От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 02.11.2003 20:28:14 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Человеческие инстинкты и законы эволюции (*+)

http://www.sovross.ru/2003/123/123_6_3.htm

ВОЗДУШНЫЕ КОНСЕРВЫ


Человеческие инстинкты и законы эволюции.
Британская телекорпорация, преуспевшая на ниве создания фильмов о дикой
природе, обитателях подводного и наземного мира, решила наконец подступиться
к исследованию рода людского, создав цикл <Человеческие инстинкты>,
показанный недавно по ОРТ. И хотя создатели сериала честно признались, что
им так и не удалось понять до конца психологию столь сложно устроенного
существа, как человек, они тем не менее попытались это сделать, при этом
порой излишне увлекаясь упрощенческим толкованием этапов человеческого
развития, стремясь дать многим людским поступкам чисто биологическое
объяснение. При этом мораль, нравственность, религиозные убеждения,
историческая память как бы оставались за скобками. Впрочем, такой подход
свойственен западной психиатрии, стремящейся принизить, низвести человека до
животного уровня,- в обществе, где <человек человеку волк>, иначе и быть не
может. На этом фоне готовность к самопожертвованию, высокая духовность
воспринимаются уже как нечто особенное. Авторы фильма повествуют о случае
времен вьетнамской войны, сопровождая рассказ кадрами кинохроники о ковровых
бомбометаниях американских агрессоров и называя вьетнамцев <вражескими
силами>. В одном из боев с <противником> американский солдат прикрыл от
осколков гранаты раненого товарища. За этот поступок он был удостоен высокой
награды, врученной ему президентом США. Спасенный боец, уже постаревший
ветеран, похоже, до сих пор удивлен жертвенным поступком сослуживца и
говорит, что именно ему обязан и успешной карьерой после войны, и счастливой
семейной жизнью. Авторы фильма подчеркивают, что американский солдат,
заслонивший друга, действовал <вопреки инстинкту самосохранения>, считая
данное поведение чем-то особенным. Нам же, воспитанным на примерах
жертвенной доблести предков, полагавших, что <нет смерти достойнее, чем за
други своя>, подобное толкование не может не претить.

Не менее удивительный, по мнению создателей цикла, случай произошел 11
сентября 2001 года, когда двое служащих, покидавших горящий торговый центр,
услышали мольбы о помощи и, невзирая на опасность, помогли выбраться из-под
обломков совершенно незнакомой (авторы акцентируют внимание на этом
обстоятельстве) женщине. И опять-таки, по версии создателей, сделано это
было вопреки инстинктам, которыми люди обязаны руководствоваться в момент
опасности. Женщина, сидя в инвалидной коляске, благодарит своих спасителей,
которых она до этого случая даже не знала. Обычное с точки зрения советского
человека (вспоминается поставленный во МХАТе спектакль по пьесе В. Розова
<Ее друзья>) поведение - как раз ненормальным было бы равнодушно пройти мимо
молящего о помощи человека - на Западе считается чем-то сверхъестественным.
И подобную, с позволения сказать, мораль нам усиленно пытаются насадить в
последние годы посредством дешевых киноподелок и прочих образчиков
зарубежной масскультуры! А сколько желчи и сарказма изливали по поводу
<совковости> нашего народа доморощенные хохмачи-глумливцы, как изгалялись
над доверчивостью и добротой русского народа! Отчего же сейчас истошно вопят
они об угнанных автомобилях, ограбленных дачах, разве не этого добивались?
Так пусть пожинают плоды деяний своих.

