От Георгий Ответить на сообщение
К SS Ответить по почте
Дата 09.12.2003 21:32:46 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

"Операции подавления" ("Сов. Россия") (*+)

http://www.sovross.ru/2003/138/138_3_1.htm

ОПЕРАЦИИ ПОДАВЛЕНИЯ


Психологическая агрессия против КПРФ: первые итоги

В одном из своих первых предвыборных интервью заместитель генерального
директора ОАО <Первый канал> Марат Гельман, известный в кремлевских кругах
как автор и идейный вдохновитель предвыборного проекта под названием <блок
Глазьева- Рогозина>, так охарактеризовал итоги голосования: <Первая сенсация
нынешних выборов - падение коммунистов. И тут нам есть, чем гордиться,
потому что мы над этой темой работали начиная с 1996 года. Мне передавали
слова Зюганова: <Мы проиграли не <Единой России>, а Первому каналу>. Так что
можно сказать, что у нас сегодня именины...>

Дезориентация избирателей

Прошедшую избирательную кампанию в Государственную думу многие эксперты
уже окрестили как <психологическую войну на истребление КПРФ>. А также
самого Г.А.Зюганова как единственного альтернативного Путину кандидата в
президенты. Действительно, в условиях, когда уже в ночь после выборов
<Единая Россия> и <Родина> объявили о том, что поддерживают кандидатуру
Путина на стартующих в среду, 10 декабря, президентских выборах, ясен стал
весь смысл операции по расколу левопатриотического электората с помощью
<Родины> и других партий-обманок от АПР и Партии пенсионеров до <двух
спикеров в одном флаконе>.
Из фокуса общественного внимания прошедшей избирательной кампании
самыми массовыми СМИ - телевидением и радио - были выведены центральные
вопросы национальной повестки дня. А именно. Исчезла трагедия русской,
российской нации в условиях демографической катастрофы. Исчезли вопросы
выживания десятков миллионов россиян, живущих ниже прожиточного минимума.
Исчезли проблемы поиска внутренних ресурсов для модернизации страны и
обеспечения ее конкурентоспособности перед лицом нарастающих внешних угроз.
Исчезли данные о духовно-нравственной деградации населения.
Вместо обсуждения путей решения этих ключевых для выживания страны
проблем обществу внушались всевозможные ложные стереотипы. Использовались
приемы психологического давления, рассчитанные на создание эмоционального
дискомфорта и нейтрализацию самой способности избирателя логически мыслить и
рационально оценивать обстановку.

Главные направления <психвойны>

Сегодня уже можно каталогизировать основные кампании, развернутые
против КПРФ и Г.А.Зюганова в ходе прошедших думских выборов. Уже в выборную
ночь разного рода политологи хвалили <значимую роль государственных и
прогосударственных СМИ - именно им удалось связать КПРФ с Березовским, а
главного спонсора Компартии Виктора Видьманова с чеченскими боевиками - что
стоило ей, как минимум, трети голосов>. Какой потери голосов <стоила> КПРФ
та или иная кампания, об этом ниже. А пока перечень основных операций и
масштабных акций партии власти против КПРФ.

1. Операция <Глазьев>. Велась по нескольким направлениям. Здесь и
<раскручивание> по ТВ позитивного образа Глазьева в пику <устаревшему>-де
Зюганову; распространение в столицах наклеек <Голосуйте за настоящего
коммуниста> с перечеркнутым фото Г.Зюганова и представленным в роли
<настоящего коммуниста> членом <Партии Российских регионов> С.Глазьевым;
обвинения КПРФ в нежелании объединяться с умолчанием того, что КПРФ давно и
не раз предлагала члену своей фракции Глазьеву место в <тройке>
предвыборного списка, но тот его отвергал, и т.п.

2. Операция <партии-живопырки>, задачей которых, в частности, было
политически <продавать от себя> отдельные лозунги КПРФ. Этим занимались
порядка десяти так называемых партий и блоков. Помимо <Родины>, здесь
активно подвизались Партия пенсионеров, АПР, селезневско-мироновский блок и
др.

3. Операция <КПРФ и олигархи>. В ее рамках осуществлялись спецпроекты
как на федеральных телеканалах, так и в региональных СМИ, где отрабатывались
связки-внушения: <КПРФ и Березовский>, <КПРФ и Ходорковский>. Причем активно
использовался широкий арсенал спецсредств - от постановочных <пикетов КПРФ в
защиту Березовского> до <стука> депутата Маевского, самочинно посетившего
Березовского.

4. Операция <Миллионеры в списках КПРФ>. Всевозможные клоны партии
власти, сосредоточившие, по данным ЦИК, на своих предвыборных счетах почти
миллиард долларов, активно лили слезы по поводу связей КПРФ с бизнесменами,
которых в списке Компартии было гораздо меньше, чем всех остальных блоков.

