Я считаюсь (и сам себя считаю) журналистом либерально-демократического
направления. Один из обязательных символов веры людей данной породы - борьба
за отмену смертной казни, т. е. <за гуманизм> по отношению к убийцам,
маньякам и тому подобной публике.
Мои уважаемые собратья добились больших успехов - вопреки инстинкту
самосохранения, чувству справедливости и здравому смыслу огромного
большинства людей смертная казнь действительно запрещена во всем
<цивилизованном мире>, больше того - сам этот запрет стал одним из главных
критериев, отделяющих <цивилизованные> страны от <нецивилизованных>.
Поскольку Россия очень хочет быть страной цивилизованной, а добиться этой
чести нам с нашей коррупцией, экологией, бюрократией и Чечней очень трудно,
то мы решили уж хотя бы в вопросе смертной казни не отставать от <больших>.
И вопреки мнению русского народа смертную казнь запретили в России, как
вопреки мнению европейских народов ее запретили в Европе.
Но я, как видно, демократ с изъяном, никак не могу себя изнасиловать и
убедить, что если нечто кажется мне глупостью и несправедливостью, но на
этом настаивают просвещенные господа европейцы, то мое дело заткнуться и
молча брать под козырек. Да, часто бывает, что прогресс противоречит
здравому смыслу, но в том, чтобы спасать драгоценные жизни убийц и маньяков,
я не вижу ни здравого смысла, ни прогресса.
Первое. Запрет смертной казни не влияет на число убийств. Вот статистика: в
СССР смертная казнь применялась очень широко (в 1960 - 1988 гг. были
расстреляны 24.000 человек) и совершалось порядка 10.000 - 15.000 убийств в
год. Когда в начале 1990-х смертную казнь <приостановили>, а затем и
отменили, число убийств (только в одной РФ, т. е. в половине бывшего СССР)
за последние 10 лет составляет около 35.000 в год.
Конечно, этот рост вызван не только (может, и не столько) запретом смертной
казни, но в любом случае статистика впечатляет. Кстати, почти все практики
твердо говорят, что смертная казнь пугает убийц, что смертная казнь хотя бы
отчасти способствует уменьшению числа убийств. Почему я должен не верить
следователям и прокурорам?
Второе. Не государство дало жизнь - не ему и отнимать. Отлично. А войны?
Убивать заведомо невинных можно, им, как видно, жизнь дало как раз
государство! Дальше, будем логичны. А свободу человеку дало государство?
Нет, он рождается свободным. Как же государство у преступника свободу
отнимает, по какому праву? Это, значит, можно, а то нельзя? Кто взвешивал,
на каких весах? Может быть, следующий шаг гуманизма - и тюрьмы закрыть?
Третье. Судебные ошибки, их после казни не поправишь. А врачебные ошибки?
Ясно, что от них гибнет куда больше людей. Так что - закрыть по этой причине
больницы? А если человек <по ошибке> отсидел в тюрьме лет десять, а потом
его освободили, то что делать с такой <ошибкой> - извиниться? Едва ли всех
утешит это извинение, несправедливо потерявшие лучшие годы жизни в тюрьме
тоже сочтут эту ошибку непоправимой. Ну так что делать - закрыть тюрьмы и по
этой причине?
Четвертое. Мы - страна христианская, нам смертная казнь не пристала. Ловко!
2000 лет всему христианскому миру смертная казнь (да какая! Расплавленный
свинец в рот фальшивомонетчику!) пристала, а сейчас - не пристала! Это
насколько же у нас и во всем мире вдруг резко усилилось религиозное чувство!
Все знают, что это полнейшая чушь. Как раз в те времена, когда люди были
глубоко верующими, смертная казнь процветала. Причем борцы со смертной
казнью, как правило, люди вполне равнодушные к религии, а то и вообще
атеисты.
Я тоже человек не церковный, не считаю аргумент <Церковь одобряет или не
одобряет> существенным при решении гражданских вопросов. Но зачем же
заниматься демагогией? Оставьте религию - она тут точно ни при чем.
Пятое. Казнь - это тоже убийство. Убивая, государство узаконивает в
общественном сознании убийство, отказываясь убивать, государство ставит
убийство <вне закона> и тем самым нравственно оздоровляет общество.
Редко встретишь такую жалкую аргументацию. Для 99% обычных людей не нужна
санкция государства - они и так знают (и по воспитанию в семье, и просто от
рождения, потому что <совесть имеют>), что убивать нельзя. А тот процент
жестоких людей, которые получают удовольствие от насилия и убийства, тоже
прекрасно знают, что убивать нехорошо, однако плевали на это знание -
наоборот, они часто <ловят кайф> от того, что <смогли переступить> через
запрет. Так что воспитательная функция запрета смертной казни равна нулю.
Хотите смягчать нравы - запретите войны, ограничьте рекламу насилия на ТВ
(почему, в самом деле, рекламировать табак нельзя, а убийство можно?).
Итак - аргументов нет. Ни практических, ни моральных. Есть мода, которой
легко поддаются правительства (ведь лично правителям все равно) и под
которую гнут все общество.
Эта мода жестока и несправедлива по отношению к обычным людям. Она лишает
тех, у кого убили родных, последнего утешения - отмщения, удовлетворения
хотя бы чувства справедливости.