В ЖКХ ждут новый кодекс...
Наступление холодов - еще один повод вспомнить о работе одного из самых
проблемных российских институтов - жилищно-коммунального хозяйства.
Как нам неоднократно обещалось с самых высоких трибун, решить проблему
качества подачи тепла, света, воды и т. д. должна принятая Правительством РФ
Программа реформирования ЖКХ. О том, как этот процесс идет в Ленинградской
области, мы поговорили с председателем Комитета по жилищно-коммунальному
хозяйству Правительства Ленинградской области Валерием Гончаровым.
- Валерий Захарович, программа реформирования ЖКХ как-нибудь повлияла на
жизнь населения Ленобласти?
- На одном из последних заседаний Правительства мы обсуждали недавно
вышедшее постановление: <О некоторых мерах по дальнейшей реализации реформы
ЖКХ Ленинградской области>. В нем представлен итог серьезной работы:
подготовлена новая нормативно-правовая база, утверждены нормы площади жилья,
нормативы потребления коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением, главам муниципальных образований
рекомендовано перейти на полную окупаемость услуг по водоснабжению и
канализованию жилищного фонда.
Еще одно из новшеств - введение двухставочного тарифа на отопление. Прежний
тариф вызывал жалобы населения: за отопление приходилось платить и летом и
зимой. Теперь потребитель постоянно оплачивает лишь транспортную
составляющую, а за саму услугу (отопление) платит только в тот период, когда
эта услуга оказывается, т. е. с начала и до конца отопительного сезона.
- Есть ли что-то подобное в Санкт-Петербурге?
- Пока нет. Дело в том, что давно устаревшие нормативные документы в сфере
ЖКХ, по которым сейчас работает вся Россия, предусматривают, что плата за
отопление взимается круглый год равномерными частями. Делается это для того
(во всяком случае, это так обосновывается) чтобы защитить финансовые права
людей (чтобы не чувствовалось особой разницы в оплате в течение года).
Обычно у нас межотопительный период очень короткий, и за этот срок
необходимо изыскать средства на подготовку к зиме. В бюджете их, как
правило, недостаточно и службы <пользовались> деньгами населения. Это с
одной стороны, порождало массу недовольств, а с другой - у самих служб
возникали проблемы с бухгалтерией: отопительного сезона нет, а начисления за
отопление идут.
- Какие еще новшества в работе областного ЖКХ?
- В рамках вышеуказанного Постановления РФ, мы ввели в Ленинградской области
дополнительные платежи: плату за найм и за капитальный ремонт. Это небольшая
сумма, всего несколько копеек с квадратного метра, но эта мера позволит на
отдельном счете накапливать средства жильцов конкретного дома на его ремонт.
А одно из самых главных нововведений - нормативы потребления коммунальных
услуг, на которые мы ввели социальные стандарты.
- Раньше их не было?
- Раньше существовали социальные стандарты и нормативы потребления
коммунальных услуг, утвержденные Правительством РФ, - 3 категории
стандартов, причем они разнились.
Опираясь на все 3 варианта, мы ввели нормативы потребления
жилищно-коммунальных услуг для граждан, проживающих на территории
Ленобласти: на горячую воду, на тепло-, электро- и газоснабжение для жилых
домов квартирного типа.
- Что касается потребления воды и газа: нормы снизили или увеличили?
- Скорее усреднили. Подтверждением тому стал эксперимент, который мы провели
во Всеволожске, где повсеместно установили счетчики на горячую воду.
Поскольку там были утверждены очень низкие нормативы по потреблению
коммунальных услуг (в частности на водоснабжение и канализование - около 150
л/сутки на человека), то в итоге получилось, что люди по счетчикам должны
были платить больше, чем обычно, по нормативу. Естественно, никто по
счетчикам платить не стал, а нам пришлось внести изменения в нормативы.
- Т.е. в Ленинградской области раньше были заниженные нормативы?
