Всем известны основополагающие работы Константина Эдуардовича
Циолковского по космонавтике, авиации и дирижаблестроению. В этом году
исполнилось 100 лет со дня публикации наиболее знаменитой его работы:
'Исследование мировых пространств реактивными приборами'.
В конце XIX века наука пришла к выводу о неизбежности гибели
человечества. Термодинамика предсказывала 'тепловую смерть' Вселенной,
физика и химия учили о неизбежности истощения ресурсов Земли,
мальтузианская демография приходила к выводу, что размножающееся
человечество обречено на голод и вымирание, а механика не видела путей
преодоления земного тяготения. Чтобы убедиться в последнем, достаточно
почитать тогдашнюю фантастику, все эти 'Из пушки на Луну': самим авторам
всех этих сочинений была понятна их несбыточность. Более серьёзные люди
строили планы связи с иными планетами - например, посредством рисования
в земных пустынях огромных чертежей, которые могли бы увидеть марсиане в
свои телескопы: Поэтому предложенная Циолковским и обоснованная
расчетами схема полетов в космос с использованием ракетных двигателей
является не просто техническим изобретением. Эта работа вселила надежду
в человечества на вечную жизнь и распространение по всему космосу.
Заметим, что другой глобальной перспективы у человечества нет: выбор всё
тот же - или освоение космического пространства, или, как говорил
Циолковский, 'жизнь в колыбели', которая рано или поздно кончится.
Но почему именно Циолковскому удалось найти способ полета в космос?
Несмотря на почести, воздаваемые Циолковскому как отцу-основателю
космической программы, его воззрения по другим вопросам неизвестны
широкой публике. В Архиве Академии наук хранится порядка 500 его
рукописей философского характера. За последние годы некоторые из них
опубликованы в сборниках 'Очерки о Вселенной', 'Космическая философия',
'Гений среди людей' и в журнале 'Самообразование'.
Мало кому известно, что К.Э. Циолковский в течении всей жизни создавал
философско-практическую систему, названную им 'Монизмом'. На её основе
он предложил решение важнейших для человечества задач: создание
идеального строя жизни, энергообеспечения, воздушного транспорта и
космических полетов. Из всего перечисленного только ракетно-космическая
программа Циолковского начала получать практическое воплощение.
План Циолковского состоит в том, чтобы направить развитие общества
вместо самоуничтожения к объединению людей для совершенствования и
познания - на Земле и вне Земли. Для осуществления плана он подготовил
некоторые проекты и расчеты, в том числе проекты космических полетов.
Попробуем, хотя бы вкратце, описать воззрения Циолковского. Начнём с
того, что они были религиозными: Циолковский признавал существование
Бога. Он определял его тройственно: как Первопричину Вселенной, как идею
любви и солидарности, объединяющую всех существ, и как президента
(Циолковский так и писал - 'президент', в его время это слово не было
одиозным) высшей организации высших существ в Космосе.
Из брошюры 'ПЕРВОПРИЧИНА' (написана в 1918 г., опубликована в 1999 г.) -
'О качестве первопричины можно догадаться на основании следующих свойств
вселенной: 1) Безначальность ее во времени. 2) Нескончаемость ее во
времени (вообще, вечное ее существование или существование без
пределов). 3) Нетленность (закон субстанции). 4) Вездесущность
(бесконечное распространение материи). 5) Могущество (бесконечность
энергии). 6) Жизненность (потенциальная способность всякого вещества
возникать к жизни). 7) Благость (этому посвящена особая разъясняющая
статья). 8) Духовность (из предыдущих свойств вытекающая). 9) Единство.
10) Сложность. 11) Воля космоса. 12) Величие.'.
Вселенная, по Циолковскому, состоит из атомов-духов, вечных и неделимых.
Эти атомы-духи перевоплощаются в разных формах, не меняя своих
принципиальных свойств.
Разумеется, взгляды Циолковского были далеко не ортодоксальны. В недавно
изданном сборнике 'Евангелие от Купалы' впервые опубликованы статьи
К.Э.Циолковского, касающиеся научной веры и христианства. Основную часть
сборника составляют описание жизни Христа и комментарии к Евангелиям.
Для значительной части библейских чудес дается рациональное объяснение.
Критика религиозных предрассудков дана Циолковским мягко, но недвусмысленно.
Социальные воззрения Циолковского можно определить как
'рационалистический социализм'. 'Усовершенствование и размножение: вот
главное, на что мы должны обратить внимание' - писал Константин
Эдуардович в статье 'Что делать на земле'. Усовершенствование он видел в
отборе наиболее полезных обществу. Разрешение на создание семьи с правом
иметь детей должно выдаваться обществом (например, судом) на основе
медицинских показателей. Расходы на содержание детей должно нести
государство. Это приведет к созданию многодетных семей и приросту
населения. По расчетам Циолковского Земля (при правильном устройстве
общества) способна прокормить в 1000 раз больше людей, чем сейчас. Для
осуществления серьезных космических программ нужны люди, специалисты.
