От Pout Ответить на сообщение
К Ф. Александер Ответить по почте
Дата 31.10.2003 20:49:32 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Либерализм; Идеология; Версия для печати

Когда еще вы под стол пешком ходили, этой магистралью до конца проканал Солж

который разрушил СССР.

"Дом,который разрушил Солж"

Подумать, тридцать лет как не бывало....память только поотшибало у
некоторых.

Только тогда ушлый Солж структурировал и создавал поля, чтоб победить
(хоть стать генсеком и главписом СССР -поначалу один фиг) , бился
насмерть, а не чтоб пдеть, поэтому поневоле был точнее - называл
своего врага , мировоззрение - марксизмом-ленинизмом ,хотя бы так. А
смысл его работы без Б-методов не понять . Без них из всякой
публицистики и прессы может показаться, что он-то был -за соетскую
власть, за Советы. Всего лишь коричневый кронштадт(советы без
коммунистов) -и все хокей. Был это у него такой тактический момент -
вот и распинался он за "советы" против"марксистов-ленинцев"(еще
раньше - был ярый ленинец). Вот как было.
Поэтому надо, милок, учиться, учиться и учиться, как главный
марксист-ленинец Ильич молодым говаривал. И понтов помене раскидывать
"увы" да "ах" да "к счастью". Папа-ленинист видно мало порол. Или
прадед-дворянин завещал, как солжу


http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/s_letter.txt

Посмотрим непредубежденно:Темный вихрь передовой идеологии
налетел на нас с Запада.
А.И.Солженицын


Письмо вождям Советского Союза.
Изд-во: YMCA-PRESS, Париж, 1974.


И вот что заметим здесь главное, для дальнейшего: провалы эти
истекали не из ошибок наших дипломатов, не из просчетов наших
генералов, а из ТОЧНОГО СЛЕДОВАНИЯ УКАЗАНИЯМ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Отдайте им эту идеологию!

Затравили тех, кто говорил, что такой колосс, как Россия, да со
многими душевными особенностями и бытовыми традициями, вполне может
поискать и свой особый путь в человечестве; и не может быть, чтобы
путь развития у всего человечества был только и непременно один.

Нет, мы должны были протащиться всем западным буржуазно
промышленным и марксистским путем, чтобы к концу XX века узнать,
опять-таки от передовых западных ученых, то, что искони понимал любой
деревенский дед на Украине или в России и мог бы давно-давно
растолковать передовым публицистам, если б те в своем запале нашли бы
время поконсультироваться с ним: что не может дюжина червей
_бесконечно_ изгрызать одно и то же яблоко; что если земной шар
_ограничен_, то ограничены и его пространства и его ресурсы, и
не может на нем осуществляться _бесконечный,_безграничный_ прогресс,
вдолбленный нам в голову мечтателями Просвещения. Нет, мы должны были
брести и брести за чьими-то спинами, не зная переда дороги, пока не
услышали теперь, как головные перекликаются: забрели в тупик, надо
заворачивать. Весь "бесконечный прогресс" оказался безумным
напряженным нераcсчитанным рывком человечества в тупик. Жадная
цивилизация "вечного прогресса" захлебнулась и находится при конце.
И не "конвергенция" ждет нас с западным миром, но -- полное
обновление и перестройка и Запада, и Востока, потому что оба в тупике.
Все это сейчас широко распубликовано и разъяснено на Западе
трудами "Общества Тейара де-Шардена" и "Римского Клуба".

Но -- мы?? С нашей неповоротливостью, косностью, с нашей
неспособностью и робостью менять хоть единую букву, хоть штрих один в
том, что сказал Маркс о промышленном развитии к 1848 году.
Экономически, физически -- мы вполне можем спастись. Но на пути нашего
спасения стоит, перегораживает -- Единственно Передовое Мировоззрение:
если отказаться от промышленного развития, то как же тогда рабочий
класс, социализм, коммунизм, безграничный рост производительности
труда и т. д.?.. Исправлять Маркса нельзя, это ревизионизм...

