От Ф.А.Ф. Ответить на сообщение
К Александр К.
Дата 04.09.2003 11:48:44 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Поясню подробнее

>>А где Вы увидели противопоставление закона о ЖКХ 1992 и 2003 годов?
>
>> Только сейчас, в 2003 г. Госдума сделала – “слабый долженпогибнуть”.
>> В принятом в апреле Госдумой и Советом Федерации законе сказано так (Статья 15.5):
> [...]

> Разве это не противопоставление нового закона ( от 2003 ) старому ?

Нет, конечно! Сказано же закон - "решающий шаг к правовым нормам, исходящим из принципов социал-дарвинизма", до этого власти тоже делали шаги в этом направлении, но "нерешающие", половинчатые.

> Как называется этот закон, принятый в апреле, в книге не сказано. Учитывая, что номер статьи закона - 15 - тот же, что и в цитируемом раньше фрагменте закона от 1992г., я решил, что это новая редакция того закона.
> Как я теперь начинаю догадываться, речь, возможно, идет о новом Жилищном Кодексе - в таком случае надо бы это специально отметить в тексте.

Поясню. Закон называется "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". "Дугие законодательные акты" - это и есть жилищный кодекс, сохранивший советские нормы.
17 апреля 2003 г., через неделю после принятия закона, на заседании Правительства Российской Федерации рассмотрен и принят за основу для дальнейшем работы представленный Госстроем России проект Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором запрет на выселение уже отсутствует. Новый Жилищный кодекс РФ сначала будет рассмотрен экспертами в Страсбурге 20-24 сентября, а затем передан на рассмотрение в Госдуму.

Подробнее о законе.