Смертная казнь в человеческом обществе и убийство животных должны быть
запрещены. Также должны быть запрещены аборты. Следуя православной
традиции Циолковский считает человека живым с момента зачатия и
приравнивает аборт к убийству. К преступникам, по Циолковскому, следует
проявлять милосердие, но ограничивать размножение преступников,
несовершенных людских родов и животных, страдающих от своего несовершенства.
Все человечество должно перейти на вегетарианское питание, как следствие
запрета на убийство животных. Также должно быть прекращено потребление
возбуждающих веществ: алкоголя, табака, а в перспективе кофе и чая.
Сущность предлагаемого К.Э. Циолковским преобразования состоит в том,
чтобы сохранить в низах демократический строй (доступный людям по их
свойствам). Все граждане разбиваются на общества (человек по 100
знакомых между собой по жизни или работе). Из них выделяются общества
все более близкие к коммунизму (именно к коммунизму, а не к
марксизму-ленинизму, заменившему власть Советов на власть партийных
комитетов). Низшие же общества понемногу, может быть за несколько
поколений, переходят к новому строю.
Общество 2-го уровня формируется посредством выборов 5-10 лучших из
каждого общества 1-го уровня. Причем мужчин выбирают только мужчины, а
женщин только женщины. Часть выбранных занимают должности судей,
руководителей и учителей в обществах 1-го уровня, а остальные
обустраивают общества 2-го уровня в различных сферах деятельности.
Примерно через год из обществ 2-то уровня таким же образом выбираются
члены общества 3-го уровня, затем 4-го и затем 5-го уровня. Общество
5-то уровня образует верховный совет государства (из двух палат: мужской
и женской) и формирует правительство. Отправить из высшего общества в
низшее возможно только путем перевыборов в низшем обществе.
Многоуровневая система выборов устранит рекламные предвыборные трюки,
подкуп и подтасовку. Каждый будет выбирать из числа лично ему знакомых
людей. Контроль над выборами в малой группе не представляет труда.
Проходимцы не смогут выдвинуться, а гении будут выбраны в общества
высших уровней и смогут принести максимальную пользу человечеству.
Циолковский полагал, что капитализм и собственность (по его мнению,
основанные на порочных страстях), будут господствовать ещё долго.
Однако, постепенно создаваемые артели (а не использующие наемный труд
'кооперативы') и общества высших уровней своим примером и убеждениями
добьются изменений. Прежде всего, должно быть отменено ростовщичество и
наследование. Интеллектуальной собственностью может обладать только
автор (изобретатель), она не может быть продана или наследована. Запрет
наследования и налоги быстро освободят землю и природные ресурсы от
частного владения.
Из-за своих воззрений К.Э.Циолковский до 1917 г. подвергался
преследованию церковной цензуры, при большевиках был исключен из
Академии общественных наук и даже побывал в лубянской тюрьме - спасло
его вмешательство руководства ЧК. Однако пропаганда Монизма ему была
запрещена.
В наше время многие мысли Константина Эдуардовича могут показаться
смешными или наивными. Тем не менее, имеет смысл отнестись к ним без
иронии. Если идеи Циолковского помогли найти дорогу в космос, то, вполне
возможно, они приведут нас и к лучшему общественному строю.
КНИГИ - ПОЧТОЙ
Книги высылаются наложенным платежем (или с оплатой по счету - для
организаций).
Заявки высылать по адресу: 125438, Москва, а/я 51, НОУ 'Луч', или по
E-mail: luch@luchshe.net или по факсу (095)454-3174 тел (095) 453-1000
См. также на www.cosmos.luchshe.net неопубликованные работы Циолковского.
Каталог КНИГИ-ПОЧТОЙ научной, научно-технической, компьютерной,
медицинской литературы, ноты, словари - высылается бесплатно по запросу
или его можно получить на сайтах www.luch.luchshe.net или www.mybook.ru
1. Кочетков В.Н. Золотая подкова, Ф.60*90/16, 224 стр. 1994 год. Цена 38
руб.
Книга о малоизвестных сторонах жизни и творчества К.Э.Циолковского
(1857-1935). Читатель впервые узнает документальные сведения о
происхождении рода Циолковского, особенностях воспитания и образования
ученого, о редком случае 'резонансного'' совпадения ритмов его жизни с
благотворным воздействием Вселенной и, наконец, о важнейших открытиях
К.Э.Циолковского в науке и технике.
2. Циолковский К.Э. Идеальный строй жизни, Ф.60*90.16, 32 стр. 1998 год.
Цена 30 руб.
Сущность предлагаемого К.Э. Циолковским преобразования состоит в том,
чтобы сохранить в низах демократический строй. Однако выборы будут
устроены прозрачно. Все граждане разбиваются на общества (человек по 100
знакомых между собой по жизни или работе). Общество 2-го уровня
формируется посредством выборов 5-10 лучших из каждого общества 1-го
уровня. Причем мужчин выбирают только мужчины, а женщин только женщины.