5. Операция <Коллективный Геббельс>. В течение года Караулов, Сванидзе
и их подголоски показывали лживые телесюжеты и внушали избирателям
всевозможное вранье. Про <гостиницу Зюганова на Кубе>, <лесоперерабатывающий
завод Зюганова в Иордании>, <строительство при содействии Зюганова
скотомогильника на берегу водохранилища>, <счетах на Кипре>, <загубленный
коммунистами АН-70>, <захват Зюгановым 4 гектаров заповедных земель в
тургеневском заповеднике>, сказки о <загубленной природной ренте>, против
которой якобы голосовали коммунисты, и др.

6. Операция по дискредитации Зюганова. Здесь в ход пущено все: от
музея-пасквиля Зюганова до тиражирования утверждений об <устарелости
Зюганова> и телевизионных <круглых столов> с участием исключенных из КПРФ
лиц, которые внушали, будто Зюганов уже не лидер Компартии.

7. Операция <рейтинговый прессинг>, распространение <нужных> и
правильных социологических данных, проведение фальшивых <праймериз> с целью
внушения нужного результата.

8. Операция <гнев ветеранов>. Организация перед телекамерами фальшивых
митингов и демонстраций с осуждением КПРФ и Г.Зюганова.

9. Операция по дискредитации <красных губернаторов>. В меню был не
только поиск коммунальных огрехов у губернатора Стародубцева и разговоры о
служебной квартире губернатора Тихонова. Сюда был включен и краснодарский
<подарок> кубанского губернатора Ткачева - конфликт с Украиной вокруг
острова коса Тузла.

10. Операция <Двойники>. Здесь, помимо кандидатов в депутаты Светланы
КПРФ и Сергея КПРФ, тиражировавших по региональным ТВ антикоммунистические и
антизюгановские клипы, организован был выпуск подложной <Правды>,
прославлявшей С.Глазьева. Тут же и фальшивые брошюры с ответами Зюганова,
фальшивые листовки с итогами голосования фракции КПРФ и др.

11. Операция <Видьманов>, с целью внушения ложных утверждений о
воровстве <Росагропромстроем> для КПРФ бюджетных средств.

12. Операция <Связь КПРФ с чеченскими террористами>. Издание
специальной книги <Господа с гексогеном>. В этом же ряду и роскошная книга
якобы курского аспиранта, изданная к десятилетию КПРФ, - <Новейшая история
КПРФ> с фотомонтажами, перепечатки из которой активно тиражировали
региональные СМИ.

13. Психологическое давление на оппозицию. Здесь использовались все
методы. От судебного беспредела до провокаций в залах во время встреч
Зюганова с избирателями, от милицейских <наездов> на агитгруппы КПРФ до
избиения активистов КПРФ.

14. Операция <Психснаряд Жириновский>. Использование лидера ЛДПР для
прямых атак и оскорблений КПРФ и Зюганова.

15. Операция <Семигин и пятая колонна внутри КПРФ>.

И это далеко не все. Волны СМИ, нахлестываясь одна на другую, несли еще
и многие десятки других технологий-многоходовок, целью которых было все то
же - <гашение> образа КПРФ, служившего морально-политическим ориентиром для
десятков миллионов избирателей Компартии.
Взятые по отдельности, подобные разоблачении КПРФ, как показали
мониторинговые опросы ЦИПКР, проводившиеся в течение 2003 года, оставались
малоэффективными. Однако сведенные в систему они в конечном итоге (ко второй
декаде октября) смогли разъесть социально-политическую базу КПРФ. Они внесли
в базовый электорат смуту. Пусть на недолгий, но решающий момент.


Телевизионный <расстрел> КПРФ

В ходе телевизионной войны против КПРФ, как показывает контент-анализ
телепередач, использовались следующие технологии и приемы. Например,
психологическое давление: многократное повторение одних и тех же ложных
тезисов, ссылки на авторитеты в сочетании с различными спекуляциями,
манипуляция цифрами и фактами для создания видимости объективности,
тенденциозный подбор видеоматериала с упором на эффект драматизирующего
воздействия. Здесь же и приемы незаметного психологического воздействия
через позитивные репортажи о подвигах Шойгу и Грызлова, воспевание Глазьева
на фоне <мочиловки> КПРФ и Зюганова. Тут же и приемы телепропаганды,
основанные на искажении законов логики: например, внушение, что КПРФ
защищает олигархов, хотя предвыборная платформа партии предусматривает
именно экономическую ликвидацию олигархии как класса.
Телеканал <Россия> в выборную ночь несколько раз внушал избирателям:
<Это в двадцатом веке важнейшим из искусств было кино. А теперь - телешоу,
которое продолжается>. Итак, какую роль сыграли в выборной кампании эти
самые <телешоу>.
Здесь показательны материалы информационно-аналитической организации
<Медиалогия>, предоставляющие качественную характеристику статистических
данных относительно упоминаний политических партий в СМИ, и в том числе - на
ТВ.
Предельно откровенны здесь показатели <качества>, т.е. эмоциональной
окрашенности, сообщений о КПРФ, с одной стороны, а также о <Единой России> и
<Родине>, с другой, - взятые практически за весь период официальной
избирательной кампании (гр.1. и табл.1)
Очевидно, что не только <ЕР>, но и блоку Глазьева была дана <зеленая
улица> исключительно позитивных и все более массированных информационных
характеристик.
Компартия же вообще не была вписана хоть в какой-нибудь контекст
положительных оценок СМИ. Наоборот: ей с железным упорством буквально
перекрывали <информационный кислород> и на телевидении, и в печати, опуская
до предельных отрицательных показателей, которые и превратили образ КПРФ в
одно сплошное черное, отталкивающее пятно.

