В четверг в Москве открылась IV межрегиональная конференция, посвященная
проблемам уличной рекламы. Проблем не меньше, чем щитов, растяжек и стендов
на улицах. Одна из самых главных - этическая. Рекламщики никак не могут
договориться, кто должен следить за изображениями голых девиц и пьющих
подростков. А также знаменитостей - без их на то согласия.
Сколько вешать?
Сегодня в столице размещено около 80 тысяч единиц рекламных носителей,
начиная со скромных вывесок на столбах типа "Мебельный магазин, 200 м" и
заканчивая щитами 3 на 6 метров. Городские чиновники считают, что это много.
- 300 конструкций мы уже убрали, - заявил первый заместитель мэра в
правительстве Москвы Петр Аксенов, - и это не предел.
Председатель московского комитета рекламы Игорь Пресняков в свою очередь
пообещал демонтировать 20% щитов с основных магистралей. А если вступит в
силу новый ГОСТ размещения дорожных знаков (документ пока не зарегистрирован
в Минюсте - рекламное лобби не дает), то с городских улиц придется убрать
95% носителей!
- Это драконовские правила, - возмущается Пресняков. - В них заложены
беспрецедентно жесткие нормативы, регулирующие расстояния между знаками и
рекламными конструкциями.
По мнению операторов рекламного рынка, перенасыщенность московских улиц
рекламой всего лишь обман зрения.
- Что Запад! Давайте сравним себя хотя бы с Китаем, - восклицает
вице-президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Вадим
Куликов. - На каждый миллион городских жителей там приходится 100 тысяч
рекламных конструкций. А в Москве на 11 миллионов - всего восемьдесят.
Президент РАРА Владимир Евстафьев нашел компромиссный выход. Он предложил
коллегам развивать новые виды рекламных носителей: настенные экраны и другие
конструкции с меняющимся картинками.
Кто за качество отвечает?
Рекламоненавистники применяют тактику точечных ударов: высматривают
потенциальных жертв, которых можно "привлечь" по этической части. То и дело
Московское управление Министерства по антимонопольной политике (МАП)
рассматривает претензии столичных пуритан, направляет запретительные
предписания рекламодателям. А если те не слушаются, то обращаются в суд.
Негодование общественников вызывают иудеи, которые "работают даже по
субботам", "на-найцы" без штанов, оголенные девушки. "Известия" недавно
писали о громком скандале из-за рекламы сети супермаркетов "Пятерочка", , на
которую обиделись "вовочки" с "двоечками" и "гаишники под елочкой". Зато на
откровенную безвкусицу вроде отрубленной женской головы под мышкой ее
владелицы никто и внимания не обращает.
Структурировать столь тонкую материю, как этика, непросто. Но необходимо,
чтобы не было мучительно больно за бесцельно выброшенные деньги на
производство рекламы. Но рекламодатели, которые в конечном итоге
расплачиваются за "неэтичность", пассивны. В отличие от агентств и
чиновников. У агентств пока ничего не получается: слишком много структур,
нет единства во мнениях. А то, что делают государственные мужи, никого не
устраивает.
- В экспертный совет по рекламной этике при МАП входят только чиновники, -
говорит вице-президент Ассоциации рекламодателей Владимир Аксенов, - из
Минздрава, из Министерства образования. В цивилизованном мире эту задачу
решают ассоциации рекламодателей. А законы о рекламе существуют всего в
нескольких странах.
Сегодня МАП пытается протолкнуть через Госдуму новый закон о рекламе, где
было бы прописано, что позволено показывать народу, а что нет. Операторы
рынка считают, что это в принципе невозможно.
======================
Елена БОННЭР, вдова Андрея Сахарова:
"Лицо Сахарова рядом с лицами Сталина и Дзержинского неуместно"
Оказаться внутри этического конфликта можно даже в том случае, если
персонажи рекламного плаката застегнуты на все пуговицы, а слоган абсолютно
нейтрален. Речь о портретной галерее выдающихся российских деятелей на
стикерах партии "Единая Россия", которые уже месяц украшают вагоны метро.
Авторы произведения, не спросясь, записали в "медведей" Сталина,
Солженицына, Сахарова, Гоголя, Бродского, Шукшина и еще сотню живых и
мертвых. Что не только неэтично, но и чревато судебными исками.
- Я категорически против использования имени, фотографий или текстов Андрея
Дмитриевича Сахарова без моего разрешения, - сказала Елена Боннэр. -
Юридически я являюсь единственным наследником его авторского права, которое
включает в себя использование имени. Сегодня оно используется
бесконтрольно - то вздумают где-то памятник поставить, то вот плакат
напечатают... А мы все твердим "правовое государство, правовое
государство"... Это беспардонность, вынуждающая меня становиться склочницей
и обращаться в суд. До сих пор я в суд ни разу не обращалась, но, видимо,
придется. Мне кажется, что идеология и практическая деятельность партии
"Единая Россия" неадекватны тому, что хотел видеть в России Андрей
Дмитриевич Сахаров. Рядом с лицами Дзержинского и Сталина лицо Сахарова мне
кажется неуместным. Я обращаюсь к юристам газеты "Известия" за советом и
помощью.