КАК РАЗБАЗАРИВАЛИ НАШУ СОБСТВЕННОСТЬ
"ЛГ" не раз писала о состоянии зарубежной собственности Российской Федерации
(как правопреемницы царской России и СССР) за рубежом. Этой теме посвятил
несколько книг и выступлений (а в придачу еще и годы жизни) наш постоянный
автор профессор Дипакадемии МИД РФ и Сорбонны Владлен Сироткин. Как обстоит
дело сейчас? Какие усилия предпринимает для наведения порядка в этой области
российская власть, в том числе законодательная? Сегодня это не только
внутренние, но и геополитические проблемы: страна, не умеющая защищать и
возвращать свою собственность за рубежом, вряд ли может рассчитывать на
уважение партнеров, экономическую независимость и политический титул
державы. Что делать, кто виноват и как прекратить разбазаривание своих
ресурсов, принадлежащих целым поколениям? На вопросы "ЛГ" отвечает член
экспертно-консультативного Совета при председателе Счетной палаты РФ Сергей
ГАЙДАРЖИ.
- Сергей Иванович, мы постоянно говорим и пишем о том, что у нас в стране
нет денег, уповая в течение целого десятилетия только на зарубежные
инвестиции. Между тем мы хорошо "снабдили" Запад, а также США и Японию и
своей собственностью, и "русским золотом". Проясните, пожалуйста, этот
вопрос: сколько сегодня средств у России за рубежом? Из чего складывается
общая сумма?
- Должен сказать, что мы достаточно щедро разбазаривали свою собственность
за рубежом на протяжении всей своей истории, если иметь в виду и
недвижимость, и финансы.
Так, по данным Госкомимущества РФ на 28 марта 1997 года, в федеральной
собственности Российской Федерации находилось 1509 объектов недвижимости в
112 странах и 549 долей в уставном капитале зарубежных предприятий
балансовой стоимостью 3 245 млн. долларов США.
В аналитических материалах к Всероссийскому совещанию "О системе управления
государственным имуществом в Российской Федерации" (Москва, 1999 г.)
указывалось, что на учете в Мингосимуществе РФ находится 4442 объекта
недвижимости в 120 государствах балансовой стоимостью в 3169 млн. долларов
США и 48 пакетов акций и долей участия в зарубежных компаниях стоимостью 978
млн. долларов США.
Через два года картина несколько изменилась: по данным Минимущества РФ на
1.12.2001 г., на его учете находилось 3643 объекта недвижимого имущества,
расположенного в 120 странах, балансовой стоимостью в 2,7 млрд. долларов
США, 79 долей участия или пакетов акций в зарубежных компаниях стоимостью
около 1,18 млрд. долларов США.
- О чем же неспециалисту могут "просигналить" эти меняющиеся цифры? И какова
картина на сегодняшний день?
- Эти цифры говорят о том, что мы должны постоянно держать руку на пульсе
проблемы, при этом учитывать общую экономическую международную обстановку, в
контексте которой собираемся действовать.
Сегодня же, по оценкам Минимущества Российской Федерации, общая стоимость
загрансобственности новой России составляет около 3,5 млрд. долларов.
Счетная палата оценила российскую загрансобственность в 300 млрд. долларов.
Общественный экспертный совет по зарубежной собственности во главе с
профессором Дипломатической академии МИД РФ Владленом Сироткиным и
английское частное агентство "Пинкертон" дают еще большую цифру - 400 млрд.
долларов. Две последние суммы включают в себя стоимость спорного имущества.
В основе своей российская зарубежная собственность состоит из бывшей
советской государственной собственности за рубежом, принадлежащей России как
правопреемнице, включая всю собственность царской России за рубежом,
поскольку СССР признал себя правопреемником Российской империи. Кроме того,
в 1992 г. Россия признала себя правопреемницей еще и всех правительств и
режимов, существовавших на российской территории во время Гражданской войны.
