Сегодня существует устойчивый спрос на специалистов, отвечающих
международным стандартам, именно их нехватка остро ощущается на рынке труда.
На отсутствие грамотных топ-менеджеров жалуются практически все директора
организаций и предприятий. Что же им нужно, ведь грамотных кадров с высшим
образованием меньше не стало?
Филиалы московских и санкт-петербургских вузов постарались заполнить вакуум
престижного образования в регионах. Многие из них продвигают свои
образовательные продукты и в страны СНГ. Международная организация GATE
занимается аккредитацией и контролем качества образовательных услуг,
предоставляемых вузами и их агентами за пределами своих стран. Но российские
институты не торопятся под ее контроль. Пока известно только о том, что
Томский политехнический университет и его 5 программ подготовки на
английском языке сертифицированы в этой организации.
Об этом мы беседуем с Татьяной КЛЯЧКО, кандидатом экономических наук, до
июня 2003 года директором центра образовательной политики ГУ-ВШЭ.
- Что же такое франчайзинг в образовании?
- Франчайзинг означает успешное дело с отработанной технологией, брендом,
рекламой, фирменным стилем, ноу-хау. А франчайзи - человек, который имеет
средства, но не пробовал или не может создать бренд (<раскрученная>,
известная марка товара) или дело с самого начала. Он арендует бренд,
получает в дополнение технологии успешности и платит за это определенную
плату. Это и есть классический франчайзинг, который обычно распространен в
торговле, гостиничном бизнесе, сфере услуг.
В образовании он выглядит так. Вуз придумал какую-то обучающую технологию, и
его название стало известным. Кто-то в другом регионе может организовать
вуз, но использует раскрученный бренд и получает определенные технологии,
учебные планы, учебные материалы, наработанные принципы преподавания.
В нашей стране, как правило, так не делается. У нас приходят люди, которые
говорят: хорошо, мы откроем филиал, дайте ваш бренд, а мы вам деньги будем
качать, то есть без всего, что требуется для франчайзинга, - передачи
технологий, содержания успеха. Идет чистая эксплуатация того, что этот вуз
московский или санкт-петербургский.
Когда-то мы думали, что замечательно, если ребенок окончит зарубежный вуз.
Тогда он сюда приедет и будет успешным. Теперь уже известно: это совсем
необязательно, потому что там, на Западе, можно попасть в некоторые учебные
заведения, которые не дают того образования, которое нужно. Часто родители
вынуждены возвращать ребенка сюда и здесь доучивать. Уже просто то, что он
поучился на Западе, не дает ему автоматического вхождения в успех.
Но в регионах до сих пор встречаются люди, которые убеждены, что если дитя
учится в филиале московского вуза, да еще по юридической специальности, да
еще в названии есть слово <сервис> или что-то подобное, то успешная карьера
обеспечена. Однако поскольку сейчас уже очевидно перепроизводство юристов,
экономистов, менеджеров и т.д. с плохим образованием, то родители начинают
понимать, что это совсем не то образование, которого они ожидали. Некоторые
вузы позволяют себе раскинуть такую филиальную сеть, которую - и
профессионалу это понятно уже на первый взгляд - они не могут обслужить так,
чтобы проконсультировать преподавателей по учебным планам, чтобы дать туда
необходимую литературу и т.д.
Кстати, у работодателя тоже уже сложились определенные требования. Раньше
человек, который мог прочитать нормально законы, уже был специалистом.
Теперь он уже не специалист. Раньше студент, который смету составил, уже был
почти экономист. Теперь это не так. Соответственно возникают определенные
требования к выпускникам вузов, и это часто не требования что-то конкретное
знать или что-то конкретное уметь - как правило, происходит доводка на
рабочем месте, - это необходимость иметь то, что называется хорошим
образованием.
В советские времена, когда я поступала в Московский государственный
университет, мне четко объяснили, что я не буду экономистом, скажем, по
определенному профилю. Но у меня будет такое образование, что я смогу стать
экономистом и по промышленности, и по сельскому хозяйству, и по региональной
экономике, то есть если я захочу где-либо работать, то быстро приобрету
необходимую квалификацию. Научат как бы определенным технологиям. Фактически
сейчас ситуация такая, что часто, когда организуют вузы-филиалы, не передают
вот эту технологию хорошего образования. Передают только бренд без той
начинки, которая делает франчайзинг франчайзингом.