Но "ревизионистами" вас все равно уже кличут, что бы вы впредь
ни делали. Так не верней ли -- трезво, ответственно и решительно
выполнить свой долг -- отказаться от мертвой буквы ради живого народа,
целиком зависящего от вашей власти, от ваших решений? И -- не
промедлять. Зачем нам тянуть, если все равно потом придется очнуться?
Зачем доделывать, повторять за другими мучительную петлю до конца,
пока мы еще недостаточно в нее впоролись? Если в череде идущих кричит
передний "я заблудился!" -- надо ли нам непременно дотопывать до того
места, где он осознался, и лишь потом заворачивать? А почему бы нам не
свернуть на верную дорогу -- сразу, от того места, где мы есть?

Мы и так слишком долго и слишком верно шли за западной
технологией. Казалось бы, "первая в мире социалистическая страна",
которая показывает образец другим народам Запада и Востока, и такая
"оригинальная" в следовании некоторым уродливым доктринам -- о
крестьянстве, о мелком ремесле, -- почему же были так уныло
неоригинальны в технологии, так безмысло и слепо шли за западной
цивилизацией? (А -- от военной спешки, а спешка -- от необъятных
"интернациональных задач", и все опять -- от марксизма...) При
центральном плане, которым мы гордимся, уж у нас-то была, кажется
возможность _не_ испортить русской природы, _не_ создавать
противочеловеческих многомиллионных скоплений. Мы же сделали все
наоборот: измерзопакостили широкие русские пространства и обезобразили
сердце России, дорогую нашу Москву, -- какая ошалелая не сыновняя рука
разорвала бульвары, так что нельзя уже ими пройти, не ныряя в
унизительные каменные тоннели? какой злой чужой топор вырубил Садовое
кольцо, заменил его бензинно-асфальтной отравленной зоной? Изничтожен
неповторимый облик города, вся старая планировка, наляпаны подражания
Западу вроде Нового Арбата, стиснут, раскинут и возвышен город, в
котором жить стало невыносимо, -- и что теперь делать? Воссоздать
прежнюю Москву на новом месте? -- вероятно невозможно. Значит,
примириться с полной утратой ее?

Мы теряли, теряли время, и вдруг именно теперь,
когда обнажилось истощение мировых энергетических ресурсов, мы,
великая промышленная сверхдержава, подобно последней отсталой стране,
приглашаем иностранцев разрабатывать наши недра и предлагаем им в
расплату забирать бесценное наше сокровище -- сибирский природный газ,
за что через пол-поколения наши дети будут нас проклинать как
безответственных мотов. (У нас было бы много других хороших товаров
для расплаты, если бы наша промышленность тоже не была бы построена
главным образом на... ИДЕОЛОГИИ. И тут поперек дороги нашему народу --
идеология!)

Я не счел бы нравственным советовать политику обособленного
спасения среди всеобщих затруднений, если бы наш народ в XX веке не
пострадал бы, я думаю, больше всех народов мира: _помимо_ двух мировых
войн мы потеряли от одних гражданских раздоров и неурядиц, от одного
внутреннего "классового", политического и экономического, уничтожения
-- 66 (шестьдесят шесть) миллионов человек!!! Такой подсчет произвел
бывший ленинградский профессор статистики И. А. Курганов, вам принесут
в любую минуту. Я не ученый статистик, не берусь проверять, да и вся
же статистика скрыта у нас, тут расчет косвенный, но действительно:
нет ста миллионов (именно ста, как и предсказывал Достоевский!), на
войнах и без войн мы потеряли _треть_ того населения, какое могли бы
иметь сейчас, почти _половину_ того, которое имеем! _Кто_ еще из
народов расплачивался такою ценой? После _таких_ потерь мы можем
допустить себе и небольшую льготу, как дают больному отдых после
тяжкой болезни. Нам надо излечить свои раны, спасти свое национальное
тело и свой национальный дух. Достало бы нам наших сил, ума и сердца
на устройство нашего собственного дома, где уж нам заниматься всею
планетой!