Часть выбранных занимают должности судей, руководителей и учителей в
обществах 1-го уровня, а остальные обустраивают общества 2-го уровня в
различных сферах деятельности. Примерно через год из обществ 2-то уровня
таким же образом выбираются члены общества 3-го уровня, затем 4-го и
затем 5-го уровня. Общество 5-то уровня образует верховный совет
государства (из двух палат: мужской и женской) и формирует
правительство. Отправить из высшего общества в низшее возможно только
путем перевыборов в низшем обществе. Многоуровневая система выборов
устранит рекламные предвыборные трюки, подкуп и подтасовку. Каждый будет
выбирать из числа лично ему знакомых людей. Проходимцы не смогут
выдвинуться, а гении будут выбраны в общества высших уровней и смогут
принести максимальную пользу человечеству.
3. Циолковский К.Э. Первопричина, Луч 30 стр. 1999 год. Цена 20 руб.
4. Циолковский К.Э. Что делать на земле (1928 г.), Жизнь человечества
(1930 г.), Луч 40 стр. 1999 год. Цена 20 руб.
5. Циолковский К.Э. Евангелие от Купалы, Луч 256 стр. 2003 год. Цена 200
руб.
Основы научной веры изложены в сравнении с христианской верой. Анализ
жизни галилейского учителя (Христа) и комментарии к евангелиям
составляют основную часть сборника. Вера в первопричину космоса и в
вечность атомов-духов позволяет построить грандиозную картину
мироздания, объяснить человеческие отношения и предсказать развитие
общественного устройства человечества. Научно-технические идеи
Константина Эдуардовича Циолковского вывели человечество в космос - его
мировоззренческие идеи помогут нам преодолеть кризис в развитии
общественных отношений, науки и образования.
6. Циолковский К.Э. Очерки о вселенной, 2-е изд, Золотая аллея, 382 стр.
2001 год.(п) Цена 160 руб.
Очерки подводят итог мировоззренческим исканиям К.Э.Циолковского, в
которых человек рассматривается как составная часть космоса, и будущее
человечества неразрывно связывается с освоением космического пространства.
7. Циолковский К.Э. Гений среди людей Сост. и комм. Л.В.Голованова и
Е.А.Тимошенковой, Мысль, Ф.60*90/16, 544 стр. 2002 год.(п) Цена 180 руб.
Программная работа основателя космонавтики 'Ракеты в космическом
пространстве дается в едином издании с его мировоззренческими и
социологическими произведениями, а также - наиболее полной и законченной
автобиографией, написанной автором в последний год жизни.
8. Циолковcкий К.Э. Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные
силы., 32 стр. 1993 год. Цена 20 руб.
9. Циолковcкий К.Э. Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные
силы. (на англ. языке ), 32 стр. 1992 год. Цена 20 руб.
10. Циолковcкий К.Э. Общественная организация человечества. Горе и
гений, Ф.70*100/16, 32 стр. 1992 год. Цена 20 руб.
11. Циолковcкий К.Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие,
Ф.70*100/16, 32 стр. 1992 год. Цена 20 руб.
12. Циолковcкий К.Э. Суд Космоса., Ф.60*84/16, 20 стр. 1993 год. Цена 20
руб.
13. Адамович Б.А., Горшенин В.А. Жизнь вне земли, Ф.60*90/8, 591 стр.
2001 год.(п) Цена 300 руб.
Особое внимание уделено созданию автономных экологических систем
жизнеобеспечения, открывающих путь к независимому и устойчивому
существованию Человечества в условиях повреждающих воздействий
окружающей среды. Описаны также эколого-политические аспекты жизни
планетных поселений, включающие проблемы планетарной идеологии, экологии
Вселенной, жизни вне Земли и религии, искусственного интеллекта и поиска
инопланетных цивилизаций.
14. Кочетков В.Н. Русская центральная ракета, Луч 1999 год. Цена 180 руб.
Книга содержит описание ракеты с передним (верхним) приложением силы
тяги (тянущая схема). Показаны преимущества этой схемы перед брауновской
с хвостовыми (толкающими) двигателями. Тянущая схема была предложена
К.Э. Циолковским при описании космических ракетных поездов, но
практически до исследований В.Н. Кочеткова в ракетах многоступенчатых не
применялась. Из множества других интересных предложений автора следует
выделить ''Летательный аппарат, возвращаемый с космической орбиты через
атмосферу планеты с использованием эффекта Магнуса-Ранка''. Автором
экспериментально доказано, что роторная посадка такого рода превосходит
даже вертолетную. Технической части книги предшествует очень
обстоятельное описание истории реактивного движения.
15. 'Самообразование'., 1997 год, ?1, 40 стр. Цена 24 руб.
Статьи К.Э .Циолковского 'Наука и вера', 'Пифагор', 'Какой тип школы
желателен'.
16. 'Самообразование'., 1998 год, ? 1, 40 стр.. Цена 24 руб.
Статья К.Э.Циолковского 'О происхождении и сущности музыки'.
<<<