- Теперь нормальные. А изначально были ниже среднероссийских. Потом, в
стандарте потребления услуг, который вышел 1 января 2002 года, нормативы
ввели весьма жесткие. При формировании новых, последних нормативов мы взяли
их за основу, но руководствовались и еще двумя. Помимо стандарта в России
существуют санитарный норматив (устанавливается СНИПом) и потребительский
(дается Министерством социальной защиты). Сейчас мы провели эксперимент в
Гатчине и в итоге создали те нормативы, которые нас устраивают.
- В чем проявлялась <жесткость> предыдущего стандарта?
- Например, если брать квартиру со всеми удобствами, то по старому СНИПу
было положено 300 л воды в сутки на человека: 180 л холодной и 120 л
горячей. По новому стандарту 2002 года суточная норма потребления составляла
уже 250 литров: 105 л горячей и 145 л холодной.
Мы не стали ориентироваться на эти жесткие нормативы, потому что сегодня
состояние инженерных сетей таково, что в эти нормы все равно не уложиться, а
в тарифы придется закладывать какой-то сверхнормативный процент. Таким
образом, мы сделали усредненные нормативы, которые и доводим до сведения
всех муниципальных образований.
Сегодня эти нормативы служат при расчете как платежей, так и льгот и
субсидий. Это очень важно, поскольку раньше социальный норматив был один, а
норматив потребления другой, из-за чего в полной мере не реализовывались
конституционные права льготой категории граждан.
- Население Ленинградской области получает значительные дотации от местного
правительства. Как это удается согласовывать с введенными федеральными
стандартами?
- Согласно федеральному стандарту, утвержденному для Ленобласти на этот год,
оплата за коммунальные услуги по всей области должна составлять 20,5
руб./кв. м жилого фонда. Но ситуация в районах разная: у нас 29
муниципальных образований. В отдельных, таких как Гатчина и Светогорск,
затраты на услуги ЖКХ относительно дешевы, поскольку все газифицировано. В
то же время в сельских районах - Лужском, Приозерском, Лодейнопольском, где
газ практически не проведен, основное топливо - мазут и уголь, и местного
бюджета едва хватает на его приобретение.
Положение не равнозначное, и мы подошли к вопросу тарифов дифференцированно,
с учетом трехлетнего анализа. В итоге мы вывели коэффициенты оплаты, когда
разница в некоторых районах весьма значительна: от 10, 8 руб./кв. м в
Сертолово до 36 руб./кв. м в Новой Ладоге.
Везде тарифы формируются по-разному: где-то поставщиком услуг является
муниципальное предприятие, где-то мы закупаем их у сторонней организации.
Так, например, происходит в Светогорске, где поставщиком основных услуг
является местный целлюлозно-бумажный комбинат. Естественно, что оплата услуг
здесь обходится несколько дороже. Аналогичная ситуация в поселке Коммунар. В
других пунктах тоже есть свои тонкости: где-то котельная может работать
только на угле или мазуте, т. е. на дорогостоящем топливе и т. д.
- Многие предприятия ЖКХ области находятся в предбанкротном состоянии. Можно
ли предположить, что через какое-то время предприниматели начнут брать их в
эксплуатацию и, если принимать во внимание рост тарифов, получать доход?
- Все идет именно к этому - в Постановлении Правительства РФ - Программе
реформирования ЖКХ, начиная с 2005-2006 гг. предусмотрено приступить к
акционированию предприятий ЖКХ.
- Может ли это стать причиной появления еще одной монополии?
- Не думаю, весь мир так работает. Предполагается, что к указанному периоду
потребитель будет платить уже 100% жилищно-коммунальных услуг, что должно
обосновать интерес инвестора вкладывать средства в эту отрасль. Кроме того,
сегодня эта отрасль востребована, как никакая другая - им даже не придется
задумываться над сбытом.
Подобные предприятия ЖКХ за рубежом - процветающие и высокодоходные, другое
дело, как скоро в России смогут обеспечить соответствующее качество услуги.