мы не смеем изобретать интернациональных задач и
платить по ним, пока наш народ в таком нравственном разорении и пока
мы считаем себя его сыновьями.
Еще ли нам не отказаться от Средиземного моря?
А для этого прежде всего -- от идеологии.

6. ИДЕОЛОГИЯ

Эта идеология, доставшаяся нам по наследству, не только дряхла,
не только безнадежно устарела, но и в свои лучшие десятилетия она
ошиблась во всех своих предсказаниях, она никогда не была наукой.
Примитивная верхоглядная экономическая теория, которая объявила,
что только рабочий рождает ценности и не увидела вклада ни
организаторов, ни инженеров, ни транспорта, ни аппарата сбыта. Она
ошиблась, предсказывая, что пролетариат будет безгранично зажат, что
он никогда ничего не добьется при буржуазной демократии, -- нам бы
сейчас так накормить его, одеть и осыпать досугом, как он получил все
это при капитализме! Она дала маху, что благополучие европейских стран
держится на колониях, -- они только освободясь от колоний и стали
совершать свои "экономические чудеса". Она прошиблась, что социалисты
никогда не сумеют приходить к власти иначе, как вооруженным
переворотом. Она просчиталась, будто эти перевороты начнутся с
передовых промышленных стран -- как раз все наоборот. И как революции
быстро охватят весь мир, и как будут быстро отмирать государства -- все
сплошь заблуждения, все сплошь незнание человеческой природы. И что
войны присущи только капитализму и кончатся с ним, -- мы уже видели
самую пока долгую войну XX века, 15 и 20 лет не капитализм отвергал
переговоры и перемирие, -- и не дай нам Бог увидеть самую жестокую и
самую кровавую из всех войн человечества -- войну между двумя
коммунистическими сверхдержавами. Так и национализм был этой теорией в
1848 году погребен как уже "пережиток" -- а найдите сегодня в мире силу
бОльшую! И со многим так, перечислять устанешь.
Марксизм не только не точен, не только не наука, не только не
предсказал _ни_единого_события_ в цифрах, количествах, темпах или
местах, что сегодня шутя делают электронные машины при социальных
прогнозах, да только не марксизмом руководясь, но поражает марксизм
своей экономико-механистической грубостью в попытках объяснить
тончайшее человеческое существо и еще более сложное миллионное
сочетание людей -- общество. Лишь корыстью одних, ослеплением других и
жаждой _верить_ у третьих можно истолковать этот жуткий юмор XX века:
каким образом столь опороченное, столь провалившееся учение еще имеет
на Западе стольких последователей! У нас-то их меньше всего осталось!
Мы--то, отведавшие, только притворяемся поневоле...
Мы видели выше, что всеми жерновами, которые топят вас, наградил
вас не ваш здравый смысл, а именно наследное дряхлое Передовое
Учение. И коллективизацией. И национализацией мелких ремесел и услуг
(что сделало невыносимой жизнь рядовых граждан, но вы этого не
ощущаете; что нагромоздило воровство и ложь даже в повседневной
экономике -- и вы бессильны). И необходимостью для великого
интернационального замаха так раздувать военное развитие, что пущена в
прорву вся внутренняя жизнь, и даже вот Сибирь освоить за 55 лет не
нашлось времени. И помехами в промышленном развитии и перестройке
технологии. И преследованием религии, очень важным для марксизма
[* Сергей Булгаков показал (1906 г., "Карл Маркс как религиозный
тип"), что атеизм есть главный вдохновляющий и эмоциональный центр
марксизма, все остальное учение уже наворачивалось вокруг него.