- Что, сам вуз не хочет заниматься этим? Или нужны какие-то законодательные
акты?
- Пока руководство вуза не наталкивается на ограничения, пока идет чистая
эксплуатация даже не бренда вуза, а того, что он московский, зачем
вкладывать? Вот когда действительно возникнет потребность в хорошем,
качественном образовании, когда выпускник этого вуза не будет автоматически
попадать на работу, вот тогда пойдет обратный сигнал в системе и потребитель
просто не понесет в этот институт с трудом накопленные средства. Сейчас если
вы приходите и видите две комнаты, где с вас собирают деньги и при этом
утверждают, что они где-то арендуют площадь, то, как правило, это обман.
В таком случае возможен определенный союз с действующим здесь же
региональным вузом, который таким образом получает себе финансовую подпитку.
И те же самые преподаватели, которые работают в этом вузе, читают лекции и
таким <коммерческим> филиальным студентам. А деньги делятся: кому-то идут за
бренд, кому-то за все остальное.
Если сейчас в тех регионах, где хорошее образование стало доступно для
большинства, не обращают внимания на московский лейбл, то это хорошо. Но наш
опыт показывает, что еще до сих пор обращают, идут, платят деньги,
поступают, и многие некачественные вузы живут за счет того, что сейчас очень
высок престиж высшего образования в стране. Поэтому хоть куда-то, но
родители стараются запихнуть ребенка, чтобы все знали, что у них все в
порядке, а это важно. Сыновьям же и дочерям часто недостает сил и воли
сопротивляться, особенно мальчикам, для которых тогда выстраивается
совершенно другая карьера.
- Но мы ведь не можем определенно утверждать, что все филиалы вузов работают
так плохо.
- Нет, я говорю о достаточно массовом опыте, и надеюсь, что те вузы, которым
их марка дорога, будут выставлять контрагентам в регионах свои требования.
Прежде всего - наличия соответствующей библиотеки, соответствующим образом
подготовленных преподавателей, компьютерного оборудования. Если регион это
<потянет> или те конкретные люди, которые хотят организовать филиал, <тогда
мы с вами играем>. А если этого не будет, то <тогда вы будете ухудшать
представление о нас у себя в регионе>. Соответственно как только свой бренд
становится действительно осознанным, по-настоящему заработанным брендом, то
вуз обязательно отслеживает, как организуются и работают филиалы на других
территориях. Тогда это не спекулятивное, а работающее образование.
Но в таком случае это требует очень больших вложений, которые сейчас часто
не хотят делать. Поэтому серьезные вузы не имеют много филиалов, и они четко
локализованы, тщательно отобраны.
- А много филиалов - это сколько?
- Если 20 или 30 филиалов, то это торговля бубликом. Если у вуза один-два
основательных филиала, то это работа на высокую планку.
- Можно назвать какие-то конкретные примеры хороших филиалов?
- Серьезные филиалы у ГУ-ВШЭ - Пермский, Нижегородский, Санкт-Петербургский.
Но туда вкладывается много сил: для них организуются специальные
библиотечные фонды, готовятся преподаватели. В эти регионы постоянно
выезжают преподаватели ВШЭ, читают лекции. Здесь не просто дали имя и
успокоились, идет планомерная работа с тем, чтобы уровень филиала был
достоин материнской марки.
- А количество студентов в филиале - это не показатель?
- Как правило, когда филиал хороший, он растет. Но любое расширение - это
всегда риск потери качества, по крайней мере на некоторое время. Поэтому
сначала нужно накопить некоторый задел - кадровый, методический, - и только
потом расти. Хотя иногда приходится идти иным путем. Уже существует бренд,
есть желающие учиться, поэтому иногда руководители сдаются и быстро что-то
организовывается. Как правило, хорошие вузы с большим опытом <вытягивают>
ситуацию. Плохие - не <вытягивают>, но они на это и не ориентированы.
- А если посмотреть на ситуацию с точки зрения того, кто хотел бы
организовать филиал вуза? Сколько нужно средств, чтобы серьезно организовать
процесс обучения?
- Для этого нужно знать, будет ли это филиал государственного вуза или
негосударственного, предоставит ли администрация региона здание, или его
нужно арендовать. Если администрация хочет, чтобы у нее на территории был
филиал солидного вуза, то, как правило, помещение находится. Нужно
учитывать, переподготавливаются преподаватели по новым методикам или нет?