Что касается банкротства предприятий, то оно может выступить как одной из
форм финансового оздоровления, так и нарушением прав населения. Банкротя
предприятия ЖКХ, государству не надо забывать, что они работают на
жизнеобеспечение населения.
У нас есть такие прецеденты в Бокситогорском районе, где многочисленные
арбитражные суды и действия судебных приставов привели к тому, что
единственную местную котельную сегодня хотят перепрофилировать в лесопилку.
Этого допустить нельзя, и сейчас мы, работая с юристами, пытаемся найти
законы, препятствующие такого рода действиям.
В других случаях, грамотное банкротство предприятия позволяет, при создании
нового, освободиться от нерадивого руководителя или сделать <чистку> кадров
по новым требованиям.
Сегодня в Ленобласти из 165 предприятий ЖКХ 60 находятся в предбанкротном
состоянии, а около 10 прошли процедуру банкротства и продолжают свою
деятельность. Главное, чтобы такая процедура не затрагивала интересы
потребителя.
Мы ждем кодекс по ЖКХ, который бы отрегулировал наконец все эти вопросы,
хотя Дума обещает его не раньше будущего года. Тем не менее, мы обратились к
Госстрою с различными предложениями для кодекса, в том числе, чтобы они
рассмотрели и немного изменили процедуру банкротства, касающуюся предприятий
ЖКХ...
Министерство жилищного хозяйства США будет сотрудничать с Петербургом в
области строительства жилья для семей с низким доходом
----------------------------------------------------------------------------
----
Дата: 5 ноября 2003
Источник: Russianrealty
Регион: Санкт-Петербург
----------------------------------------------------------------------------
----
Министерство жилищного хозяйства и городского развития США заинтересовано в
сотрудничестве с властями и организациями Санкт-Петербурга в области
строительства. Об этом в минувший вторник заявил глава американского
министерства Мел Мартинес в ходе встречи с губернатором Санкт-Петербурга
Валентиной Матвиенко.
"США придают огромное значение развитию отношений с Россией, поэтому мы ждем
больших результатов и от нашего сотрудничества. Надеюсь, что благодаря ему
мы сможем передать наш опыт, поделиться составляющими успеха в области
обеспечения жильем разных категорий населения", - отметил Мартинес.
Журналистам министр заявил, что рад возможности наладить сотрудничество в
области строительства, в частности, обеспечения жильем семей с низкими
доходами. "Мы с нетерпением ждем возможности приступить к конкретной
реализации нашего сотрудничества по вопросам жилищного строительства и
кредитования и готовы рассмотреть вопрос об инвестициях в этот сектор,
поделиться опытом для решения этих вопросов", - отметил Мартинес.
В свою очередь Валентина Матвиенко отметила, что те проекты, которые
осуществляет министерство для Петербурга, представляют особый интерес и
актуальность, особенно в части обеспечения жильем населения с низкими
доходами, а также развития ипотечного кредитования.
Кроме того, Матвиенко предложила провести в Петербурге
российско-американскую конференцию по вопросам ипотечного кредитования и
развития жилищного строительства. "Я внесла предложение, чтобы эта
конференция прошла в Петербурге. Министр жилищного хозяйства и развития США
и представители Госстроя РФ поддержали меня, и сейчас мы приступим к
реализации этой идеи", - отметила она.
Городок - три колодца
Во Владивостоке приступили к бурению скважин
Ольга Журман, "Российская газета", Владивосток
Первый раз опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск)
26.11.2003
Из-за дефицита воды на территории города будет пробурено всего 100 скважин.
По некоторым данным, полный ввод всех имеющихся во Владивостоке скважин
может дать городу дополнительно до 60 тысяч кубометров воды ежесуточно.