Яростная вражда к религии -- самое настойчивое в марксизме.], но
бессмысленным и невыгодным для практических государственных
руководителей -- с помощью бездельников травить своих самых
добросовестных работников, чуждых обману и воровству, -- и страдать
потом от всеобщего обмана и воровства. Для верующего его вера есть
_высшая_ ценность, выше той еды, которую он кладет в желудок.
Задумались ли вы: зачем же эти лучшие миллионы подданных вы отрешаете
от родины? Вам как государственным руководителям это только вредно, а
делаете вы это автоматически, механически, потому что марксизм
навязывает вам так. Как навязывает он вам, руководителям сверхдержавы,
давать отчеты о своих действиях каким-то далеким приезжим гостям
-- с другого полушария вождям невлиятельных, незначительных компартий,
меньше всего озабоченных русской судьбой. Воспитанным в марксизме
кажется страшным такой шаг: вдруг начать жить без этой привычной
идеологии. Но тут, по сути, выбора не осталось, сами обстоятельства
заставят сделать его, да может оказаться поздно. Национальным
руководителям России в предвидении грозящей войны с Китаем все равно
придется опираться на патриотизм и только на него. Когда Сталин
начинал такой поворот во время войны, вспомните! -- Никто даже не
удивился, никто не зарыдал по марксизму, все приняли как самое
естественное, наше, русское! Разумно же совершить перегруппировку сил
перед великой опасностью -- раньше, а не позже. Да этот отказ, только
нерешительный, уже и начат у нас давно, ибо что такое "совмещение"
марксизма с патриотизмом? -- бессмыслица. Эти точки зрения можно
"слить" только в общих заклинаниях,на любом же конкретном историческом
вопросе эти точки зрения всегда противоположны. Это так явно, что
Ленин в 1915 г. даже декларировал: "мы -- антипатриоты". И то было
истинно, искренне. И все 20-е годы слово "патриот" у нас значило
абсолютно то же самое, что "белогвардеец". И все это письмо, которое
я сейчас кладу перед вами, есть патриотизм -- и _значит_ отрицание
марксизма. Марксизм напротив велит не осваивать Северо-Востока и
оставить наших женщин с ломами и лопатами, но торопить и финансировать
мировую революцию.
В ту минуту, когда уже будут стрелять первые пушки на
советско-китайской границе, бойтесь оказаться в этой двойственной
шаткости с недостатком и нечеткостью национального самосознания в
нашей стране, -- вы видите, как могучая Америка проиграла маленькому
Северному Вьетнаму, как легко сдали нервы американского общества и
молодежи -- именно потому, что в Соединенных Штатах очень слабое
невыявленное национальное самосознание. Не пропустите момент!
Шаг поначалу кажется трудным, а на самом деле вы очень скоро
испытаете большое облегчение, отбросив эту никчемную ношу, облегчение
всего государственного устройства, всех движений в руководстве. Ведь
эта идеология, доводя до острейшего конфликта наше внешнее положение,
давно уже перестала помогать нам во внутреннем, как помогала в 20-е и
30-е годы. Сейчас в стране _ничто_конструктивно_не_держится_ на ней,
это ложная фанерная театральная колонна, которую убери -- и ничто не
рухнет, ничто не поколеблется. Все в стране давно держится лишь на
материальном расчете и подчинении подданных, ни на каком идейном
порыве, вы отлично знаете это. Сегодня эта идеология уже только
ослабляет и связывает вас. Она захламляет всю жизнь общества, мозги,
речи, радио, печать -- ложью, ложью, ложью. Ибо как же еще мертвому