Износ основных фондов и миллиардные долги отнюдь не исчерпывают список незаживающих язв ЖКХ. Но среди них есть одна особенно значимая и неведомая до последнего времени - это «избыточное» количество льготников. Президент Путин так сформулировал свое видение вопроса: "80 млн человек пользуются льготами. Не уверен, что все они пользуются льготами в соответствии со здравым смыслом". «Здравый смысл» главы государства и большинства членов Федерального Собрания подсказал им принять закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Прежде чем подробнее остановится на этом Законе, который поистине является вершиной жилкомхозного законотворчества, полезно будет сделать небольшой экскурс в недавнюю историю.
Плата, которая взималась с населения в советское время, носила символический характер: обычно, не более 2,5% совокупного дохода семьи. С 1994 г. в России началась реформа оплаты жилья и коммунальных услуг. Характерным для этого процесса было то, что на фоне общего снижения реальных денежных доходов населения доля оплаты жилья в доходах семей выросла в разных регионах от 1,5% в 1993г. до 15% к началу 1997г. На начало 1999 г. доля расходов на питание в потребительских расходах составила 51.3%, что является свидетельством крайне тяжелого материального состояния большинства российских семей. При подобной структуре потребительских расходов возможности значительного роста расходов на оплату жилья и коммунальных услуг крайне ограничены, а потому уже к 1996 г. даже российским либералам-рыночникам стало ясно, что население в ближайшее время не сможет полностью оплачивать издержки по содержанию жилья и поставкам коммунальных услуг. В связи с этим переход жилищно-коммунальной сферы в режим бездотационного функционирования, намеченный реформаторами на 1998 г был перенесен на 2003 г.
В настоящее время существует две формы социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг - льготы и субсидии.
Льготы - социальная поддержка населения по оплате жилищно-коммунальных услуг - установлены по категориальному и профессиональному признакам. К 2001 году число льготополучателей достигло 48,0 млн. человек. В 2002 г. льготы по оплате ЖКУ предоставлены на сумму около 40,0 млрд. руб.
Субсидии - адресная система социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемая по имущественному признаку. Начала вводиться в 1994 г. и работает во всех регионах. В 2002 г. субсидии были предоставлены 10% российских семей на сумму 13,8 млрд. руб.
На местах две формы социальной защиты населения накладываются друг на друга. Приоритетной формой социальной защиты населения является льгота.
Таким образом, наличие двух форм социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг приводит к уменьшению оплаты ЖКУ населением на десятки млрд. руб. в год. Эти средства должны компенсироваться предприятиям ЖКХ из бюджета. Данные за 2001 г. показывают, что льготы были начислены в размере 27,4 млрд. рублей (в большинстве случаев – это снижение уплачиваемой суммы на 50%), а субсидии в размере 5,92 млрд. рублей. Однако нужно понимать разницу между тем, что подлежит к оплате и тем, что было выплачено по факту. Другие данные за тот же год свидетельствуют, что обязательства выполнялись неудовлетворительно как по льготам (выплачено 16,82 млрд. рублей или 61,6%); так и по субсидиям (выплачено 4,42 млрд. рублей или 74,6%). В 2002 г. компенсация составила около 60% от потребности.
В соответствии с принятым Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" дотации предприятиям ЖКХ ликвидируются; взамен бюджеты всех уровней начинают выплачивать субсидии малоимущим. В 2005 году федеральный бюджет перестанет помогать значительной части нынешних льготников - их судьбу будут решать регионы. Понятно, что большинство бедных и средних регионов от льгот поневоле откажется. Ведь уже сейчас ни в одном регионе (!) затраты, связанные с предоставлением гражданам субсидий и льгот на оплату ЖКУ не компенсированы полностью. Взять, например, Красноярский край. Здесь субсидии в Енисейском районе выплачиваются на 67,3 %, в Назарово и Лесосибирске – на 45, в Боготольском районе – на 2,7%, в Тасеевском районе – на 1,7%.
Объем помощи из федерального бюджета регионам рассчитывается по федеральному стандарту доли населения в оплате коммунальных услуг. Сегодня он равен 90%. Законом закрепляется практика, согласно которой этот стандарт является единым для всей страны. И в соответствии с планами правительства в следующем либо в 2005 году все регионы одновременно перейдут к 100% оплате и перестанут получать федеральную помощь на дотации.
Глава Госстроя Николай Кошман, свою поддержку закона объяснил в частности тем, что в 2002 г. ЖКХ страны «потеряло» около 40 млрд. руб. финансируя льготников. С резким сокращением числа льготных категорий эта нагрузка значительно ослабнет. Закон позволит существенно сэкономить на выплате субсидий нуждающимся: им теперь планируется выделять лишь 16,3 млрд. руб. ежегодно. Согласно новому закону, если доля расходов на ЖКХ в доходе семьи превышает установленный стандарт (сейчас 22%), то семья имеет право на субсидию. Все остальные граждане в перспективе будут оплачивать 100% услуг (сейчас государство оплачивает до 40% их стоимости через дотации предприятиям ЖКХ). По прогнозам правительства, за получением субсидий обратятся около 20% семей (примерно 10 млн. семей или 32 млн. человек). Таким образом, получается, что в среднем необеспеченная семья получит вспомоществование на оплату услуг ЖКХ в размере 130 рублей в месяц. Эта подачка, прямо скажем, мало чем сможет помочь, принимая во внимание существующий уровень цен и непрекращающийся рост тарифов.
Надо учитывать, что доля семей, имеющих право на получение субсидий, может оказаться (и окажется!) гораздо больше, чем 20%. Заместитель председателя Госстроя Леонид Чернышев признает, что расчетная часть населения России, которая могла бы обратиться за субсидиями, не будь льгот достигает 42,6%. В этом случае величина субсидии в пересчете на одну семью составит совсем уж неприлично смешную сумму! А избежать наплыва желающих получать субсидии будет непросто. Чтобы платить за квартиру меньше, нужно будет предъявить справку о том, что доход семьи не превышает прожиточного минимума. Но ведь на многих предприятиях, где реальные доходы скрываются от налогов, можно взять справку, которая покажет зарплату в несколько раз меньшую, чем на самом деле. Как предполагают реформаторы преодолеть это препятствие? Под силу ли им это? Оказывается, проблема вполне решаема! Надо лишь организовать эффективную систему кляуз и доносов. Тем более что уже есть передовой опыт Красноярска. Там специально для выявления недобросовестных горожан созданы 8 конфликтных комиссий. Они-то и будут решать: кто лжет, а кто говорит правду. А в помощь им местные чиновники призывают соседей и родных. Если Вы платите за квартиру больше соседа, но точно знаете, что зарплата у него выше - сообщите об этом по телефону доверия в милицию, предлагают в мэрии. Это будет называться «общественный контроль за злостными неплательщиками или людьми, подающими в центры субсидий неверные сведения».