За последнюю пару недель во Владивостоке уже пробурено несколько скважин: на
территориях роддомов и больниц. Вода из них используется пока на технические
нужды, это, правда, не означает, что она плохая. Просто бактериологические,
радиологические и прочие анализы воды, во-первых, недешевы, во-вторых,
продолжительны во времени, в третьих, качество воды может зависеть и от
времени года, и от того, когда над городом прошел, например, последний
тайфун. Так что неудивительно, что спустя некоторое время вода в этих
скважинах может быть признана питьевой. На удивление, в морском Владивостоке
пресную воду можно найти совсем не глубоко. 25-30 метров - традиционная
глубина скважин.
Таких, кто был бы категорически против бурения скважин, нет, всем понятно,
никакого улучшения снабжения водой зимой не предвидится. Только в главном
управлении природопользования по Приморскому краю забили тревогу по поводу
некоторой стихийности начавшихся было работ. Пришлось даже созывать
совещание с геологами, санитарными врачами, специалистами предприятий,
лицензионными службами. Сошлись на том, по словам исполняющего обязанности
начальника отдела лицензирования управления природопользования А. Зенина,
что весь пакет документов на бурение скважин на территории города будет
оформляться за 10 дней вместо пяти месяцев ранее.
Кому помогут воды подземелья
Вчера в Приморье начала работу чрезвычайная комиссия Госстроя во главе с его
председателем Николаем Кошманом
Екатерина Васильченко
Первый раз опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск)
26.11.2003
Цель комиссии - попытаться найти выход из "водного" кризиса, охватившего
Владивосток.
В городе между тем бурят автономные скважины, чтобы хоть так добыть влагу.
Однако переход на употребление грунтовой воды совпал с резким всплеском
инфекционных заболеваний в городе, и специалисты связывают эти
обстоятельства воедино.
"РГ" попросила Ирину Вознянскую, начальника управления ресурсов подземных
вод, геоэкологии и мониторинга геологической среды, прокомментировать
ситуацию.
- Ирина Георгиевна, складывается впечатление, что именно с помощью бурения
множества автономных скважин городские власти решили выйти из кризиса.
Насколько реально обеспечить город водой таким способом?
- Абсолютно нереально. Речь идет о локальном техническом водоснабжении
отдельных объектов (больниц, школ, общежитий, предприятий). Воды по своему
качеству не соответствуют санитарным требованиям для питьевых вод, и вокруг
скважин не могут быть организованы зоны санитарной охраны.
Сейчас наши специалисты готовят различные материалы об обеспеченности
ресурсами поверхностных и подземных вод, о вариантах возможного решения
проблемы для избежания повторения кризисных ситуаций.
Пока же территориальный орган МПР России (ГИПР по Приморскому краю)
разрабатывает упрощенный порядок предоставления лицензий на право
пользования недрами для бурения скважин в городе.
- Велики ли запасы питьевой воды в городе и не нарушит ли массовое бурение
скважин экологическое равновесие?
- Бурение одиночных скважин в городе проводилось и в предшествующие
критические периоды, повторяющиеся раз в 8-10 лет, затем они забрасывались и
ликвидировались.
И в принципе бурение одиночных скважин в городе не имеет отношения к
проблеме хозяйственно-питьевого водоснабжения города и его пригородов. Для
питьевого и технического водоснабжения города (оно производится через один и
тот же водопровод) требуется не менее 200 тысяч кубических метров воды в
сутки. Одиночные скважины смогут поставить 5-10 тысяч кубометров в сутки, то
есть не больше 2 процентов от необходимого.
Чиновники не выдержали холода
Елена Семенова, Петрозаводск
Первый раз опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск)
26.11.2003
В начале ноября при минусовой температуре в карельском городе Беломорске
рванул котел, и 5000 горожан остались без тепла. Без отопления остались 25
жилых домов, школа, детское объединение, поликлиника.
Последствия ЧП жители города ощущают на себе и сегодня. Ремонтные работы на
6-й котельной будут закончены до 15 декабря, а пока из-за неподготовленности
магистральных и внутридомовых сетей 25 жилых домов отапливаются с
пониженными параметрами теплоносителя. Перебои с тепло- и водоснабжением
также испытывают жители близлежащих поселков Сосновец, Золотец и Летняя
Речка.