делать вид, что оно продолжает жить, если не пристройками лжи? Все
погрязло во лжи и _все_это_знают_ и в частных разговорах открыто об
этом говорят, и смеются, и нудятся, а в официальных выступлениях
лицемерно твердят то, "что положено" и так же лицемерно, со скукой
читают и слушают выступления других,-- сколько же уходит на это впустую
энергии общества! И вы -- открывая газеты или включая телевизор, --
ВЫ САМИ разве верите сколько-нибудь в искренность этих выступлений? Да
давно уже нет, я уверен. А иначе -- глухо ж вас отъединили от
внутренней жизни страны.
Эта всеобщая обязательная, принудительная к употреблению ложь
стала самой мучительной стороной существования людей в нашей стране --
хуже всех материальных невзгод, хуже всякой гражданской несвободы.
И все эти арсеналы лжи, совсем и не нужные для нашей
_государственной_ устойчивости, привлекаются как налог в пользу
Идеологии: связать, увязать происходившее, как оно течет, в цепкую
когтистую умершую Идеологию, именно после того, что наше государство
по привычке, по традиции, по инерции все еще держится за эту ложную
доктрину, за ее ответвленные заблуждения -- она и нуждается сажать за
решетку инакомыслящего. Потому что именно ложной _идеологии_ нечем
ответить на возражения, на протесты, кроме оружия и решетки.
Отпустите же эту битую идеологию от себя! Отдайте ее вашим
соперникам или куда она там тянется, пусть она минует нашу страну как
туча, как эпидемия и пусть о ней заботятся и в ней разбираются другие,
только не мы! И вместе с ней мы освободимся от необходимости наполнять
всю жизнь ложью. Стяните, стряхните со всех нас эту потную грязную
рубашку, на которой уже столько крови, что она не дает дышать живому
телу нации, крови тех 66 миллионов. На ней -- вся ответственность за
все пролитое, убеждать ли мне вас, что надо поскорее скинуть ее -- и
пусть подбирает, кто хочет.
Я вовсе не предлагаю вам принять другую крайность --
преследовать или запрещать марксизм, даже спорить против него (с ним
спорить скоро никто уже и не будет, из лени одной). Я только предлагаю
вам -- спастись от него самим, и спасти от него свое государственное
устройство и свой народ. А для этого _только_: лишить марксизм мощной
государственной поддержки, и пусть он существует сам по себе, на своих
ногах. И пусть его пропагандируют, защищают и внедряют
беспрепятственно все желающие -- но в свободное от работы время и _не
на_государственной_зарплате_. То есть, вся система агитпропа должна
перестать оплачиваться из народных средств. У многочисленных
работников агитпропа это не может вызвать негодования или
сопротивления: новое положение освободить их от всяких обидных упреков
в возможной корысти, оно впервые даст им возможность по-настоящему
доказать свою идейную убежденность, свою искренность. И им должно быть
только радостна эта двойная нагрузка: в будни, в дневное время,
принять на себя продуктивный труд для страны, производить реальные
ценности (любой труд, какой бы они ни избрали взамен нынешнего, будет
много продуктивнее, ибо их нынешний -- нулевой, если не отрицательный),
а по вечерам, по свободным дням и в отпуска посвятит свой досуг
пропаганде любимого учения, бескорыстно наслаждаясь истиной! Ведь
именно так поступают, например, верующие, да еще под преследованием --
и считают себя духовно удовлетворенными. Какой будет замечательный
случай не говорю проверить, но -- доказать искренность всех тех, кто
десятилетиями агитировал всех нас.

