Беседа-то была хорошая. Жаль, что не слушал.
Есть спорные моменты.
Что оптимистичного в православии? Историческое православие отказалось от хилиастических воззрений древних христиан. Сулило уже не Царство Божие на земле, как и обетовано в Библии, а Царство Небесное. И вовсе не обещало спасения всем. Напротив, воззрение Оригена о конечном всепрощении были осуждены на пятом Вселенском соборе. Конец света и Страшный суд обещаны православием, а вот спасение всем - нет.
Стоит почитать древние патерики, жития святых. В своем спасении великие подвижники вовсе не были уверены. А учение о мытарствах, где бесы пытаются заполучить каждую душу, в том числе и самую чистую.
Да и как может быть оптимистичным учение, призывающее к всеобщему покаянию и оперирующее понятями греха и вины? К плачу, а не к радости? А если вспомнить тексты покаянных канонов, песнопения из Постной Триоди? Аскет Ферапонт у Достоевского, видевший везде чертей, более реальный православный монах, чем старец Зосима.
Уверенность в своем спасении, а тем более - во всеобщем; мало стыкуется с православием. В первом случае это греховная беспечность, во втором - ересь.
Что же касается оптимизма советского человека и оптимизма вообще.
Во-первых, этот оптимизм сыграл шутку злую. Уверенность в незыблемости государства успокаивала многих. Когда пора было уже бить тревогу в годы перестройки.
В принципе советское общество погубило тоже, что и христианство. Зло рассматривалось как мнимая величина. Реально не существующее, бессильное. Как Сатана в христианской доктрине. Темный лик бытия советский человек увидеть не мог. Увидев его, советский человек оказался опрокинутым.
И потом есть такая фишка. Как не странно, но в настоящее время более оптимистично настроены и более жизнестойки те, кто объективно живет хуже и жизни которых не позавидуешь вроде бы. Наши московские нелегалы со всех краев Союза.