Итак, квартплата вместе с оплатой коммунальных услуг не должна превышать стандарта максимально допустимой доли расходов в совокупном доходе семьи (на сегодня это 22 процента от совокупного дохода). Но закон оговаривает, что этот принцип работает только в пределах социальной нормы жилплощади, все излишки будут оплачиваться по полным ставкам, независимо от того, бедная семья или богатая. Что делать небогатым семьям, которые не справятся с оплатой излишне «просторных» квартир? Гуманный закон обязал местные власти помогать таким семьям … переезжать в более скромное жилье. А если соответствующее заявление на обмен уже подано, семья может до переезда за лишние метры не переплачивать. Ваша доброта не знает границ, господа депутаты!
«Специалисты» по ЖКХ в своих комментариях закона полны оптимизма. Сергей Сиваев, директор направления городского хозяйства Института экономики города, успокаивает: «2002 год был экстремально серьезным. Население стало платить за ЖКХ в среднем на 80% больше. Но мы пережили этот год. Даже если у бюджета не найдется денег на льготников, дальше будет легче, чем в 2002 г. Крупное повышение цен возможно только на газ и свет». Действительно, какая мелочь: «только на газ и свет»! А, между тем, ясно, как божий день - запланированное повышение тарифов приведет к тому, что владение квартирой станет по карману далеко не каждому.
По данным Госкомстата, в третьем квартале 2002 года доходы ниже прожиточного минимума получили 27% россиян. Это означает, что почти треть населения в России живет за чертой бедности. А, следовательно, электрический свет в квартире после повышения тарифов может стать для них непозволительной роскошью.
В ходе реформы РАО "ЕЭС России" повышение цен на электроэнергию неизбежно, и по некоторым расчетам тарифы могут вырасти аж в 4 раза. Если еще и цены на газ поднять до $50 за кубометр, как предлагает "Газпром", то стоимость электричества вырастет настолько, что оплачивать ее станет не под силу большинству потребителей. Уже сейчас многие просто не в состоянии платить по счетам. И хотя в настоящее время население – самый дисциплинированный плательщик (согласно статистике, примерно 90% населения оплачивает услуги вовремя, 7% - с небольшим опозданием, и 3% являются хроническими неплательщиками), задолженность населения к настоящему времени превышает 40 млрд. рублей. Так, например, уровень неплатежей в Магаданской области составляет 40 %, а на Камчатке – все 50%.
Представители крупного бизнеса настроены в отношении закона критично: «К сожалению, через год будут выборы, поэтому льготы на год сохранены - заявил первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев -, а потом опять кто-то будет думать о выборах, и льготы, видимо, так и останутся. Бизнесу будет неинтересно инвестировать в ЖКХ. Я уверен, что люди могут платить 100% за жилищно-коммунальные услуги. Жилье как хлеб. Его покупают все, но разного качества и разной стоимости». Дескать, никуда не денетесь, граждане: замаячит угроза выселения и заплатите, как миленькие. Тем более, что на вопрос, как быть с теми, у кого от советских времен осталась слишком «шикарная» жилплощадь, в законе дан четкий ответ. Если оплата жилья по договору социального найма не производится в течение шести месяцев, неплательщики подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением жилого помещения по нормам общежития. Проще говоря, будут переселять в «общаги». Вопрос в том, хватит ли их на всех «злостных неплательщиков». Судя по сумме задолженности населения и уже запланированному скачку тарифов, наверняка, нет! Результатом такой политики, станет резкое увеличение армии бомжей. «Призыв» в эту армию, в отличие от настоящей, будет осуществлен с большим перебором.
Рьяный сторонник «реформы» ЖКХ губернатор Саратовской области Аяцков, захлебываясь от негодования провозглашает: «Сегодня нужно разрушить коммунистическо-социалистическую систему ЖКХ. Ликвидировать в одночасье. И создать истинно рыночные услуги для народа». А на вопрос о возможности массовых выселений людей из их квартир, не сомневаясь, отвечает: «Это ждет всю Россию. Может быть, это надо говорить с сожалением. Но мы от этого никуда не денемся».
Лишний раз можно подивится безмерному цинизму и лживости власти, когда глава Минфина РФ Алексей Кудрин, заявляет, что реформа жилищно-коммунального хозяйства "не будет проводиться за счет населения и снижения его реальных доходов", учитывая необходимость "защиты наиболее нуждающихся граждан".
«Перестройка» сложившегося еще в советские времена жилищно-коммунального хозяйства вызывает законные протесты и недоумения. Депутат Государственной Думы Сергей Митрохин резонно заметил: «Почему попытка государства переложить свои обязательства на граждан называется «реформой», не очень понятно – гораздо больше это напоминает очередное узаконенное ограбление. Мы, граждане России, как-то совершенно неожиданно оказались иждивенцами на шее у государства, доплачивающего нам за коммунальные услуги. Создается впечатление, что чиновники достают эти деньги из своего кармана. На самом же деле, очевидно, что карман наш. Фактически население полностью оплачивает потребляемые услуги, так как платит налоги. Главной причиной бедствий ЖКХ является не мнимое «иждивенчество» граждан, а изменение бюджетных приоритетов государства... Другая цель чиновничьего мифа – снять с государства все финансовые обязательства в сфере ЖКХ. Раз население «недоплачивает» за коммунальные услуги, то необходимые деньги надо взять у него. А государство здесь ни при чем: объем бюджетных средств, не направленных им за минувшие 10 лет на ремонт теплосетей, подсчитывать никто не собирается».
Чтобы принять закон в Госдуме в третьем чтении, его пришлось четыре раза переголосовывать - и в итоге он был принят с перевесом всего в один голос. Первые два чтения законопроекта вместе с Минэкономразвития пролоббировали в Думе структуры, близкие к РАО «ЕЭС России». Сама президентская администрация до третьего чтения оставалась сравнительно индифферентной к потугам Правительства и руководителей энергомонополии. Однако после презентации на заседании совета директоров РАО "ЕЭС" проекта федеральной компании «Российские коммунальные системы» (РКС) в президентском окружении наконец определились в поддержку закона, что и обеспечило ему успешное прохождение.