Помимо прочего, объемы зарубежной собственности Российской Федерации
существенно увеличились в связи с прекращением существования СССР и
образованием на постсоветском пространстве нескольких самостоятельных
государств.
Вся эта собственность существует и принадлежит Российской Федерации по
международному праву. При этом никто сказать не может, где именно и сколько
именно.
- Почему же "новая Россия" не проявила никакого интереса к своей
собственности?
- Провозгласив "свободный рынок", мы не учли, что становление и развитие
структур, необходимых для эффективного управления собственностью,
находящейся за пределами нашей страны, не происходит само собой - для этого
нужна последовательная, соответствующая нашим национальным интересам
государственная политика.
- А какова вообще структура нашей зарубежной собственности?
- Российская государственная собственность за рубежом состоит из движимой и
недвижимой частей.
Движимую собственность составляют активы в виде банковских вкладов,
драгоценных металлов, ценных бумаг. Часть российской собственности за
рубежом представлена такой ее формой, как акционерный капитал. Речь идет о
собственности, существующей в виде различных компаний, учрежденных с
участием государственных средств и имущества бывшего СССР. Когда распался
Советский Союз, активы акционерных обществ с госкапиталом начали постепенно
уходить из поля зрения через учрежденные ими дочерние и им подобные фирмы. И
сделать это было относительно несложно: акционерные общества в свое время не
были учтены государством, так как в Советском Союзе не была создана
соответствующая структура, ведущая учет. С распадом СССР ясности в этом
вопросе не прибавилось.
Как известно, недвижимость России за рубежом накапливалась веками. Это
участки и здания (представительские резиденции и жилые дома) дипломатических
и торговых представительств, предприятий с российским капиталом; гарнизонные
и портовые сооружения для постоянных воинских команд, т.е. собственность
военного характера и используемая в военных целях; собственность Русской
православной церкви; собственность российских граждан, которые передали ее
при жизни или завещали после своей смерти государству. После Второй мировой
войны в этот список добавилась недвижимость, полученная при репарации. Сюда
же следует отнести собственность, составляющую часть культурного достояния
государства или часть его архивов, расположенную на территории другого
государства, не выставляемую и не предназначенную для продажи.
Должен сказать, что государственная собственность, находящаяся даже за его
пределами, наделена таким характерным свойством государства, как
суверенитет. В свою очередь, следствием общепризнанных принципов
суверенитета и суверенного равенства государств является принцип иммунитета
государства и его собственности. Этот иммунитет является общепризнанной
нормой международного права. Смысл его заключается в неподчинении
иностранного государства и его собственности юрисдикции другого государства.
- Хотя история утечки за границу "русского золота" или появления там царской
недвижимости уже довольно хорошо известна, но она каждый раз поражает
типично русской смесью безграничного доверия "союзникам" и
безответственностью. А какова ситуация сейчас? Можем ли мы на основе своих
законодательных актов или международных норм вернуть себе свои богатства?
- Хочу напомнить читателям, что перед Октябрьской революцией 2/3 золотого
запаса России в таких странах, как США, Франция, Англия и Япония.
По оценкам экспертов, перечисленные страны сорвали военные поставки не менее
чем на 80%. Не было и возврата золота.
Поступление золота и иностранной валюты из России на Запад не прекращалось в
течение и Первой мировой, и Гражданской войн. Оно продолжалось и много
позже, вплоть до наших дней.
Некоторые наши ученые считают, что Россия вправе претендовать на возвращение
только из Англии 50 млрд. долларов!
- Надо полагать, что Тони Блэр очень обрадуется такой перспективе, но когда
мы успели снабдить традиционно не любящий нас туманный Альбион такой суммой?
- С начала Первой мировой войны в Англию было вывезено золота, по разным
подсчетам, более чем на 4 млрд. долларов. Средства поступали на счета Банка
Англии и старейшего коммерческого банка "Бэрингс". Однако мы успели
обеспечить нашим золотом не только Англию: по разным оценкам, на счетах в
Америке в свое время также находилось до 80 млн. долларов, перевод которых
санкционировало Временное правительство.
