Почему России нужна твердая защита прав интеллектуальной собственности
Александр Вершбоу
Одна из причин, по которой я рад находиться в России в качестве посла США, -
это множество возможностей принимать участие в богатой культурой жизни
России. Россияне по праву гордятся своим богатым наследием в музыке,
литературе, театре и кинематографии, а также своими достижениями в сферах
науки, космоса и технологий.
Широкое признание, которое получили последние российские фильмы, такие как
"Возвращение", показывает, что давние традиции России в литературе и
художественном творчестве до сих пор живы и процветают. Россия известна во
всем мире своими достижениями в науке и культуре. Однако есть и кое-что
другое, чем Россия славится все больше и больше: кражи и пиратство в сфере
интеллектуальной собственности угрожают подорвать успехи России в сфере
науки и культуры в будущем.
В прошлом году росту количества пиратских дисков (СD, DVD и СD-ROM) в России
уделялось немало внимания. Но, как показали недавние опросы общественного
мнения, российские граждане не слишком обеспокоены пиратством в сфере
производства музыки, фильмов и программ, потому что они считают, что
единственными жертвами такого типа пиратства становятся западные
звукозаписывающие фирмы и киностудии, которые, по мнению россиян, не
нуждаются в дополнительных доходах от продаж в России. Однако россияне тоже
становятся жертвами пиратов, и если пиратство продолжится, то число
пострадавших от него в России будет возрастать.
Права интеллектуальной собственности существуют для того, чтобы служить
стимулом креативности. Музыканты могут позволить себе написать и записать
музыку, потому что ожидают, что результат их труда - записи - будет оплачен.
Во время бесед с уже известными и только подающими надежды российскими
музыкантами я не раз задавал им вопрос о том, где можно найти их работы на
CD-дисках. Как ни печально, чаще всего они отвечали, что им просто не
выгодно записывать свои работы в России в связи с высоким уровнем пиратства.
Визит президента Путина на "Мосфильм" в прошлом месяце вскрыл, что
аналогичный ущерб пиратство наносит и российской киноиндустрии, несмотря на
выдающиеся достижения российских кинематографистов.
Фирмы по производству программного обеспечения могут позволить себе
оплачивать работу программистов и других технических работников, потому что
надеются получить доход от продажи итогового продукта. В России очень много
талантливых программистов и технических специалистов, однако технологический
сектор тоже стал жертвой пиратов, лишающих новаторов денег, которые им
нужны, чтобы воплотить свои идеи в жизнь.
Потенциал российских ученых и изобретателей позволяет России создавать
коммерчески ценные инновации, особенно если страна будет привлекать
инвестиции хай-тек компаний. Однако этот процесс никогда не оторвется от
земли, если технические инновации не будут адекватно защищены соблюдением
законов о правах интеллектуальной собственности.
Пираты препятствуют вливанию иностранных инвестиций в российские культуру и
технологии, несмотря на наличие в этих сферах множества талантливых
творческих специалистов.
Россию все чаще называют главным источником пиратских товаров на мировом
рынке, и вполне обоснованно. Пиратство достигло в России масштабов такой
эпидемии, что страну ставят на второе место после Китая, где в период
максимального распространения пиратской проблемы работало 29 заводов по
производству контрафактной продукции.
В России, как сообщается, в данный момент действует по крайней мере столько
же нелегальных заводов. Каждый год в России производится более 320 млн
пиратских дисков, и 90% из них идут на экспорт.
Пока потенциальные инвесторы будут считать Россию страной, которая не
уважает законы, права интеллектуальной и личной собственности, они будут
продолжать инвестировать в те места, где их собственность, во всех ее
формах, защищена лучше.
Например, как говорят западные звукозаписывающие студии, одна из главных
целей их вхождения на российский рынок - это поддержка талантливых
российских музыкантов, с тем чтобы те поделились своим талантом с остальным
миром, а не просто продажа дисков Мерайи Кери и Эминема. Однако, продолжают
они, в связи с нынешним уровнем пиратства вкладывать в российскую
музыкальную индустрию то количество денег, которое Россия заслуживает,
совершенно неоправданно.
Опасность пиратства нигде не является столь очевидной, как в сфере
фармацевтики. Фармацевтическое пиратство не только присваивает доходы,
которые могли бы быть пущены на разработку более эффективных и действенных
лекарств, но и создает прямую угрозу для здоровья и жизни россиян, которые
используют поддельные и низкокачественные средства.
За Россией все прочнее закрепляется репутация экспортера пиратских товаров,
и это, скорее всего, повлияет на легальный экспорт из страны. Иностранные
импортеры и потребители должны быть уверены, что импортируемые товары
настоящие и сделаны хорошо. Растущий поток дешевых товаров, подделок и копий
постепенно подрывает это доверие и заставляет импортеров искать более
безопасные альтернативы.
В итоге, финансовые последствия пиратства продолжат сдерживать развитие
важных сфер индустрии, которые могли бы предоставить россиянам полноценные
рабочие места, где важны знания, креативность и инновации, продолжат
создавать ненужные препятствия для роста экспортного российского рынка.
Пиратство приносит большие доходы, но эти доходы получают лишь несколько
очень богатых людей за счет многих-многих других. За счет артиста и творца,
доходы которых выкачивают те, кто их не заработал. За счет разработчика
программного обеспечения, который не в состоянии создавать новые,
революционные программы, не опасаясь того, что его продукт будет украден. За
счет музыканта, который не может позволить себе записываться в России. За
счет киностудии, которая вынуждена сокращать количество фильмов,
производимых для российского рынка. За счет экспортера, который сталкивается
с необоснованным сомнением в законности его продукта. За счет каждого
российского рабочего, который мог бы найти достойную работу в растущей
компании в отрасли, которая просто не будет развиваться, пока пиратство
отбирает ее деньги.
В конце концов, за счет всех нас - и в России, и во всем мире, кого лишают
богатых культурных и научных достижений, составляющих величайшее
историческое наследие России и обещающих новые и еще более крупные вклады в
развитие нашего мира в XXI веке.