В "Ведомостях" штатный шутник Данилкин решил поговорить серьезно. Избрал для
этого тему взаимоотношений среднего класса (ну, и тех, кто выше), и так
называемых "отбросов общества", с которыми этот средний класс вынужден жить
в одном дворе, или даже на одной лестничной площадке.
Данилкин призывает к социальному апартеиду.
Кем его прикажете считать?
ПРОЕКТ "Б": Мухи отдельно
Лев Данилкин 20 сентября 2002
Один мой приятель имел обыкновение расплачиваться с гаишниками мужскими
глянцевыми журналами. Однажды ментовский унтер, разглядывая кипу бумаг с
голыми телками, поднял глаза на нарушителя и спросил: "А живых когда
привезешь? " Приятеля передернуло от брезгливости. Это не была грубая
мужская шутка. Эти слова были лингвистическим продуктом жизнедеятельности
существа другого антропологического вида.
Средний класс сталкивается с "этими людьми" - другими, чужими и
неадекватными - на каждом шагу. Можно назвать "их" пролетариями. Некто,
другой мой знакомый, тоже из новой буржуазии, приобрел квартиру в хорошем
районе, но в старом доме. В соседях у него оказались "синяки", со всеми их
бытовыми мерзостями. Приятель пригорюнился: увещевать эту шушеру
бессмысленно, и даже демонстрация кулаков действует на них только до той
поры, пока они трезвы. Дальше им плевать.
Именно поэтому я хотел бы жить в государстве социального апартеида. В
котором действовал бы закон, защищающий буржуазию от пролетариата. Чтобы
несколько районов были объявлены резервациями, в которые пролетариям доступ
закрыт - как грузовикам свыше 3,5 тонн на Садовое. Что делать с
пролетариями, которые не собираются продавать квартиры внутри этих
резерваций? Депортировать. С выплатой стоимости жилья по рыночной цене. В
обмен на принятие такого закона я согласен терпеть высокие налоги. ОНИ, я
согласен, пусть не платят ничего; пусть получают субсидии. Но пусть не
попадаются мне на глаза, по крайней мере в моем жизненном пространстве.
На самом деле социальный апартеид существует и сейчас. Людей из пятиэтажек в
центре выселяют в Бутово. Некоторые оттягиваются прочь сами. Есть даже и
резервации, Рублевка например; но это история уже не про средний класс.
Депортации de facto были частым явлением в начале 90-х. Я слышал рассказы
риэлторов о насильственных расселениях: "Ставил я им ящик водки, мешок
картошки, врезал железную дверь и запирал на неделю. Потом подгонял
грузовик, и все как миленькие ехали в Коломну или Александров. .. " Но
буржуазия отличается от скинхеда и бандита тем, что действует по закону и не
допускает прямого насилия.
Хотелось бы, чтобы антипролетарские законы были приняты официально. Отчего
среднему классу не пролоббировать их - открытым текстом, без ханжества.
Победители имеют право на привилегии.
Увы, такого рода апартеид - утопия. Как отфильтровать на законных основаниях
остоженского пролетария от остоженской старухи-филологини, которая доживает
свой век на пенсию в 2000 рублей? Ее что - тоже выпереть с Остоженки в
Бутово? Ответить на это "да" - значит тоже продемонстрировать психическую
неадекватность, это уж вроде как фашизм. Формальных признаков, по которым
можно было бы выявить социально неадекватных типов, не существует.
Я искренне сожалею, но изгнание "пролетариев" невозможно. Что остается
среднему классу? Изо всех сил вращать эту социальную центрифугу, усиливая
исторические центробежные силы, которые рано или поздно вынесут "пролов" в
Гарлемы. Пусть ОНИ получают не бесплатные услуги, а деньги на услуги - чтобы
ОНИ тратили их на другое, согласно своей природе, и оказывались без света и
без штанов. ОНИ социально неадекватны и рано или поздно проколются на этом.
Знайте, веселые соседи: вы проиграли. Вы атавизм. Вас не трогают только до
тех пор, пока есть этот живой щит - интеллигентная старушка с Остоженки.
Время пошло.