Известно (об этом неоднократно упоминал профессор Сироткин), что сразу после
революции правительства Франции и США наложили эмбарго на российские авуары.
У них это называлось "временно взять под свою ответственность от имени
союзников", как это следует из письма министра финансов правительства
Клемансо Луи-Люсьена Клотца в декабре 1918 г. В том же самом письме Клотц
дает рекомендацию управляющему Банком Франции не отражать это золото в
отчетах о деятельности банка. С этой целью тщательно заметались следы:
слитки с императорским двуглавым орлом были пущены в переплавку и на заново
отлитых появилась французская эмблема.
- Если нам никак не удается навести элементарный порядок даже в сфере своей
собственности, которой распоряжаются другие страны, то о каком тогда
суверенитете России можно говорить? Не хватит ли благостных деклараций?
- Видите ли, наведение порядка в сфере собственности России за рубежом
требует всестороннего анализа всех золотовалютных операций царского
правительства, правительства бывшего СССР и последних правительств
перестроечной и послеперестроечной России.
Так, в период правления Виктора Черномырдина мы стали свидетелями
последствий от распродажи в свое время во Франции "золотых" царских
облигаций под индустриальное развитие России. Своеобразное урегулирование
вопроса Черномырдиным до сих пор вызывает недоумение и резкую критику в
среде ученых, дипломатов и просто думающих и достаточно информированных
людей.
- А в чем, собственно, дело? Мы ведь так гордились тем, что отдали свои
долги французам, после чего нас стали иногда называть "цивилизованной
страной":
- На мой взгляд, особенно гордиться было нечем, так как мощная пиар-акция
(Россия возвращает свои долги Франции!) на деле нанесла нашей стране
огромный урон. Известно, что из 400 тысяч претендентов - держателей царских
ценных бумаг - на деле менее 10% имели право на получение компенсаций!
Российское правительство щедро выплатило 400 млн. долларов (!) держателям
акций, не потребовав подтверждения подлинности ценных бумаг!
- Поразительно: оказывается, такие расчеты можно производить и "на пальцах".
То есть мы в очередной раз продемонстрировали Западу свое умение "любить
по-русски", не требуя никаких бумаг и доказательств, как в романсе: "Я все
отдам тебе земное - лишь только б ты любил меня:" А взаимной любви нет все
равно:
- К сожалению, это так. Между тем французское правительство, напротив,
продемонстрировало государственный подход в этом деле, заморозило эти деньги
на специальных счетах до выяснения подлинного количества потомков. Последним
было предложено самим доказать подлинность своих притязаний.
На сегодняшний день, по самым скромным подсчетам, как убежден профессор
Дипломатической академии Владлен Георгиевич Сироткин, российского золота за
рубежом находится примерно на 100 млрд. долларов!
А вот в отношении же русской недвижимости за границей подобной (хоть и
относительной) ясности, к сожалению, пока нет. Определить точную цифру
объектов недвижимости, принадлежавших юридическим и физическим лицам
Советского Союза и Российской Федерации, не под силу даже специалистам. По
одним данным, они находятся в 112 странах мира, по другим - в 122.
С некоторой уверенностью можно сказать, сославшись на британское сыскное
агентство "Пинкертон", что выявленная на сегодняшний день
царско-советско-российская собственность стоит порядка 400 млрд. долларов.
- Так это же кругленькая сумма! А мы все платим Западу долги, причем каждый
гражданин России становится должником уже при рождении, задолжав благодаря
нашим бывшим вождям почти тысячу долларов другим странам!
- Что касается так называемой царской собственности за рубежом, то тут
сложился определенный порядок при ее подсчете, так как существует "Список
русских учреждений в Палестине и Сирии (1903 г.)". Речь, конечно, идет о
святых местах в городе Иерусалиме с его православными монастырями,
гостиницами для многочисленных паломников, церквями и другими объектами,
построенными на деньги православных русских. Это, и детские сады, и
больницы, и здания духовных миссий Русской православной церкви и т.д.