Или берутся те кадры, которые есть, и вместо того, чтобы читать лекции в
двух местах, они начинают читать в трех? Если идти по такому пути, то обычно
получается не очень дорого. Порядок цифр трудно назвать, для этого
составляется бизнес-план.
Если организуется филиал государственного вуза, то ему пойдут бюджетные
деньги. Если негосударственный, то все деньги только свои. Именно поэтому
требования к негосударственному вузу обычно жестче, потому что ему труднее
нормально раскручиваться и функционировать, чем государственному вузу. Там
есть все-таки некоторая страховка в виде пусть небольших, но бюджетных
денег. Года два назад мы выяснили, что обучение в негосударственном вузе в
регионе или филиале может обходиться в 250-300 долларов в год на студента.
Понятно, какое за этими цифрами стоит образование. Но потом посмотрели, за
сколько учат государственные вузы коммерческих студентов, и получилось чуть
больше 300 долларов. И если мы сетуем, что негосударственный дает за эти
деньги плохое образование, то почему мы не возмущаемся тем, что
государственный за те же деньги дает плохое образование? Частный вуз, в
отличие от государственного, не имеет вообще никакой материальной базы. В
принципе его организаторы должны брать со студентов в 2-2,5 раза больше,
чтобы обеспечить более или менее нормальную работу. Но они, как правило, на
увеличение стоимости обучения не идут, да и такие деньги им не будут
платить, и получается, что их обучение хуже, если сравнивать
негосударственный вуз и платный прием в государственный вуз.
- Сейчас у работодателей есть предубеждение в отношении коммерческих вузов.
Государственные структуры с очень скромным бюджетом типа прокуратуры не
берут на работу выпускников негосударственных вузов. Что, тут ничего не
поделать, естественный отбор?
- Образование - это рынок с так называемой асимметричной информацией. Очень
трудно работодателю, не вступив в эту воду, узнать, какое качество
образования имеет претендент на вакансию. Либо нужно проводить очень
серьезное собеседование, фактически принимать у него экзамены, либо исходить
из того, что, например, Юридическая академия нормальное образование давала и
дает, <этот вуз я знаю>. А другой институт - кот в мешке. Поэтому, конечно,
негосударственному вузу приходится зарабатывать серьезное реноме. Ну и точно
так же некоторым молодым государственным. Можно сказать, что Международный
университет - негосударственный вуз - заработал себе хорошее реноме, ВШЭ -
государственный университет - тоже, кто-то не заработал, а кто-то
утрачивает.
- А если посмотреть на вузы и их филиалы с точки зрения администрации
какого-либо региона: хорошо ли, что разные учебные заведения имеют разный
вес? Все-таки сам губернатор часто выстраивает определенную политику в
отношении вузов. Здесь не получается рыночных отношений - он кому-то
арендную плату может снизить, еще дать какие-либо преимущества. Или вы
считаете, что это нормально?
- Некоторое время назад мы сталкивались с ситуацией, когда региональные
вузы, советы ректоров вузов встают стеной против филиалов, не допускают их
на свою территорию. Можно говорить о том, что это ограничение конкуренции,
что это плохо. У них, в свою очередь, тоже есть вполне резонные аргументы,
что вот приходит какой-то стоматологический институт и, не имея базы,
начинает выдавать дипломы. А вприглядку научить быть зубным врачом, а уж тем
более протезистом, нельзя.
- Получается, что качество обучения оценивают ректоры?
- Да. Контраргументом может служить следующее: вот мы, продвинутые вузы,
хотим сделать у вас филиал. Мы понимаем, что к нам пойдут, потому что у нас
известная марка, а у вас плохое местечковое образование, поэтому вы нас не
пускаете. В какой-то мере выбор регионального администратора будет
достаточно произвольным, потому что, как я говорила, это рынок с
асимметричной информацией. Что такое качество образования, трудно объяснить,
в это нужно очень долго вдумываться, серьезно проверять, что часто не
делается. Нужно, чтобы была видна материальная база новичка. Если он будет
готовить стоматологов, то на чем, какова квалификация преподавателей, какие
учебные планы? Это все надо прорабатывать.
- В итоге у нас получается, что мало устроить ребенка учиться, нужно еще и
устроить его потом на работу. У нас <пошел> второй рынок - возможность
устроить.