На днях в Беломорск выезжала большая группа руководителей различных органов
государственной власти Карелии. На заседании актива района премьер-министр
правительства РК Павел Чернов подверг резкой критике деятельность районной
администрации по подготовке к зиме, а также заострил внимание на
отрицательных финансовых результатах работы коммунальных предприятий района,
дебиторская задолженность которых по состоянию на 1 октября достигла 58 млн.
рублей.
В тот же день на внеочередной сессии районного Совета за закрытыми дверями
его депутаты приняли добровольные отставки главы местного самоуправления
района Юрия Мухина и его первого зама, курировавшего вопросы ЖКХ, А.
Воробьева.
Нагрелись:
Камчатка замерзает еще потому, что разворовывают бюджетные средства
Дмитрий Калядин
Первый раз опубликовано в Российской газете (Дальний Восток) 19.11.2003
Елизовский районный суд вынес приговор лицам, обвиняющимся в хищении
бюджетных средств, в частности, путем мошенничества в топливной сфере
полуострова.
Прокуратурой Камчатской области расследовалось уголовное дело в отношении
деятельности фирмы ООО <Консул>, занимавшейся поставками угля в структуры
ЖКХ Кам-чатской области (генеральный директор Владимир Бронников). Тогда
следователи прокуратуры выяснили, что в 1997-1998 гг. в области в самый
разгар процесса, когда тепла (особенно в отдаленных районах области) не
было, проходило крупномасштабное разворовывание государственного бюджета под
предлогом закупки топлива.
Возможно, и нескольких десятков лет не хватит преступникам, чтобы
расплатиться с государством.
Одной из компаний, которая занималась поставками угля в некоторые районы
Камчат-ской области, была фирма <Консул>. Возглавлял ее в то время 32-летний
Владимир Брон-ников. Неизвестно, как компания работала до 1997 года, но в то
время Бронников решил пойти на аферу. Дело в том, что по указаниям
Правительства компаниям, осуществляющим поставку топлива в районы с
ограниченными сроками завоза, выплачивалась компенсация за транспортные
расходы. Видимо, на этом и решил сыграть глава <Консула>.
Бронников вызвался поставлять уголь предприятиям ЖКХ Елизовского и
Мильковско-го районов. Он подготовил финансовый договор на поставку угля
между кампанией <Консул> и несуществующей фирмой, якобы находящейся в Чите,
на три миллиарда неденоминированных рублей. За руководителя фиктивной фирмы
Бронников расписался сам и поставил поддельную печать.
Но как же мошенникам удалось обмануть мощную систему контроля областных и
му-ниципальных ЖКХ? Работник фирмы <Консул> Зефиров (иногда он исполнял
обязанности генерального директора компании) <работал> в морском торговом
порту Петропавловска. После выгрузки угля с транспортного судна на грузовики
часть твердого топлива вывозила фирма <Легион-2>. После взвешивания
автомобиля Зефиров выписывал две накладные. По одному документу грузовик
вывозил тонны угля для <Легион-2>, а по другому - для фирмы <Консул>. В
итоге Бронников все-таки привез некоторое количество угля в Мильковский
район, но представил накладные с завышенным количеством угля.
На основании подложных накладных кладовщик в Мильковских тепловых сетях
составила реестр о том, что <Консул> привез уголь. Но по-настоящему
недоставало 2 тысячи 754 тонны угля на сумму 2,5 миллиарда рублей.
Бронников представил в ГУП <Камчатсккоммунэнерго> документ о возмещении
якобы понесенных затрат на транспортировку угля на 2,5 миллиарда рублей.
Таких операций было проделано Бронниковым несколько. Аналогично он <завез> в
структуры ЖКХ Ели-зовского района несколько тысяч тонн угля. В итоге
подобной деятельности предприятия был причинен ущерб бюджету на сумму около
четырех миллиардов рублей.