Октябрьская революция вызвала мощный отток граждан России из страны. Большей
частью это были состоятельные люди. Меценатская деятельность наших
соотечественников первой волны эмиграции также была источником возникновения
российской собственности за рубежом. Построенные на их средства в начале
прошлого века дома, подвергавшиеся впоследствии реконструкции, реставрации и
расширению, зачастую переходили в собственность Русской православной церкви.
"Советская" собственность возникла в результате определенных итогов Второй
мировой войны. Например, возникновение недвижимого имущества Западной группы
войск обусловлено реализацией нашей страной своего оккупационного права. Еще
один из вариантов приобретения недвижимости в собственность нашей страны в
тот исторический период - получение ее по репарации.
Что касается этой категории имущества, то здесь необходимо срочное наведение
порядка ввиду того, что в последнее время в немецких средствах массовой
информации появляются сообщения об уничтожении важной документации,
подтверждающей права собственности нашей страны на зарубежное имущество,
вследствие: пожаров. Так, например, 21 июня 1992 г. в г. Потсдаме полностью
сгорело здание Федерального имущественного ведомства, а вместе с ним и 5
тысяч документов, подтверждающих права собственности Западно группы войск
(то есть речь идет о государственной собственности Российской Федерации) на
недвижимое имущество.
В апреле 1993 г. сгорела часть архивных документов в центральном земельном
архиве в г. Барби. По сообщениям средств массовой информации ФРГ, пожар
уничтожил около 4% хранимых там архивных документов. Большое количество
документов было повреждено во время тушения пожара. В связи с этим
приобретают огромную доказательную силу архивные документы Советской Военной
Администрации в Германии (СВАТ) - списки имущества, подпадающие под секвестр
конфискованного имущества и возвращенного имущества немецкой стороне, на
основании которых (при посредничестве немецких юристов) нам предстоит еще
сделать заявки на возвращение прав собственности сначала в земельных
ведомствах, а затем в земельных судах Германии.
Имущество, отошедшее нашей стране по репарации, конфискации и т.д. после
Второй мировой войны в Германии, Австрии, Венгрии, Финляндии, Румынии,
Болгарии, специалисты оценивают без малого в 6 тысяч объектов стоимостью
приблизительно 300 млрд. долларов!
- И мы никак не можем вернуть свое, что доказывает лишний раз нашу
бесхребетность:
- К сожалению, в большой мере нерасторопностью российского правительства в
сфере управления загрансобственностью, а также принятыми в свое время
Горбачевым и Шеварднадзе решениями объясняется напористость и даже жесткость
Германии на российско-германских переговорах по проблеме долга бывшего СССР
бывшей ГДР в переводных рублях. Известно, что эта денежная единица
использовалась во взаимных расчетах между странами - членами СЭВ и
прекратила свое существование вместе с этой организацией. Тем не менее
германская сторона категорически настаивает на курсе, в соответствии с
которым один переводной рубль равен 2,34 марки ФРГ. В результате хитроумных
немецких финансовых расчетов сумма задолженности бывшего СССР бывшей ГДР из
6,4 млрд. переводных рублей трансформировалась в: 15 млрд. марок ФРГ!
Напомним также читателю, что немало объектов собственности осталось за
рубежом с советских времен: с распадом Советского Союза в политической суете
упустили из виду его недвижимое богатство, а оно есть. Так, в 1998 г. за
границей насчитывалось 2559 бесхозных объектов (торгпредства, их
инфраструктура, офисы, квартиры "Интуриста", Морфлота СССР,
"Совэкспортфильма" и т. д.). После вывода войск из ГДР СССР также оставил
собственность на сумму в 63 млрд. долларов, причем оценка этой собственности
и отечественными, и западногерманскими финансовыми органами в тот период
совпадала.