ОТКЛИКИ (27 сентября 2002)
В последней колонке из серии "Проект "Б" (N 170 от 20. 09. 2002, стр. А4)
Лев Данилкин довел идею разделения буржуазии и пролетариата до логического -
и абсурдного - конца: "Я хотел бы жить в государстве социального апартеида.
. .. ОНИ, я согласен, пусть не платят ничего; пусть получают субсидии. Но
пусть не попадаются мне на глаза, по крайней мере в моем жизненном
пространстве". Такая постановка вопроса - которая, естественно, не совпадает
с позицией редакции - вызвала бурную реакцию. Вот некоторые отклики.
Мне кажется, текст г-на Данилкина не воспринимается серьезно даже самим
автором. [. .. ] А так он наверняка ведь понимает, что жестокость и
беспредел со стороны пьяного пролетария - верх гуманизма по сравнению с
холодной и рассчитанной жестокостью риэлтора, оставляющего этого пролетария
без жилья. [. .. ] Думать, что где-то есть какие-то ОНИ, которых если пожечь
в печке, то все будет о'кей, - это как минимум инфантилизм. Они - это мы, а
в этой стране еще долго придется лечить и учить, и ничего более актуального
я не вижу. Писать - пишите, [. .. ] но посмотрел бы я, как бы заговорил г-н
Данилкин где-нибудь в Шатурской коммуналке с видом на ГРЭС, в которую попал
бы после запоя с заботливым риэлтором.
Павел Рябиков, Москва.
Принадлежу к новому среднему классу. Мне тоже не нравится многое в людях,
принадлежащих к другим социальным группам, и я часто возмущаюсь хамством,
пьянством. Но [. .. ] расскажи вы мне содержание вашей статьи вживую,
получили бы вы от меня по морде. По довольной морде зажравшегося московского
интеллигента, никогда не видевшего жизнь в стране за МКАД (ну или за
"бетонкой"). [. .. ] Благодаря вам подобным у нас еще долго не будет
социального мира в обществе, и именно это - один из тормозов развития
страны.
bkasimov@ultranet.ru. Поражает жестокость и близорукость автора. Палка о
двух концах - сначала те, кого автор почему-то определил как "средний
класс", выталкивают неких "пролетариев", затем отфильтруют и "средний
класс". Странно, что такая статья вообще появилась в "Ведомостях".
Игорь Косов, Москва.
[Статья] выводит на поверхность проблему, которая за политико-экономическими
баталиями остается в современном общественном сознании на втором плане. Это
проблема классовых (или, если по-современно-социологически, межстратовых)
противоречий (почти по Марксу, аж страшно). И она остается не просто за
гранью обсуждения, она часто остается за гранью осознания самого "среднего
класса". [. .. ].
Прочитав статью, я вынуждена отказаться от ложного демократизма и
согласиться с автором. [. .. ] Ведь проблема уже перестала быть предметом
откровенных разговоров детей, избалованных достатком, а выходит на уровень
общественного обсуждения. А значит, стоит острее, чем кажется. [. .. ] Жалко
остается все-таки старушек-филологинь. Ведь при разогревании этого
общественного конфликта они могут окончательно "вывалиться" из социального
пространства.
Вероника Хлыбова, Москва.
Наконец-то кто-то взял на себя смелость открыто высказать то, что существует
де-факто во всем "свободном-демократическом и т. д. " мире, и то, к чему мы
придем тоже. Долой ханжескую и лживую политкорректность!
Денис Корчагин, Киев.
Полностью согласен. Выкупил соседнюю квартиру у гоблина. Но, кроме денег, за
квартиру приходилось терпеть разговоры "за жизнь". Как только документы были
переданы на оформление, появился ОН с друзьями. Нужен аванец - или ОН
забирает документы. Год коту под хвост, оплата его коммунальных и проч.
Всему есть предел, [. .. ] вышел из квартиры, вывел во двор и. .. Давно я не
испытывал такого блаженства. На следующий день приехал в его берлогу и
объяснил, что он может потерять не только квартиру, но и здоровье. Видел его
только при расчете. Единственный вопрос его: а доллары настоящие?
Дмитрий Соколов, г. Новоберезовский, Свердловская область.