От Pout Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.03.2001 18:45:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

611. Наш ответ "стоимости"

Политэк социализма, построенный не на стоимостных категориях, а стоящих глубже них, офизиченных соотношениях, на основе которых разрабатываются показатели эффективности в отдельных отраслях и затем - в масштабах нар.хозяйства.
Опора и логическое начало темы(для случая транспорта)популярно выложено тут.
===============

www.n-t.ru/tp/iz/chm.htm
...
XX век распространил сферу применения физических величин на процессы экономической жизни, в которой потребовались надежные критерии оценки работы промышленных предприятий и транспорта
...
Таблица позволила открыть еще один закон сохранения. Известно, как важно найти объективный критерий для оценки эффективности работы транспорта. Сейчас для этого используют произведение веса перевозимых грузов на длину пути – так называемые тонно-километры L4 · Т–2. Из этой величины логично выводится размерность часовой производительности транспорта – L4 · Т–3 – произведение веса на скорость. Нетрудно видеть: в этом критерии неявно предполагается, что если вес поезда увеличить в 2 раза, то скорость его при той же мощности должна уменьшиться во столько же раз. В действительности этого не происходит, а скорость уменьшается всего в корень кубический из 2, то есть в 1,26 раза.

Причина такого сильного расхождения – некорректность выбора критерия для оценки транспортных услуг, и таблица позволяет предложить для этой цели иную величину. Работа транспортного средства пропорциональна произведению мощности на время – кубу скорости и массе. Поэтому легко убедиться, что критерием оценки работы транспорта должна быть величина
L3 · T–2 · L3 · Т–3 · Т = L6 · Т–4.
В 1980 году П. Кузнецов и Р. Образцова предложили использовать в экономических расчетах эту величину, которой они дали название «тран».

Что же нового дает применение трана по сравнению с тонно-километрами?

Из размерности трана можно усмотреть, что он учитывает массу груза, длину пути и квадрат скорости, в то время как в тонно-километры скорость вообще не входит. Поэтому оплата труда, скажем, в железнодорожном транспорте при оценке с помощью тонно-километров совершенно не учитывает скорости доставки грузов и пассажиров, то есть не поощряет строгого соблюдения расписания. Применяя траны, мы приходим к такой системе стимулирования, которая требует точного выполнения графика движения поездов...

...

аналогичная работа в 80х была и по строительному комплексу. Статьи по "трану"и"расчету эффективности капвложений"надеюсь выложу вскоре
. Пока напомню прежнюю нить 192, из нее кусок.

...
book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Situation-in-Russia&i=971701988

...пошел разговор о замене, уже конкретно, для госплана скажем, ОСНОВНОГО АЛГОРИТМА, ЛЕЖАЩЕГО В ОСНОВЕ ДЕЯТ-СТИ КАПИТАЛИСТА - МАКСИМИЗАЦИИ ПРОЦЕНТА НА вложенный КАПИТАЛ...
Процедура вычисления эквивалента процента на вложенный капитал и его максимизации(оптимизации)делалась для кап.строит-ва, расчета сроков окупаемости и минимизации затрат.
Потом что там еще - были дела с транспортом, морским и жд. Транспортную услугу тоже удалось формализовать и записать исходя из верных абстракций самых изначальных -в виде "закона природы". Этот алгоритм под названием "тран"(единица для расчета транспортной услоуги)описан в диссере Образцовой - жены тогдашнего министра транспорта - м в статье в "Правде"(январь 1985). Метазадачи по ходу решались - мажорировать описание в категориях"стоимости", т.е. в конеч.виде - _не прибегать к ним_, к
стоимостным описаниям. Компьютер для соц.обществ.произв-ва основан на физически измеримых величинах, а не долларах, ценбумагах и прочей околоденежной раскрутке поздних стоимостных форм.
Вторая метазадача- не прибегая к понятию"целесообразность"(невозможно формализовать и сунуть в РС), описать процесс труда и произ-ва.
Третья - связанная со скрытой и явной противоречивостью всего процесса, взятого целиком. Откуда эти _действительные_пр-чия первых стоимостных форм, даже самых первых - меновой и потребит.стоимости, в товаре.
...

Первый просмотр набранных ссылок по "таблице законов природы ди Бартини-Кузнецова"(см.в комнате ссылок)показал, что люди в сети с ней разбираются и развивают. Но, к сожалению, не "общественно-экономические"приложения идей.
До "трана" например дело еще не дошло.