Российская зарубежная собственность в основном сосредоточена на Западе,
особенно в Восточной Европе. Количество объектов просто поражает: в
Германии - 695, в Венгрии - 244, в Болгарии - 672, в Румынии - 464, в
Финляндии - 295, в Австрии - 2415. Если не все эти объекты, то хотя бы часть
из них могла бы работать на благо нашей страны. В настоящее время это
богатство или остается бесхозным, или обрело новых хозяев.
По понятным причинам иностранные государства не заинтересованы помогать
России в розыске ее собственности на их территории. Поэтому сегодня
необходимо продумать условия, на которых с соответствующими органами
иностранных держав можно было бы договориться о возвращении нам российских
объектов.
- Десять лет назад нижняя палата российского парламента активно занималась
этим вопросом, а затем ее энтузиазм заметно угас. Почему?
- Дело тут не в одном энтузиазме, а в том, что депутатам явно препятствуют,
причем даже на уровне получения объективной информации. Государственная Дума
проявляет постоянную заинтересованность в судьбе собственности Российской
Федерации, находящейся за рубежом, поскольку решение этой проблемы может
прямо сказаться и на благосостоянии народа, и на повышении его уровня жизни.
С 1993 г. в Государственной Думе было рассмотрено десять отдельных
законопроектов по вопросам управления загрансобственностью. В 1998 г. Дума
пыталась блокировать все сделки с имуществом за рубежом до принятия
соответствующего федерального закона. На принятый Государственной Думой и
утвержденный Советом Федерации Закон "Об управлении собственностью
Российской Федерации, находящейся за рубежом" Борис Ельцин наложил вето с
замечаниями на восьми страницах, и закон ушел на доработку в согласительную
комиссию. При этом разработчики закона признали, что окончательный продукт
получился излишне общим и декларативным, и принялись за его доработку с
учетом замечаний президента:
Однако с тех пор сменился и состав Государственной Думы, и президент, а
работа над законом продолжается.
- А какова сегодня позиция депутатов Госдумы РФ?
- Депутаты Государственной Думы были готовы рассмотреть и поддержать
концепцию закона правительства и президента России. Правда, одним законом
проблема в целом не решается. Нужен блок законов: об иммунитете
собственности Российской Федерации, о реестре всей собственности России, об
управлении зарубежной собственностью РФ. А до принятия этих законов
желательно выяснить наши отношения, например, с Украиной и Грузией, которые
упорно претендуют на часть зарубежной собственности бывшего СССР: именно они
не ратифицировали соглашение 1992 г., по которому Россия берет на себя все
долги бывшего СССР, а взамен получает все его активы.
Больше того, именно Украина уже давно разослала посольствам ноту с
требованием, чтобы западные страны не признавали правопреемство России. И
ряд стран по этому вопросу занял позицию наблюдателя, пока бывшие республики
СССР разберутся между собой.
- Мы понимаем, что Украина, в отличие от России, великая европейская
держава, чей голос могуч и силен, но сама Европа нас признает как
правопреемников царской России и СССР? Или признают только наши долги?
- В Европе Россию в качестве правопреемницы СССР официально признали пока
только Болгария, Венгрия, Исландия, Финляндия и Швеция.
- Что ж, не густо: А может ли Россия часть своих долгов (сумма которых
искусственно раздута кредиторами) погасить из тех резервов, которые
составляют ее собственность за рубежом? Или этого делать не следует?
- Да, многие специалисты полагают, что внешние долги Российской Федерации в
объеме более 120 млрд. долларов вполне могут быть обеспечены той
собственностью, что находится за границей. Недаром МВФ из года в год требует
хотя бы подсчитать ее, создать реестр имущества. Между тем известно, что во
многих странах претензии на права собственности ограничены сроком давности.