Вот так в область приходили целые несуществующие пароходы, привозящие
несуществующий уголь. Или, к примеру, приходит пароход с пятью тысячами тонн
угля, а с него отгружают: десять тысяч тонн. Некоторые суда были на
Камчатке(!), не выходя из приморских портов. Когда следователи начали
выяснять в Приморье, сколько угля было на том или ином судне, оказывалось,
что суда вообще не загружались топливом, а спокойненько стояли себе в родных
портах. Государство за него расплачивалось миллиардами неденоминированных
рублей, а народ в 1998 году в поселках и городах замерзал от отсутствия в
квартирах тепла и сидел без электричества. Не дефолт, оказывается, был
причиной тяжелой обстановки в субъектах России, а банальное воровство.
Бронникова приговорили к шести годам лишения свободы условно с испытательным
сроком пять лет. Сибгатулину - к пяти годам и одному месяцу лишения свободы
условно с пятилетним испытательным сроком. И Зефирова - к пяти годам и шести
месяцам ли-шения свободы условно с таким же испытательным сроком.
Возможно, и нескольких десятков лет не хватит преступникам, чтобы
расплатиться с государством.
Унесенные выборами
Николай Кошман пытается узнать, куда делись деньги, выделенные
Правительством на ремонт ЖКХ
Ираида Семенова
Первый раз опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск)
14.11.2003
Сегодня жители четырех регионов - Сахалинской, Кировской, Ульяновской и
Самарской областей - рискуют остаться без тепла. Это выяснилось на вчерашнем
селекторном совещании в Госстрое России.
Особенно критическое положение на Сахалине. Там до сих пор не отапливаются
дома четырех районов. Вице-губернатор Сергей Дегтерев сообщил, что глава
одного из них 12 ноября подал в отставку. Он в отчаянии. Местная власть
критических районов в панике и "ничего не хочет делать". Потому
представители областной администрации сами "бегают" по районам, ищут
ремонтников и кочегаров, чтобы отремонтировать котельные. Если и дальше так
пойдет, то в лучшем случае смогут подать тепло в дома лишь к 1 декабря.
В Кировской области - другое. Губернатор, три его зама плюс мэр города
Кирова подписали соглашение о сотрудничестве с "Российскими коммунальными
системами" и... ушли на выборы. "Отдувался" за город и область исполняющий
обязанности заместителя председателя правительства Леонид Князькин. Между
тем жители этого региона рискуют остаться без тепла. Лишь одна из четырех
котельных здесь "паспортизована" к эксплуатации. Остальные - до сих пор в
ремонте. При этом особо тяжелое положение в селе Архангельском. Здесь без
гарантий даже на будущее тепло живут жители пяти многоквартирных домов.
С огромным трудом "растапливаются" Ульяновск и Самара. Причем настолько
плохо, что начальник коммунального департамента Самарской области предпочел
об этом не распространяться. На селекторное "битие" прислал своего зама. Тот
бодро сообщил, что департамент расформирован, поскольку местное
правительство переживает реорганизацию. Потому начальник департамента
занимается ликвидационными делами, ему некогда. Николай Кошман взорвался:
"Знаем мы эту реорганизацию. Тут у меня целая гора писем жителей Самары,
которые рассказывают о ваших безобразиях".
И самое главное - глава Госстроя в сто пятый раз пригрозил уголовной
ответственностью за нецелевое использовании федеральной ссуды на ЖКХ,
которую получили регионы: "Если через два дня у меня не будет лежать отчет,
на что потрачены деньги, средства будут изъяты". Опасения Николая Кошмана
понятны - большой соблазн пустить деньги на собственные выборы. Во всяком
случае, пока в ведомстве не знают, как потратили 5,5 млрд. федеральных
рублей в почти трети территорий страны, в том числе в Московской,
Костромской, Тамбовской, Орловской, Кировской, Ульяновской областях.
Между тем, 28 октября Минфин принял решение направить в регион еще 5,3 млрд.
рублей - на обслуживание принятых на баланс местных администраций
ведомственных домов.