Впрочем, как оказалось и было наглядно показано в фильме, тяга людей к
справедливости, состраданию вовсе не является чем-то аномальным, скорее
наоборот - человечество пришло к осознанию этих базовых ценностей в
результате эволюционного развития. В качестве примера приводится
эксперимент, проведенный в одном из лондонских детских садов. Малышам,
разделенным на несколько пар, дано простое задание: один из детей, получив
десять шоколадных медалек, должен разделить их с товарищем. Поначалу в детях
срабатывал частнособственнический инстинкт - они старались дать второму
ребенку меньше шоколадок, оставляя себе большую часть. Психологи предложили
вторым участникам эксперимента оценить подобное поведение, причем, если они
соглашались с дележом, шоколадки оставались у детей, если нет, шоколадки
отбирались у обоих участников. И абсолютно все дети, обделенные своими
напарниками, предпочли вовсе остаться без шоколада, но не потакать
обманщикам. А когда исследователи предложили вновь разделить шоколадные
медальки, наученные горьким опытом дети уже честно делили шоколадки поровну.
Такое поведение устроило напарников, и оба участника в итоге получили свой
шоколад. Опыт демонстрирует тягу людей к социальной справедливости, которая
стала необходимым элементом существования людского сообщества. Исходя из
этого наблюдения, мы можем заключить, что сознание <руссиянских>
реформаторов и олигархов находится на примитивнейшем уровне, когда развит
только хватательный рефлекс в ущерб всем остальным. И подобная модель
поведения будет непременно отвергнута обществом - таковы законы природы.
Потребность во взаимоподдержке должна срабатывать на подсознательном,
инстинктивном уровне. Подобное поведение наблюдается и в животном мире,
правда, в качестве примера авторами выбраны малосимпатичные летучие
мыши-вампиры. После ночной охоты хищники добровольно делятся добытой кровью
с менее удачливыми соплеменниками, спасая их тем самым от голода. Авторы
цикла, впрочем, трактуют подобное поведение лишь как попытку <обезопасить
себя в случае неудачной охоты> и получить помощь от благодарных сородичей в
будущем. Можно спорить с подобной оценкой, но вывод напрашивается сам собой:
чтобы выжить, и людями, и животным надо поддерживать друг друга в трудный
момент, что в принципе расходится с западным постулатом <каждый сам за
себя>. Впрочем, во времена Советского Союза западные правители вынуждены
были поступиться многими своими ценностями, желая сохранить свой строй, и
должны были обеспечивать социальные гарантии другим членам общества. Но
после распада социалистического блока система сдерживания и противовесов,
обеспечивавшая стабильное развитие мира, рухнула, и человечество оказалось
отброшенным в своем развитии на столетия назад, что не может не вызвать
новых социальных потрясений. И как грозное предостережение зазвучали ранее
казавшиеся не более чем научной фантастикой произведения советских писателей
И. Ефремова, А. Беляева. В повести Александра Беляева <Продавец воздуха>
рассказывается о том, как алчный англичанин мистер Бэйли решил захватить
монополию над самым ценным, что есть на нашей планете, - воздухом. Он
построил в Якутии подземную лабораторию, куда с помощью мощных установок
затягивались воздушные потоки, что спровоцировало невиданные смерчи,
разрушения, гибель и страдания миллионов людей. Но на это алчному
капиталисту и его подручным было наплевать, они думали только о выгоде. Вот
как отзывался о своем патроне угодливый подчиненный Люк: <О, он очень
хитрый, мистер Бэйли.. Коммерсант! Что же вы хотите? У вас богатства лежат
даром, как собака на траве, а он сделал из них деньги. Хорошо вас провел
мистер Бэйли!>. Морально-этические нормы при этом были отставлены далеко в
сторону. Впрочем, страдали не все, капиталисты попытались себя обезопасить.
<Снабдил ли их Бэйли <воздушными консервами>, начали ли богачи сами добывать
жидкий воздух, чтобы не умереть от воздушного голода, как бы то ни было, но
в руках капиталистов оказалась эта новая, самая дорогая валюта. Жидкий
воздух победоносно выступил на рынок, заставив пасть ниц все другие
ценности>. Впрочем, могущество мистера Бэйли длилось недолго - советские
ученые разрушили его чудовищные планы. И тогда Бэйли <запустил скрюченные
пальцы в свои сокровища - <воздушный бисер>, схватил несколько бисеринок, с
трудом поднял их и проглотил... Внутренняя теплота желудка расплавила
оболочки бисеринок, и они взорвались. До снега долетела только голова Бэйли.
Все его тело было разорвано на мельчайшие части и унесено неведомо куда...
<Лопнул купец>, - сказал якут Никола>.

Если в этой провидческой повести, созданной почти восемь десятилетий
назад, заменить воздух на нефть, то картина покажется до боли знакомой.
Нынешние хозяева мира также решили монополизировать нефтяные ресурсы планеты
и готовы ради этого уничтожать страны и народы, разрушить природный баланс
планеты. Впрочем, финал этой авантюры будет столь же бесславным, как и
судьба мистера Бэйли. Эволюционное развитие не остановить, будущее - за
справедливым мироустройством, которое может быть достигнуто только на путях
построения коммунистического общества, о чем мечтали лучшие представители
человечества. И что на подсознательном уровне понимают даже дети, самые
честные существа на планете Земля.

Елена БАДЯКИНА.