- Как же быть тогда с суверенитетом собственности, который считается частью
международной правовой системы? Или для России опять устанавливаются
отдельные правила, как для побежденных индейцев? И добьемся ли мы
когда-нибудь реального возвращения своей собственности, вместо того чтобы
вечно побираться и существовать с единственной светлой мечтой - вот придут
инвесторы: Хотя придут они с нашими же деньгами! Ведь именно Россия
оказалась крупнейшим инвестором для многих стран мира в начале ХХ века!
- Однако сейчас начало ХХI века, и в настоящее время Россия находится в
сложной экономической ситуации: в реальном секторе экономики постоянно не
хватает денег, а в это время более 17% бюджета страны идет на обслуживание и
погашение нашего внешнего долга. В таких условиях особенно возрастает
необходимость в высокоэффективном распоряжении загрансобственностью. Поэтому
проблема составления реестра объектов собственности, ее оценки и управления
ставит и перед нашими учеными, и перед политиками, и перед
финансистами-практиками принципиально новые задачи. Нельзя не учитывать тот
факт, что многие объекты российской собственности за рубежом на сегодняшний
день безвозвратно потеряны. Но если мы дальше будем медлить и разбазаривать
уникальное наследство предков, то вопрос скоро сам собой отпадет или, что
еще хуже, будет решаться без участия России и представителей российской
власти.
КОГДА ТРОНЕТСЯ ЛЕД?
Владлен СИРОТКИН, президент Ассоциации по защите прав российских
собственников за рубежом "Эритаж" (Париж)
Всегда приятно встретиться со своим единомышленником на страницах "ЛГ". С
Сергеем Гайдаржи в Думе предыдущего состава мы как эксперты вместе бились за
преодоление вето "царя Бориса" в 1999 г. на закон "Об управлении
собственностью РФ, находящейся за рубежом", принятым обеими палатами
Федерального Собрания.
Ситуация с "зарубежными клондайками России", изложенная в интервью, отражает
сегодняшнее состояние этой важнейшей государственной проблемы. Стоит еще раз
подчеркнуть международно-правовой аспект этого вопроса: все имеющиеся на
сегодня международные и двусторонние правовые акты однозначно трактуют
проблему в пользу России. Например, по вопросу о т. н. "Брест-Литовском
(ленинском) золоте" в объеме 93 542 кг во Франции есть статья 259
Версальского мирного договора 28 июня 1919 г., по которой это золото на 122
млн. 800 тыс. золотых рублей (в ценах до 1914 г.) находится в "Банк де
Франс" с формулировкой "на временном ответственном хранении" .Окончательно
вопрос о его будущем хозяине должно решить соглашение трех заинтересованных
государств - России, Германии и Франции, о чем мне уже приходилось говорить
и писать на страницах "ЛГ".
Между тем советники премьера Виктора Черномырдина в 1996 г., отдавая во
Франции в оплату по "царским долгам" 400 млн. долларов, сочли ниже своего
достоинства предварительно посоветоваться с экспертами или представителями
российского парламента, владеющими этой темой. И в результате, дремучее
правовое невежество российского златоуста нанесло нашей стране огромный
урон: мы валюту отдали, а ничего реального взамен не получили.
Еще больший урон - уже не 25 млрд. долларов за русское золото и ценные
бумаги, как во Франции, а почти в три раза больше - на 80 млрд. - грозит нам
и на Дальнем Востоке, в переговорах о договоре и мире и дружбе с Японией,
идущих вот уже много лет. И здесь "черномырдинский" подход нынешних хозяев
жизни. Только "перегоняют" с японцами не нефть, а четыре острова
Южно-Курильской гряды (некоторые дипломаты всерьез намерены отдать их
Японии, отстаивая т. н. горбачевский "нулевой вариант" 1986 г. с Маргарет
Тэтчер и "романовское (русское) золото", включая 2 тыс. 244 ящика
"казенного" и 125 ящиков "личного" золота семьи Николая II.