- Надо признать, что этот рынок был всегда. Уже с конца 60-х годов детей с
помощью репетиторов запихивали в хорошие вузы, а потом нужно было получить
для них хорошее распределение. Другое дело, что меняются понятия. Хорошим
рабочим местом раньше был академический институт. Или шли в МГИМО, потому
что это гарантировало выезд за границу.
Сейчас в регионах некоторые институты пытаются сделать совместные программы
с каким-либо из зарубежных вузов. Это не очень распространено, но все же
есть. Существуют такие международные программы, как ТАСИС, ТЕМПУС -
университетская программа, когда преподаватели или студенты могут поехать по
крайней мере на стажировку. В последние пять лет таких проектов было
достаточно много, вузы получили возможность ознакомиться с зарубежным
опытом. Совместных программ, когда действительно дается диплом западного
университета, мало. Я знаю Московскую высшую школу социальных и
экономических наук, так называемую школу Шанина. У нее магистратура, и она
дает диплом Манчестерского университета. То есть в ней сертифицированные
программы, специально отобранные преподаватели и созданы все условия для
обучения по западным технологиям.
Негосударственная Российская экономическая школа просто построена по
западным образцам. Ребята, которые ее кончают и получают высокий рейтинг,
имеют возможность поехать на Запад в аспирантуру. Их приглашают западные
университеты, потому что они учились по тем же программам, по которым учатся
в западных экономических вузах, или сильно приближенным к ним. Но это
нелегко. Один из моих магистров рассказывал, что учиться в аспирантуре за
границей на порядок сложнее, чем в России. Потому что много занятий, нужно
много читать, многое сдавать, чего у нас практически нет. Здесь философия,
английский, основной предмет - сдаются три экзамена, и все. Там же нужно
проработать огромный пласт информации для того, чтобы обосновать: то, что ты
сделал в диссертации, - это что-то новое.
Я прекрасно знаю, что за границей тоже есть университеты разного уровня, но
там, учась в аспирантуре, практически невозможно работать, можно только
немного подрабатывать. У нас часто люди идут в аспирантуру и особо не
переживают, как защитятся. Они думают о том, как будут работать. В нашей
стране аспирантура сильно обесценилась. Сейчас это часто место освобождения
от армии. Очень быстро растет число кандидатов, докторов наук. Раньше,
вообще говоря, доктор - это был доктор.
Наверное, можно найти еще несколько серьезных вузов, где есть хорошие
программы. Но и молодежь уже разобралась, что если МВА, то лучше западный
МВА. В России за редчайшим исключением такого уровня нет, он только
устанавливается.
Те, кто сейчас может выбирать, где именно учиться за рубежом, тоже выбирают
из трех-четырех мест, чтобы получить приличное образование. Причем они едут
и платят там большие деньги, отрываясь от нашей жизни на несколько лет.
Молодые сами понимают, что после окончания вуза вернутся в совершенно другую
страну, а это может помешать их эффективной работе. Поэтому они часто
выбирают здешнее образование, но селекция у работодателей уже идет - с каким
дипломом специалист считается <настоящим> или <ненастоящим>. То есть сейчас
рынок становится все более требовательным к уровню квалификации.
Факты
Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ) - 5 филиалов.
Московский авиационный институт (МАИ) - 2 филиала.
Московский государственный технический университет имени Баумана (МГТУ) - 2
филиала.
Московский государственный институт стали и сплавов (МИСИС) - 4 филиала.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МЭСИ) - 12 филиалов.
Московский государственный открытый университет (МГОУ) - 27 филиалов.
Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ) - 22 филиала.
По количеству филиалов среди негосударственных вузов лидирует Современная
гуманитарная академия (СГА) - свыше 150.
Досье <УГ>
Франчайзинг означает успешное дело с отработанной технологией, брендом,
рекламой, фирменным стилем, ноу-хау.
Франчайзинг в образовании предполагает использование филиалом не только
<раскрученного> бренда головного вуза, но и сертифицированных учебных
программ, технологий обучения и наработанных принципов преподавания.
Возрастные особенности развития личности гражданина
С какого возраста начинается развитие личности как гражданина? Естественно,
ни от дошкольника, ни от младшего школьника, ни от подростка мы не вправе
ожидать проявления черт и характеристик их гражданской зрелости - высокого
уровня самосознания и активности в каких-либо формах жизни гражданского
общества.
Однако можем ли мы также говорить об их гражданской инфантильности, в
которой проявляется пока еще их неспособность выразить свою гражданскую
позицию, непонимание вопросов и проблем общественной жизни?
