|
От
|
Almar
|
|
К
|
Якса
|
|
Дата
|
26.02.2001 15:59:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
к разговору о причинах
Все, что вы говорите, это правильно. Но вопросы все равно остаются.
>И потому не могут простить парт. секретарю его черную Волгу тогда, и легко прощают белую Audi и черный Mercedes теперь, что тогда у него слово расходилось с делом. Сейчас он декларирует рынок, капитализм, где никто никому ничего не должен. И слово у него не расходится с делом.
Это верно, но вопрос то как раз в том, почему люди прощают на порядок большее зло только из-за того, что оно не осуждается самими носителями зла. (Партаппаратчики имели привилегии, но сами осуждали их и даже кое-где боролись с ними). Где же инстинкт самосохранения людей? Получается, что самым уважаемым членом общества может стать какой-нибудь Чикатилло, при условии, что не будет скрывать своих целей.
Но несомненно неприязнь к сов. власти была. Она накапливалась постепенно десятилетиями, не находя выхода. И один из источников данной неприязни, это то, о чем вы говорите. Уже отмечалось, что заслуга и одновременно трагедия сов. власти в том, что она сама воспитала идеалистов, которые уже не могли мириться ни с одним ее недостатком, ни с одной ложью. Такими были и рабочие (по своему культурному уровню не намного отстающие от интеллигенции – опять заслуга сов. власти), такими были и интеллигенты.
Однако есть и другой источник неприязни, культивировавшийся уже в иной части населения. Есть такое библейское высказывание (цитирую по памяти): «Не давайте святыни псам и бросайте жемчуга своего перед свиньями. Чтобы они не попрали его ногами своими, а затем, оборотившись, не растерзали вас". Немногие пытались анализировать, в чем смысл этого высказывания, хотя большинство согласится, что оно адекватно отражает реальную жизнь. Почему свиньи попрут ногами своими жемчуг – понятно, но почему они растерзают вас? Чтобы отнять жемчуг? Думаю нет. Зачем он им, они и то, что вы им даром давали, затоптали в грязь, не сознавая его ценности? Ответ на этот вопрос в несколько мизантропической манере можно найти у некоторых мыслителей, в частности у А.Зиновьева. Корыстные люди потому ненавидят и борются против бескорыстных (вместо того, чтобы просто пользоваться их бескорыстностью в хорошем смысле слова) потому что само существование бескорыстных людей является источником дискомфорта для остатков их совести, напоминая о собственной низменной природе и низменных желаниях. Поэтому для части людей коммунисты и сов. власть оказались в роли раздающих жемчуг. Планка нравственности, которую декларировала сов. власть, оказалась слишком высокой для большинства. (Это же, кстати, и одна из причин /о этом говорил Герцен/ неэффективности христианства – слишком много неподъемных заповедей. Одну нарушил, а там уж «семь бед – один ответ») Не могу утверждать, что данная тенденция была более значима, чем предыдущая, но она несомненно имела место.
Но в любом случае, если отбросить влияние Запада, ни одна из субъективных причин не привела бы к краху сов. общества, как, впрочем, и влияние Запада без этих и других субъективных причин.
P.S. Думаю, эти соображения подходят к теме Р.Зотеева в нити 588