От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 20.09.2003 11:14:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Анатомия "лукавых" цифр (Статистика в России) (*+)

http://www.left.ru/2003/18/makarov94.html

Лефт.ру
__________________________________________________________________________

От редактора.
Несмотря на то что автор подходит к проблеме "статистики" с точки зрения
буржуазного ограниченных представлений о "гражданском обществе", статья
представляет практический интерес.
----------------------
Б.А. Макаров

Анатомия "лукавых" цифр
(Статистика в России)


В последнее время активно обсуждаются проблемы, связанные с реформой
политической системы нашего общества и разработкой оптимальной структуры
государственного аппарата. Эти проблемы являются весьма многогранными,
сложными и противоречивыми. При обсуждении комплекса этих проблем нельзя
пройти мимо, может быть не самой главной, но принципиально важной проблемы:
организации государственной статистики в Российской Федерации.

Действительно, с известной периодичностью после окончания месяца, квартала,
полугодия, года и т.д. в центральной и местной печати, в электронных
средствах массовой информации публикуются статистические данные об
экономических, социальных, культурных и иных достижениях страны, региона,
отрасли, корпорации и т. п. Эти цифры иногда радуют, иногда огорчают, и
вроде бы нет оснований им не доверять, но в душу закрадываются сомнения,
вызванные следующим.

Эти статистические данные собирает, обрабатывает и публикует
Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ) и
его территориальные органы на местах. Всего в системе Госкомстата РФ
трудится в общей сложности около 30 тысяч сотрудников. Госкомстат - орган
правительственный, непосредственно подчиняющийся правительству России.
Государственный комитет Российской Федерации по статистике возглавляет
председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Правительством Российской Федерации. Председатель имеет заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством
Российской Федерации. И этот же орган (Госкомстат) периодически информирует
страну и народ об успехах во внутренней и внешней политике этого же
правительства. Такая ситуация является совершенно ненормальной, так как
получается, что деятельность правительства РФ в настоящее время фактически
никто не контролирует. Ведомственная подчиненность Госкомстата РФ
правительству противоречит принципам разделения власти в гражданском
обществе. Тем более, что представляемая федеральным, региональным и
муниципальным законодательным органам власти статистическая информация
собирается, обрабатывается и интерпретируется в соответствии с методиками,
ежегодно утверждаемыми правительством РФ (Смотри пункт 5 и пункт 9.3
Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике.
Утверждено постановлением Правительства РФ ? 85 от 2 февраля 2001 года). И
это позволяет допустить гипотетическую возможность того, что, во-первых, вся
эта информация может доводиться до сведения общественности страны и
депутатов законодательных органов власти в препарированном, сглаженном
виде, а во-вторых, под нажимом Правительства РФ Госкомстат, манипулируя
статистическими данными, может осуществлять обман общества, информируя его о
мнимых достижениях правительства. И как показывает исторический опыт, такие
действия широко практиковались во многих странах мира, во все времена. И нет
никаких гарантий, что таких "статистических фокусов" в России нет сейчас, и
не может быть в будущем. Особенно высокие показатели
социально-экономического развития стран почему-то наблюдаются накануне
очередных выборов.

С последствиями применения таких с позволения сказать "методик
статистического анализа", ежегодно утверждаемых на заседании правительства,
периодически сталкивается каждый гражданин России. Сталкивается, когда,
узнав из средств массовой информации, что уровень инфляции в стране за
прошедший месяц, квартал, полугодие, год составил соответственно 0,6%, 2%,
6%, 10% потребитель с удивлением обнаруживает, что цены на товары массового
спроса и услуги за тот же период увеличились на 20, 30, 50, а то и более чем
на 100%. Публикуя эти цифры, Госкомстат не лжет, он просто немного лукавит.
Складывает цену на хлеб с ценой на металл, а цены на мясные и молочные
продукты с ценой на строительный песок и щебень и т.д.
Поэтому невольно вспоминается шутливый афоризм Бенджамина Дизраэли о видах
лжи: <Есть три разновидности лжи: ложь' гнусная ложь и статистика".

Для того, чтобы исключить всякого рода "статистические чудеса и фокусы",
необходимо подчинить Госкомстат РФ непосредственно федеральным
законодательным органам РФ и избирать его руководителя и его заместителей на
заседании Государственной Думы и Совета Федерации. Это позволит хотя бы в
какой-то мере поставить заслон на пути появления "лукавых цифр".
Вообще, по своим функциям Госкомстат РФ в значительной мере дублирует
функции Счетной палаты РФ. Поэтому целесообразно более внимательно
рассмотреть вопрос о слиянии аппаратов Госкомстата и Счетной палаты с целью
сосредоточения мониторинговых и контрольно-ревизионных функций в руках
одного ведомства, устранения ненужного дублирования и сокращения
управленческого аппарата. В этом случае такой объединенный орган
(государственный, а не правительственный) сможет более эффективно бороться с
приписками, с искажениями статистической отчетности и нецелевым
использованием бюджетных и внебюджетных средств.
Кроме того, экспертно-аналитические задачи учета и контроля расходования
бюджетных средств и сбора статистических данных имеют между собой много
общего. Их решение должно опираться на методы системного экономического
анализа с широким применением средств вычислительной техники. Этих средств
нет у Счетной палаты РФ, но они имеются в организациях Госкомстата РФ в виде
развитой системы вычислительных центров, укомплектованной довольно мощными
вычислительными средствами и квалифицированными кадрами. Это обстоятельство
является еще одним доводом за объединение аппарата Госкомстата и Счетной
палаты.

И последнее. Давно пора внести изменение в законодательство Российской
Федерации и ужесточить ответственность за преднамеренный обман органов
государственной статистики и несвоевременное представление статистической
отчетности. Сейчас мы имеем парадоксальную ситуацию. Если человек украл у
государства тысячу рублей, то это наказывается и наказывается достаточно
сурово, а нанесение в результате искажения статотчетности государству ущерба
на миллиарды рублей стало считаться чем-то вроде невинной детской забавы. А
ведь ложь в статистической отчетности кроме морально-политического вреда
порождает неразбериху в экономических планах и является одной из причин
дезорганизации экономики страны.

Существование такой "придворной, ведомственной" статистики нарушает права
граждан России на получение правдивой и достоверной информации о реальном
положении дел в стране, регионе, городе. В условиях отсутствия независимого
органа Госстатистики руководство страны, регионов, муниципальных
образований, депутаты законодательных органов и т.д. не могут принимать
оптимальные управленческие решения.

Необходимо разработать и в сжатые сроки принять закон "О государственной
статистике в Российской Федерации". В законе должны быть отражены следующие
вопросы:
Какие показатели являются необходимыми и достаточными для достоверного
суждения о социально-экономическом уровне развития страны?

Какие органы и с какой периодичностью уполномочены собирать эту
статистическую информацию?
Каковы методики обработки этой статистической информации?
Сроки, место и способы хранения и порядок доступа к этой информации и т.д.
Собираемая информация должна быть максимально понятна, прозрачна и доступна
для всех граждан РФ. Естественно, кроме вопросов, связанных с обороной и
безопасностью страны.
А пока, уважаемые сограждане! Помните, когда вы слышите из уст наших
руководителей цифры об экономическом росте России, не спешите радоваться,
возможно, это "лукавые" цифры.