Дети школьного возраста не могут в полной мере принимать участие в
общественной жизни взрослых, государство не наделило их гражданскими
правами. С 14 лет подросток получает паспорт, что должно восприниматься им
как акт признания своего гражданства. Но всегда ли он к этому готов? С этого
момента он уже несет ответственность по некоторым статьям Уголовного
кодекса. Но знает ли он об этом? С 18 лет личность получает избирательное
право как возможность участвовать в выборах представителей государственной
власти и самому быть избранным; устраиваться на работу; вступать в брак;
иметь и воспитывать детей, то есть выполнять иные социальные роли и функции
помимо роли ученика (или студента). Каким образом он готовился к выполнению
этих новых для него социальных ролей и функций?
В 17 лет человек оканчивает школу, а в 18 лет получает гражданские права и
должен нести гражданскую ответственность. Какие черты и характеристики
должны формироваться в ЮНОМ человеке для того, чтобы в нем развивался
гражданин, проявлялась гражданственность?
Гражданская зрелость личности - это один из аспектов проявления ее
социальной зрелости, а потому, обусловливая развитие в ребенке тех черт и
характеристик, в которых проявляются основные показатели его взрослости (мы
рассматривали эти показатели для каждого возраста отдельно), педагог
способствует и гражданскому становлению личности.
Можно говорить об общем подходе в гражданском становлении личности и
выделять особенности их проявления и развития в каждой возрастной группе.
Познание окружающего мира, общества, отношений между людьми, как известно,
начинает закладываться уже в дошкольном возрасте, у школьников формируется
научная картина мира, широта кругозора, они осознают свое место в мире, у
них вырабатывается индивидуальный стиль деятельности в общении с людьми. Это
проявляется в содержании гражданского сознания и самосознания личности.
Можно говорить о некоторых закономерностях, которые проявляются в
воспитательно-образовательном процессе школы, ориентированном на развитие
социальной зрелости личности (в том числе и гражданской).
Если школьник постигает законы и нормы общественной жизни, если его учат
выражать свое мнение, давать оценки событиям и явлениям, которые он
наблюдает, то его знания переходят на уровень убеждений. Если его учат
познавать себя, свой внутренний мир, свои возможности и способности, если
его учат самопознанию, саморефлексии и саморегуляции, то его знания
поднимаются до уровня самосознания и самовоспитания.
Если ребенок осознает социальную значимость учебной деятельности, проявляет
целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей, если он
осознает свои обязанности, имеет определенные права, то в нем развиваются
чувства долга и ответственности.
Если в условиях школы и семьи созданы условия для проявления активности и
самостоятельности личности, если он живет заботой о других людях, то в нем
формируется общественная активность, в основе которой утверждаются
нравственные нормы.
Если в жизни школьника есть возможность проявлять чувство личной чести и
гордости, осознание величия человека-творца, то в ребенке пробуждаются
гражданские чувства.
Если же школьник находится в иных ситуациях школьной жизни, если изначально
он занимает пассивную позицию в коллективе, то это свидетельство
инфантилизации в его развитии. Французский педагог С. Френе писал по этому
поводу: они <не умеют управлять собой и обдумывать свои действия...
оказываются неспособными к самоорганизации и единственное, к чему они
стремятся, - это ускользнуть от любого проявления власти над собой>.
Итак, способствуя развитию в ребенке взрослости (его социальной зрелости),
мы способствуем его гражданскому развитию.
Как вы уже знаете, в каждом возрасте сосредоточен свой потенциал развития.
Важно знать о том, какие черты личности ребенок того или иного возраста
может проявлять в силу предшествующего жизненного опыта и сформированности
ее внутренней позиции и чему она должна научиться, какие черты и качества
должны сформироваться на этой основе в данный период ее жизни.
Вступление ребенка в МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ происходит как принятие первой
социальной роли - РОЛИ УЧЕНИКА. И от того, насколько ребенок осознает
социальную значимость этой новой для него роли, зависит пробуждение его
гражданского сознания и самосознания, проявление чувств: обязанности,
ответственности, долга, что ставит его в позицию выполнять не всегда
интересную, но нужную и полезную работу; он привыкает к тому, что его работа
оценивается, к нему предъявляются требования, он должен научиться осознанно
выполнять эти требования и оценивать себя с точки зрения предъявляемых
требований. Таким образом, учебная деятельность должна восприниматься
школьником и как его обязанность (позиция <Я должен!>), и как радость
(позиция <Я хочу!>, <Я могу!>, <Мне нравится!>).
