Честная радость
Прекрасно сказано у dedushka:
=======
Посещение православных служб и особенно проповедей и общение с
воцерковленными русскими навело меня вот на какую мысль: то понимание
православия, которое сложилось на сегодняшний день в русской православной
среде, пересыщенно апостатическими настроениями. На все лады проводится одна
и та же мысль: в будущем может быть только хуже. Любые неприятности есть
правило, а любые удачи - исключение.
Все это так и все это в общем душеполезно, если бы не одно огромное "но". В
понимании этих азбучных истин православия совершается вопиющее искривление и
смешение планов. Речь изначально идет о метафизике, но люди понимают
говоримое буквально. В таком случае лучшим, из того выбора, который
представляется русскому, становится плюнуть в тарелку как описано у Куприна,
т.е. насолить хоть в чем-то обидчику (который ходит по русским головам в
значительной степени потому что не подписывался на самоубийственную веру).
Таким образом человек лишается самой главной опоры - надежды на улучшение
жизни. Если делать выбор между такой религией и никакой, то нужно выбирать
никакую, если в самом деле не хочешь сдохнуть в дерьме. (Есть правда
счастливые исключения в самой православной среде, расставляющие все по
местам, но их искать - можно иногда и заебаться.)
Можно добавить еще вот что. Для многих, если не большинства, воцерковленных
русских, самоопределением стала сама эта мрачная перспектива в будущем. Т.е.
такой же как я это тот, кто согласен, что нам скоро конец и кто видит в этом
даже особого рода наслаждение. При этом всякая попытка указать на то, к чему
это ведет и на то, что ни один другой народ так себя не ставит в жизни,
вызывает острейшее неприятие (страдать мешает, ссука!). Надо ли говорить об
источниках этого образа мысли. Это то, что оказалось действеннее многих
армий, то есть орудие, которым нерусские покоряют огромную страну и
миллионный народ.
======
На самом деле тут дефект именно что метафизический.
Жизнь - что "по религии", что по голой эмпирике - состоит в основном из
неприятностей, и заканчивается тоже очень неприятно. Вопрос в том, как к
этому относиться.
С маздеистской точки зрения (которую я, понятное дело, всецело принимаю), и
счастье и горе для хорошего человека являются своего рода достижениями.
Счастье - потому что это награда Творца. Горе - потому что это, как правило,
месть Врага, ненавидящего хорошего человека (скорее всего, за то, что он
сделал что-то особенно благое).
Напротив, счастье и горе плохого человека "будут вменены ему в вину", по
причинам обратного свойства. Ибо радости его (счастьем это назвать нельзя,
плохие люди могут радоваться и наслаждаться, но счастливы они не бывают)
ниспосылаются ему Врагом.
(Кстати, различить же хорошего и плохого человека можно отчасти по тому,
какие именно события он переживает как счастье и горе. Но это отдельная
тема.)
Христианство устроено иначе.
Например, протестантизм противоречит вышеизложенной системе воззрений
полностью и целиком. Потому что там наоборот: если тебе хорошо (разумеется,
в строго определённом значении слова "хорошо": типа, "есть бабло, ты крут, и
при этом не крал чужие носовые платки"), то ты хороший. И наоборот. "И дух
капитализма, и дух капитализма", ага-ага.
"Православное" понимание того же вопроса совсем уж интересно.
А именно: общеавраамическое "Бог посылает всё, и блага и бедствия" в
православии (каким я его знаю) интерпретируется так, что Бог посылает именно
и только бедствия, "один голый кнут".
Всё хорошее же (да просто приятное) - от Сатаны: он-то и раздаёт конфетки, а
от Бога сухой корки не дождёшься. Он не по той части, он только "наказует" и
"вразумляет", то есть бьёт. Поэтому отсутствие "кнута по спинушке" - это
признак Божьего невнимания, даже богооставленности. "Не замечает".
И отсюда - "пошли мне Господь скорбей". Серые лица, серые платки, грязная,
мятая одежда, злые глаза православных старушек. "Несчастьица нам,
несчастьица вам".
И единственная человеческая радость - злорадство. "Вот и ты, и ты согнись,
согнись перед Господом-то, сгноись перед ним".
И подразумеваемое - "пусть тебя перекосит, пусть у тебя ребёночек заболеет,
пусть тебе худенько станет... вот тогда-то боженьке замолишься, замолишься.
И будешь как мы, сереньким, сыреньким, грязненьким". "Пусть будет тебе
пусто, пусть будет тебе мокро, пусть будет тебе холодно".
И постоянное обличение друг друга в грехах. И уныние, уныние как
единственная добродетель. "Жизнь есть пост", да.
У меня, правда, есть смутное подозрение, что таково только "православие
российского извода". Греки вот тоже православны, "и ничего, барашка кушают".
Есть, конечно, "Афон и всё такое", но это для специальных людей. И то: Афон
как бы освящает собой "море, небо, барашка" и общую жовиальность бытия.
"Вкусно живём - и свято живём. Спаси Господи". Вкусно и свято: горячее мясо
и вино под огромными мохнатыми звёздами, и серебряный крестик на смуглой
девичьей груди. "Всё хорошо, Господу слава".
Российское же православие именно этого... не то чтобы не признаёт, а даже не
понимает. "Нельзя людям радоваться, нечему радоваться". Честной бывает
только скорбь, скорбь и терпение. "Ребёночек умер, Господу слава, аминь".
"Несу скорби. Хорошо." Пить слёзы, кровью из прокушенной губы заедать.
"Славное вино для Господа - слёзки".
Я не говорю, что это плохо. Иногда (особенно в пучине скорбей) такое
мировоззрение очень утешает. Но вообще-то с точки зрения выживаемости нации
любая другая религия (хучь "кришнаизм" какой) даёт огромную фору. Потому что
разрешает честную радость. Ну или бесчестную (есть же и "всякие нехорошие
верования"). Но - разрешают.
И пока русским "можно только в скорбях быти", по их головам будут ходить.