Все зависит от того, какой авторитарный строй ожидает нас и
дальше? Невыносима не сама авторитарность, но -- навязываемая
повседневная идеологическая ложь. Невыносима не столько авторитарность
-- невыносимы произвол и беззаконие, непроходимое беззаконие, когда в
каждом районе, области или отрасли -- один властитель, и все вершится
по его единой воле, часто безграмотно и жестоко. Авторитарный строй
совсем не означает, что законы не нужны или что они бумажны, что они
не должны отражать понятия и волю населения. Авторитарный строй -- не
значит еще, что законодательная, исполнительная и судебная власти не
самостоятельны ни одна и даже вообще не власти, но все подчиняются
телефонному звонку от единственной истинной власти, утвердившей сама
себя. Я напомню, что СОВЕТЫ, давшие название нашему строю и
просуществовавшие до 6 июля 1918 года, никак не зависели от Идеологии
-- будет она или не будет, но обязательно предполагали широчайший совет
всех, кто трудится.

Остаемся ли мы на почве реализма или переходим в мечтания,
если предложим восстановить хотя бы реальную власть _советов_? Не
знаю, что сказать о нашей конституции, с 1936 г. она не выполнялась
ни одного дня и потому не кажется способной жить. Но может быть -- и
она не безнадежна?

Оставаясь в рамках жестокого реализма, я не предлагаю вам
менять удобного для вас размещения руководства. Совокупность всех тех,
от верху до низу, кого вы считаете действующим и желательным
руководством, переведите, однако, в систему советскую. А впредь от
того любой государственный пост пусть не будет прямым следствием
партийной принадлежности, как сейчас. Освободите и свою партию от
упреков, что люди получают партийные билеты для карьеры. Дайте
возможность некоторым работящим соотечественникам тоже продвигаться по
государственным ступеням и _без_ партийного билета -- вы и работников
получите хороших и в партии останутся лишь бескорыстные люди. Вы,
конечно, не упустите сохранить свою партию как крепкую организацию
единопособников и конспиративные от масс ("закрытые") свои отдельные
совещания. Но расставшись с Идеологией, лишь бы отказалась ваша партия
от невыполнимых и ненужных нам задач мирового господства, а исполнила
бы национальные задачи: спасла бы нас от войны с Китаем и от
технологической гибели. Эти задачи и благородны и выполнимы.

А еще ведь и такая потребность бывает в человеческой душе --
искупление прошлого?..
Покажется, что я уклонился с первоначальной платформы реализма?
Но я напомню исходное предположение: что вы не чужды отцам, дедам и
русским просторам. Но я повторяю вышесказанное: мудро прислушаться
к советам раньше крайней необходимости.
Вы можете с негодованием или смехом отбросить соображения
какого-то одиночки, писателя. Но с каждым годом то же самое будет
настойчиво предлагать вам жизнь -- по разным поводам, в разное время, с
разными формулировками -- но именно это. Потому что это осуществимый
плавный путь спасения нашей страны, нашего народа.
И -- вас самих, кстати. Ведь наступит грозный час -- и вы опять
воззовете к этому народу, не к мировому коммунизму. И даже ваша судьба
-- _даже_ваша_! -- будет зависеть от нас.
Конечно, такие решения не принимаются в неделю. Но сейчас вы
имеете возможность совершить этот переход спокойно -- хоть в три года,
хоть в пять, хоть, со всем процессом, и в десять. Лишь бы начать -- уже
сейчас, лишь бы решиться -- уже сейчас. Потом жизнь выставит требования
и неотложней, и резче.
Ваше заветное желание, чтобы наш государственный строй и
идеологическая система не менялись и стояли вот так веками. Но так в
истории не бывает. Каждая система или находит путь развития или
падает.
Невозможно вести такую страну, исходя из злободневных нужд: в
1942 году осуждать Неру как клику за его национально-освободительное
движение (подрывал военные усилия наших союзников англичан), в 1956
году лобызаться с ним. И то же с Тито, и со многими, многими. Вести
такую страну -- нужно иметь национальную линию и постоянно ощущать за
своими плечами все 1100 лет ее истории, а не только 55 лет, всю ее.
Вы заметите, конечно, что это письмо не преследует никаких
личных целей. Я из вашей скорлупы вырос уже все равно, написанные мною
вещи будут все равно напечатаны, помимо вашего дозволения или запрета.
Все, что я сказал -- я уже сказал. Мне -- тоже 55 лет, и я, кажется,
доказал многими своими шагами, что не дорожу материальными благами и
готов пожертвовать жизнью. Для вас такой тип жизнеощущения необычен --
но вот вы наблюдаете его.
Этим письмом я тоже беру на себя тяжелую ответственность перед
русской историей. Но не взять на себя поиска выхода, но ничего не
предпринять -- ответственность еще большая.


А. Солженицын

9 сентября 1973г