Младший школьный возраст - это возраст, когда формируются произвольные формы
поведения. Ребенок должен научиться понимать, что в обществе, в мире людей
существуют определенные законы и правила, которые регулируют их деятельность
и общение.
Для того чтобы состоялось гражданское развитие личности, в жизнь младшего
школьника должна прийти идея Родины (ее символика - гимн, флаг, герб; ее
героическое прошлое; выдающиеся люди Отечества и др.).
Особенность его гражданского развития - в пробуждении гражданских чувств.
Дети этого возраста еще не утратили способность восхищаться, удивляться,
обижаться, быть искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. Конечно,
они способны высказывать собственные суждения и давать оценки событиям
прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям,
если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и родители). В этом
просматриваются основы гражданского сознания, однако в суждениях младших
школьников все же больше эмоциональных отношений, нежели логических выводов.
Они пока еще не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать
противоречия, но готовы этому учиться, если учитель предлагает им
соответствующие виды познавательной деятельности. Их путь познания лежит от
чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их
объяснению.
Можно привести пример с учеником 3-го класса, который сделал вывод о том,
что Александр Невский и Дмитрий Донской - это герои нашей страны, потому что
они выиграли исторические битвы и прославили наше Отечество, а М. Кутузов -
<предатель, так как отступил и позволил французам сжечь Москву>. Как видим
из данного примера, у ребенка проявилось прежде всего эмоциональное
восприятие события, его неспособность увидеть за <внешним> результатом
причины события и оценить его последствия. Однако, на наш взгляд, в этом
можно увидеть такие элементы гражданской позиции, как самостоятельность
суждений, независимость от точки зрения учителя, готовность отстаивать свое
мнение.
Младший школьник по типу своего поведения <общественник>, он проявляет свою
готовность работать сообща, помогать при этом товарищам, чувствовать свою
полезность и значимость для других. И дежурство по классу, и выполнение
общественных поручений позволяют им реализовывать эту позицию. Очевидно,
можно утверждать, что побуждение младших школьников к гражданским поступкам
во многом определяется тем, насколько взрослые (учителя и родители) смогут
предложить детям такие виды деятельности, в которых просматривается ее
общественная значимость, деятельность, в которой дети могут проявлять такие
гражданские качества, как забота, ответственность, самостоятельность,
инициатива. Выполнение таких видов деятельности способствует пробуждению в
младшем школьнике гражданского самосознания.
Вопросы для размышления
Проанализируйте известный вам опыт начальной школы, выявите его
положительные и негативные стороны в аспекте возможностей гражданского
развития личности младшего школьника.
Каким, на ваш взгляд, должен быть воспитательно-образовательный процесс
начальной школы в целях создания благоприятных условий гражданского развития
личности? Что вы можете предложить?
Какую роль будет играть ваш предмет - история, литература, русский и
иностранный языки, естествознание (природоведение), труд, физкультура и
др. - в целях гражданского развития младших школьников?
Задание
Составьте социально-психологический портрет младшего школьника, в котором
просматривались бы черты гражданственности.
Сформулируйте те черты и характеристики гражданственности младших
школьников, которые должны (могут) характеризовать их гражданское сознание и
самосознание, гражданские чувства и гражданские поступки.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - это этап в развитии личности, который характеризуется
переходом от состояния детскости к подростковой взрослости. Именно этот
возраст является важнейшим в развитии гражданских черт и характеристик
личности, так как в этом возрасте подросток становится наиболее
чувствительным к восприятию, познанию и оценке окружающего мира и людей, он
стремится понять и объяснить этот мир. У подростка появляются новые ощущения
собственного <Я>, он проявляет свою способность к самопознанию и
самовоспитанию, он пытается самоутвердиться в проявлении своей взрослости.
Однако проявление у подростка гражданственности как одного из направлений в
развитии его социальной зрелости зависит от взрослого. Именно от учителей и
родителей в первую очередь зависит: каким образом подросток увидит
окружающий его мир и мир взрослых людей, какие идеи и нормы этого мира
станут ему близки и понятны, какие из этих идей и норм станут основой его
внутренней позиции.