Ставка на тотальную растерянность

Надо заметить, что наш Центр исследований политической культуры России
еще в середине 90-х выявил в российском электорате довольно обширную зону
так называемого плавающего электората, тех, кто особенно легко внушаем
телевидением. Тогда она составляла 16-18 процентов избирателей. Сегодня ее
масштаб достиг до 25-28 процентов электората. Они- то и стали объектом
разного рода технологий. Судя по всему, специалисты спецслужб по ведению
психологической войны на территории противника - из числа так называемых
патриотов в погонах в окружении Путина - вовсю отработали на КПРФ и
собственном народе свои знания и умения. Вместо того чтобы <мочить>
террористов, репрессивный аппарат и его оперативные и
информационно-аналитические подразделения работали на изничтожение
патриотической оппозиции, коммунистов.
В частности, политтехнологические проекты позволили за счет партий,
которые не набрали 5 процентов голосов, <слить> в пользу <Единой России>
почти половину традиционных левых голосов. Здесь и <проект Аграрной партии
России>, которая <съела> у КПРФ и отдала на перераспределение на пользу
<Единой России> почти 4 процента голосов. Здесь и Партия пенсионеров (увела
3,4 процента голосов). Здесь и селезневский блок <ПВР+ПЖ>, который лишил
Компартию 2 процентов голосов. А также прочие мифические организации типа
<Русь> или <Великая Россия - евразийский союз>, <За Русь Святую> и др.
Ставка делалась на дезориентацию огромного массива избирателей. В 1999
году только каждый седьмой россиянин определялся в выборе за день-два до
голосования или непосредственно у урны. В декабре 2003 года такой чисто
рефлекторный, бездумный выбор совершил уже каждый пятый-четвертый избиратель
(табл.2).
В целом поставлен рекорд: почти 42 процента лиц, проголосовавших 7
декабря, сделали свой выбор в последний месяц кампании. В 1999 году, когда
Березовский изобрел <Единство> и усиленно <раскручивал> его против ОВР,
таких <переменчивых> избирателей было лишь 37 процентов.

Долговечен ли рейтинговый пузырь?

Понятно, что воздействие приемов психологической войны недолговечно.
Все помнят, как рейтинг Ельцина, сжавшийся к исходу 1995 года до 6-7
процентов, а затем надутый к июлю 1996 года до 50 процентов, спустя два
месяца опять скукожился до 8-10 процентов избирательских симпатий. Все
вернулось <на круги своя>. Тем не менее <семья> получила формальный мандат
еще четыре года измываться над страной, доведя ее до дефолта и новой
кавказской войны. А затем благодаря взрывам домов и второй чеченской войне
партии власти удалось организовать успешную операцию <Путин как преемник>.
Сегодня все практически повторилось. Как показали данные опроса,
проведенного ЦИПКР в день голосования, 7 декабря (на базе репрезентативной
выборки в 1500 респондентов в 28 регионах страны), почти 60 процентов
избирателей, заявивших, что проголосовали за <Единую Россию>, на вопрос: <Вы
твердо уверены, что поддерживаете именно ту партию, которая способна
улучшить жизнь людей?> - ответили: <Не совсем, но есть надежда> или: <Нет,
это, конечно, не лучший выбор, но другого не было>. Кстати, в электорате
ЛДПР такого мнения придерживаются четверо из каждых пяти проголосовавших, а
в электорате <Родины> двое из каждых трех избирателей.
Ближайшие полгода покажут, когда лопнет эта политтехнологическая
оболочка <мыльного рейтингового пузыря>, создание которой, похоже, обошлось
партии власти не дешевле победы в 1996 году. Хотя не менее ясно и другое: на
ее консервацию заново будет брошен колоссальный потенциал.

Сергей ВАСИЛЬЦОВ,
доктор исторических наук,
директор Центра исследований
политической культуры
Сергей ОБУХОВ,
кандидат экономических наук.