
==============
Я считаю такой подход варварством.

Хоть я инностранка, немка, мне повезло посколько говорю по русский и я
попала во все музеи Москвы как своя, русская. Я считаю такой подход
варварством.

Ванда

=========

Отменить дифференцированную плату -- и для граждан России музеи пропадут:
либо разорятся, либо станут недоступными

Про Лувр не скажу, но в Испании и Дании я видел в музеях подобную систему,
когда входной билет для иностранца стоил больше, чем для аборигена. Не в 10
раз, конечно, но уж в два-то точно. Мне кажется, что в России это вопрос
выживания музеев, которые государство пока прокормить не в состоянии.
Отменить дифференцированную плату - и для граждан России музеи пропадут:
либо разорятся, либо станут недоступными. Для туриста входной билет в
Эрмитаж не так уж дорог по сравнению с тем, что он отдаёт за номер в
Питерской гостинице. А мне радостно, что многие наши музеи сохранились в
тяжёлые времена и я смогу привести туда своих детей.

Виктор

===============
Смею заверить - тоже самое - для граждан ЕС одна цена, для всех остальных -
другая.
В отличие от автора, "представляющего" себе как устроена ценовая политика в
Европ. музеях, я там неоднократно бывал. Смею заверить - то же самое - для
граждан ЕС одна цена, для всех остальных - другая. Объясняется это очень
просто - свои граждане платят налоги, которые идут, в том числе на
содержание музеев. То, что об этом элементарном факте не знает бабушка,
продающая билеты, это не очень страшно. Но автору должно быть стыдно своей
безграмотности.

Никита

==============

В Италии. две недели назад мне пришлось заплатить двойную цену за вход в
музей villa d'Este, хотя, в целом не могу не согласиться с автором.

Илья

================

Меня эта практика "двойных стандартов" удивляет еще с начала девяностых,
когда к нам стали приезжать в гости иностранные

Совершенно согласна с автором. Меня эта практика "двойных стандартов"
удивляет еще с начала девяностых, когда к нам стали приезжать в гости
иностранные друзья. Думаю, что многие иностранцы с удовольствием заплатили
бы и в десять раз больше, если бы в музее просто повесили табличку с
надписью типа - входной билет стоит столько-то, но если у вас есть
возможность заплатить больше, то эти деньги пойдут на такие-то и такие-то
цели. Потому что все, в том числе и иностранцы, понимают, в каком
бедственном положении подчас находятся наши музеи и другие учреждения
культуры. И не только иностранцы, но и свои отечественные граждане захотят
внести свою посильную лепту в их поддержание. Добровольно.

Наташа