Вам известно, что у подростка появляется новое ощущение себя. Позиция <Я -
взрослый> становится основой его внутренней позиции, которая обнаруживает
себя в изменении отношений с окружающим миром и взрослыми. Гражданское
развитие подростка начинается с того момента, когда в структуре его <Я>
появляется (как один из его аспектов) образ <Я - гражданин>. Этот образ
приходит только через осознание общественной стороны жизни и своего места в
этом мире. Взрослый должен помочь подростку в познании окружающего мира, но
в процессе этого познания должны появиться общественно и личностно значимые
мотивы, должны звучать такие категории, как гражданский долг, гражданская
ответственность, гражданское достоинство и самоуважение. Осознание
подростком своего места в мире взрослых также должно включать социальные и
нравственные категории.
В социальной ситуации, обусловливающей гражданское развитие подростка,
появилось важнейшее событие в его жизни - получение паспорта как факта
признания его гражданства со стороны государства и как факта принятия
гражданства личностью. В общении с подростком именно от взрослого зависит,
насколько этот факт в его жизни станет формальным событием, или он сможет
почувствовать свою причастность к нашей стране, ее людям, испытать гордость
гражданина России.
Нам все же думается, что, несмотря на все трудности, которые испытывает
страна, нам, ее гражданам, есть чем гордиться и, несмотря ни на что,
проявлять чувство собственного достоинства. Эти чувства важно испытывать
взрослым людям, но еще важнее эти чувства для подростков, которые только
планируют свою жизнь, мечтают, выбирают свой путь в жизни. Насколько нам
известно, никто (или почти никто - ни школа, ни работники УВД) такой работы
не ведет, что, безусловно, не способствует благоприятному становлению
личности юного гражданина.
Получение паспорта должно привести к осознанию подростком своих прав и
обязанностей, своей ответственности перед законом. Подросток становится не
только дееспособным, но и правоспособным, то есть за многие свои поступки (а
возможно, и преступления) он несет ответственность. Этот момент в жизни
подростка мог бы стать важнейшим стимулом развития его гражданского сознания
и самосознания, формирования его гражданской позиции. Однако такое
становится возможным, если в школьную программу включены курсы
<Граждановедение> или <Основы права>, если в школе (в классе) коллектив
рассматривается как условие проявления общественно направленной позиции
личности (позиция ответственности, заботы, долга, инициативы,
самостоятельности).
Таким образом, благоприятной для подростка становится такая социальная
ситуация его гражданского развития, в которой находят отражение социально и
личностно значимые мотивы, создается возможность проявлять общественную
направленность деятельности, выражать свою гражданскую позицию.
На общем фоне становления взрослости в жизнь подростка должны прийти понятия
<Родина>, <Отечество>, <гражданин>, <права и обязанности>, <долг> и др.
Выделим основные задачи, которые должны решать педагоги в общении с
подростком, если они заинтересованы в его гражданском развитии.
1-я задача - способствовать формированию гражданского видения мира. Исходя
из возрастных особенностей подростка:
познание окружающего мира;
понимание смысла сложных общественно-политических явлений;
ощущение сложности и противоречивости жизненных явлений;
переживание ненависти, непримиримости к социальному злу, бесчестью,
несправедливости;
проявлять волнение за судьбы <далеких> людей;
задумываться над судьбой мира;
познание сути человеческого фактора в историческом,
общественно-политическом, духовном, психологическом, эстетическом аспектах
жизни;
осознание роли человека как творца общественной жизни;
понимание необходимости моральной культуры в жизни человека и его отношений
с другими людьми;
понимание труда как ведущего условия жизнедеятельности человека;
видение моральной стороны в явлениях и событиях окружающей жизни,
взаимоотношениях между людьми и т.д.
2-я задача - пробуждение гражданских чувств. По мнению В. Сухомлинского,
подросток должен пережить такие чувства:
принадлежности к великому и героическому народу великой страны;
восхищения гражданской доблестью человека;
гражданской заботы, волнения и тревоги за судьбу страны и человека;
благодарности людям, которые окружают его и помогают в его делах;
ответственности и долга при выполнении конкретных поручений;
гражданского достоинства и гордости за страну и ее народ;
радости труда и творения (напряжения усилий, делать не то, что хочется, а
то, что нужно);
радости труда и его результатов для других;
переживание личного достоинства и гордости за свой труд;
отзывчивость, чуткость ко всему, что происходит вокруг, и т.д.