Согласно русско-японской финансовой конвенции 4 сентября 1916 г., очередная
партия золота была 16-19 марта 1917 г. погружена во Владивостоке на японские
крейсеры "Касима" и "Катори" (Япония как союзник Антанты в Первой мировой
войне согласилась взять на себя роль морского перевозчика русского
залогового золота для закупок оружия в США и Канаде), но корабли сии в порты
назначения - Сан-Франциско и Ванкувер - не дошли. Они просто, что
называется, "завернули за угол", причалив неподалеку в порту г. Осака, и
там: разгрузились. Слитки, как и во Франции, тайно были переплавлены, отлиты
заново в формы и заклеймены новым, но уже японским императорским клеймом.
Обоснование этой откровенно пиратской акции до сих пор звучит смехотворно.
Царь отрекся от престола 3 марта 1917 г., Временное правительство
дипломатически в тот момент никто не признал, огромное количество золота
оказалось как бы бесхозным. Вот почему Япония-де "вынуждена была (?) взять
его на временное ответственное хранение" (?!). "Временно" это золото
хранится на японских островах в подвалах "Мицубиси-банка" вот уже 86 лет,
сыграв свою роль в сотворении знаменитого "японского экономического чуда",
но в пакете документов к переговорам о мире и дружбе (в отличие от "северных
территорий") японских и российских дипломатов почему-то не фигурирует.
Между тем и конвенция 1916 г., и "колчаковские" межбанковские
русско-японские финансовые соглашения во Владивостоке 7 и 16 октября 1919 г.
однозначно гласят: в случае форс-мажорных обстоятельств (по трансферу золота
в Северную Америку) или невыполнению поставок оружия (Колчаку японцы не
поставили ни одной винтовки из уже оплаченного военного заказа) золото
возвращается законному правительству России.
Кстати, когда в январе 1925 г. Япония и СССР восстановили дипломатические
отношения, японцы небольшую часть этого "романовского золота" все же
вернули, признав тем самым и факт его наличия на своих островах и создав
прецедент.
Увы, для сегодняшних переговорщиков, дипломатов и чиновников российские
национальные интересы фактически ничего не значат, и, вероятно, президенту
России Владимиру Путину пора наводить здесь порядок. Сами по себе эти
граждане вряд ли озаботятся проблемой, почему при таких богатствах каждый
гражданин России становится сегодня должником уже при рождении? Можно
предположить, что высокопоставленным чиновникам требуется, говоря
современным языком, "откат".
Ей-богу, не раз вспомнишь старое доброе царское время, когда в Уставе о
государственной службе существовала норма - "ссылка в Сибирь навечно за
преступное небрежение державным интересом" (включая и взятки). Кстати,
только перед Первой мировой войной таких "небрежителей" оказалось аж 8% от
всего количества чиновников, включая и довольно крупных дипломатов. Сегодня
процент таких лиц, видимо, был бы намного выше:
Главное, что мешает решению проблемы, это отсутствие с 1993 г. единого
государственного федерального органа (агентства), которое было бы
уполномочено Думой (законом) и президентом (правительством) решать все
сложнейшие вопросы управления и распоряжения огромной зарубежной российской
недвижимостью, хотя бы по образцу англо-саксонских стран - США,
Великобритании, Канады и др. Там существуют специальные правительственные
агентства (в рамках госдепа США) или при правительствах, которые отвечают за
эксплуатацию госсобственности - посольств, консульств, правительственных
информационных бюро, отделений госбанков и т. п.
У нас в правительстве решили пока все дело невостребованных (!) "зарубежных
клондайков" передать Минфину России, куда в рабочую группу как эксперта (для
подготовки проекта положения об Агентстве по зарубежному имуществу)
пригласили и меня. Кроме того, отчаявшись получить от министерств и ведомств
полный реестр их заграничного имущества, Счетная палата РФ решила
самостоятельно составить такой реестр, для чего тоже создала свою
оперативную поисковую группу. Хочется, разумеется, проникнуться оптимизмом,
но похоже, что без президентского, парламентского и широкого общественного
контроля за решением этой проблемы дело вряд ли сдвинется с мертвой точки.