3-я задача - способствовать самоутверждению гражданских черт в самосознании
и поведении подростка:
личное отношение к Родине;
стремление занять общественное положение в школьном коллективе;
стремление к самостоятельности;
желание проявлять активность;
привычка трудиться;
видеть себя глазами других людей;
ощущение собственной значимости в противовес ощущению собственной
никчемности и бесплодности усилий;
самоуважение за результаты своего труда, личные поступки;
дорожить своей честью и достоинством;
оценивать свое поведение с позиции морали и гражданственности;
проявление во всем собственной точки зрения;
умение подчинять <личное> <общественному> (коллективному);
непосредственное участие в жизни общества и т.д.
Ведущими условиями, способствующими гражданскому развитию личности
подростка, являются трудовая деятельность и коллектив. Попытайтесь
самостоятельно объяснить значимость этих условий для развития и формирования
конкретных черт и характеристик гражданственности в подростковом возрасте.
Идет уже второй час, как мы беседуем о гуманистическом воспитании,
педагогике ненасилия...
- Вы и вправду полагаете, что такое возможно?
Студенты смотрят недоверчиво.
- Социальная жизнь всегда построена на приоритете сильного, - запальчиво
говорит юноша, - и сильный всегда диктует слабому. Для обычного человека
этим сильным является государство. Как решили политики, так и будет. А для
воспитанника сильный - воспитатель. Ребенок всегда выполняет волю взрослого.
Так что воспитание без насилия, на гуманистических основах - это просто
утопия.
- Хорошо, - не сдаюсь я, - а как же тогда расценить педагогические находки
Сухомлинского, Амонашвили?
На мгновение все затихают. Пытливые глаза устремлены на доску, где мелом
выписаны слова В.А.Сухомлинского: <Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,
выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит
поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства>.
Солнце щедро льет свои лучи на доску с цитатой, словно тоже понимает, что
воспитание во имя счастья ребенка - это главный гуманистический смысл
практической деятельности нашего замечательного педагога.
Но тут поднимается девушка.
- И у Сухомлинского, и у Амонашвили книги, конечно, незабываемые. Но в
реальной практике это невоспроизводимо. Мужчины, могут себе позволить
<сердце отдать> чужим детям, проводить с ними все время. Да, они могут
добиваться воспитания без насилия. Но ведь мужчины не обременены домашними
обязанностями, как обременена любая женщина. А наши педагоги - сплошь
женщины. После работы их ждут семья, свои дети, муж... Женщина не может так
растворяться в работе, как описано в книгах...
- Не о том надо говорить, - распаляется ее сосед. - Опыт Сухомлинского,
Амонашвили противоречит системе в целом, <выбивается> из нее. Жизнь, где
столько жестокости, и воспитание без насилия несовместимы!
У кого-то звонит мобильник, и хозяин, захваченный азартом спора, сердито его
выключает. Забыты даже <пепси> и жвачка.
Ну что ж, пусть пошумят, ища в спорах истину. Истина же заключается в том,
что пока определяющим фактором воспитания остаются политика и идеология
государства. Отсюда это гипертрофированное уважение к роли <сильного>,
который может запросто попирать <слабых>, и почти глумливое отношение к
последним. Дифференцируются сильные и слабые, пожалуй, по толщине кошелька.
Бизнесмен - это ого-го! Медсестра же или библиотекарь - ха-ха-ха! Как можно
серьезно воспринимать того, кто получает две тысячи! На мнение <слабых>
общество практически не ориентируется. Чтобы совершить насилие над ними,
совершенно не нужно заламывать им руки. Можно, например, провести сокращение
рабочих мест, или повышение квартплаты, или поднять цены... Грустно, но
таково сегодняшнее общество. Какое уж тут ненасилие!
Но эта истина - истина сегодняшнего дня. Завтра она должна быть уже другой.
Чем больше общество продвигается по пути прогресса, тем меньше оно отводит
воспитанию роль прислужника идеологии. Вот почему в мире крепнет новая
идея - независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей
из общечеловеческой культуры.
Я смотрю на юных и мечтаю о том времени, когда прекрасная самореализующаяся
личность станет самостоятельным творцом собственной жизни.
Говоря их словами, для этого надо <выбиться> из нашей системы, встать над
ней, познать самих себя как гуманистов. Спасибо, в этом нам здорово помогает
сегодня солнце. Своим ослепительным светом оно уже освещает прекрасное и
такое близкое завтра.